Кто подписал беловежское. Беловежские соглашения

ТАСС-ДОСЬЕ /Кирилл Титов/. Образованный в 1922 г. Союз Советских Социалистических Республик создавался руководством Российской коммунистической партии (большевиков) как база будущей мировой революции. В декларации о его образовании говорилось, что Союз станет "решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику".

Для привлечения в состав СССР как можно большего числа социалистических республик в первой советской конституции (и всех последующих) за каждой из них было закреплено право свободного выхода из Советского Союза. В частности, в последнем Основном законе СССР - Конституции 1977 г. - эта норма была закреплена в статье 72. Начиная с 1956 г. в состав советского государства входили 15 союзных республик.

Причины распада СССР

С правовой точки зрения СССР был ассиметричной федерацией (его субъекты имели различный статус) с элементами конфедерации. При этом союзные республики находились в неравноправном положении. В частности, у РСФСР не было собственной компартии, академии наук, республика также являлась для остальных членов Союза основным донором финансовых, материальных и людских ресурсов.

Единство советской государственной системы обеспечивалось Коммунистической партией Советского Союза (КПСС). Она была построена по жесткому иерархическому принципу и дублировала все государственные органы Союза. В статье 6 Основного закона СССР 1977 г. за компартией был закреплен статус "руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы, государственных и общественных организаций".

К 1980-м гг. СССР оказался в состоянии системного кризиса. Значительная часть населения разуверилась в догмах официально декларируемой коммунистической идеологии. Проявилось экономическое и технологическое отставание СССР от западных государств. В результате национальной политики советской власти в союзных и автономных республиках СССР сформировались самостоятельные национальные элиты.

Попытка реформирования политической системы во время перестройки 1985–1991 гг. привела к обострению всех имевшихся противоречий. В 1988–1990 гг. по инициативе генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева была значительно ослаблена роль КПСС.

В 1988 г. началось сокращение партаппарата, проведена реформа избирательной системы. В 1990 г. изменена конституция, ликвидирована статья 6, в результате чего КПСС была полностью отделена от государства. При этом межреспубликанские отношения не подвергались пересмотру, что привело, на фоне ослабления партийных структур, к резкому росту сепаратизма союзных республик.

По мнению ряда исследователей, одним из ключевых решений в этот период стал отказ Михаила Горбачева от уравнения статуса РСФСР с другими республиками. Как вспоминал помощник генсека Анатолий Черняев, Горбачев "железно" стоял против создания компартии РСФСР и предоставления полноправного статуса российской республике". Такая мера, по мнению ряда историков, могла способствовать объединению российских и союзных структур и сохранить в итоге единое государство.

Межнациональные столкновения

В годы перестройки в СССР резко обострились межнациональные отношения. В 1986 г. в Якутске и в Алма-Ате (Казахская ССР, ныне - Казахстан) произошли крупные межнациональные столкновения. В 1988 г. начался Нагорно-Карабахский конфликт, в ходе которого населенная армянами Нагорно-Карабахская автономная область объявила о выходе из состава Азербайджанской ССР. Вслед за этим последовал армяно-азербайджанский вооруженный конфликт. В 1989 г. столкновения начались в Казахстане, Узбекистане, Молдавии, Южной Осетии и др. К середине 1990 г. более 600 тыс. граждан СССР стали беженцами или вынужденными переселенцами.

"Парад суверенитетов"

В 1988 г. развернулось движение за независимость в Прибалтике. Его возглавили "народные фронты" - массовые движения, созданные с разрешения союзных властей в поддержку перестройки.

16 ноября 1988 г. Верховный Совет (ВС) Эстонской ССР принял декларацию о государственном суверенитете республики и внес изменения в республиканскую конституцию, которые позволяли приостанавливать действие союзных законов на территории ЭстССР. 26 мая и 28 июля 1989 г. аналогичные акты приняли ВС Литовской и Латвийской ССР. 11 и 30 марта 1990 г. ВС Литвы и Эстонии приняли законы о восстановлении собственных независимых государств, 4 мая такой же акт утвердил парламент Латвии.

23 сентября 1989 г. ВС Азербайджанской ССР принял конституционный закон о государственном суверенитете республики. В течение 1990 г. подобные акты приняли все остальные союзные республики.

Закон о выходе союзных республик из СССР

3 апреля 1990 г. ВС СССР принял закон "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР". Согласно документу, такое решение должно было приниматься путем референдума, назначаемого местным законодательным органом. При этом в союзной республике, имевшей в своем составе автономные республики, области и округа, плебисцит должен был проводиться отдельно по каждой автономии.

Правомочным считалось решение о выходе, которое поддержали не менее двух третей избирателей. Вопросы статуса союзных военных объектов, предприятий, финансово-кредитные отношения республики с центром подлежали урегулированию в течение переходного периода сроком в пять лет. На практике положения данного закона не были реализованы.

Провозглашение суверенитета РСФСР

Декларация о государственном суверенитете РСФСР была принята 12 июня 1990 г. I Съездом народных депутатов республики. Во второй половине 1990 г. руководство РСФСР во главе с председателем ВС Борисом Ельциным значительно расширило полномочия правительства, министерств и ведомств РСФСР. Собственностью республики были объявлены находящиеся на ее территории предприятия, отделения союзных банков и др.

Декларация о суверенитете России принималась не для того, чтобы развалить Союз, а чтобы остановить вывод из состава РСФСР автономий. План автономизации разрабатывался ЦК КПСС, чтобы ослабить РСФСР и Ельцина, и предполагал наделение всех автономий статусом союзных республик. Для РСФСР это означало потерю половины территории, почти 20 миллионов населения и большинства природных ресурсов

Сергей Шахрай

в 1991 году - советник Бориса Ельцина

24 декабря 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял закон, согласно которому российские органы власти могли приостанавливать действие союзных актов, "если они нарушают суверенитет РСФСР". Предусматривалось также, что все решения органов власти СССР вступают в силу на территории российской республики только после их ратификации ее Верховным Советом. На референдуме 17 марта 1991 г. в РСФСР был введен пост президента республики (12 июня 1991 г. им был избран Борис Ельцин). В мае 1991 г. была создана собственная спецслужба - Комитет государственной безопасности (КГБ) РСФСР.

Новый Союзный договор

На последнем, XXVIII съезде КПСС 2–13 июля 1990 г. президент СССР Михаил Горбачев заявил о необходимости подписания нового Союзного договора. 3 декабря 1990 г. ВС СССР поддержал предложенный Горбачевым проект. Документ предусматривал новую концепцию Союза ССР: каждая республика, входящая в его состав, получала статус суверенного государства. За союзными органами власти сохранялся узкий объем полномочий: организация обороны и обеспечение государственной безопасности, выработка и осуществление внешней политики, стратегии экономического развития и т. д.

17 декабря 1990 г. на IV съезде народных депутатов СССР Михаил Горбачев предложил "провести по всей стране референдум, чтобы каждый гражданин высказался за или против Союза Суверенных Государств на федеративной основе". В голосовании 17 марта 1991 г. приняли участие девять из 15 союзных республик: РСФСР, Украинская, Белорусская, Узбекская, Азербайджанская, Казахская, Киргизская, Таджикская и Туркменская ССР. Власти Армении, Грузии, Латвии, Литвы, Молдавии и Эстонии отказались от проведения голосования. В референдуме приняли участие 80% граждан, имевших на это право. За сохранение Союза высказались 76,4% избирателей, против - 21,7%.

По итогам плебисцита был разработан новый проект Союзного договора. На его основе с 23 апреля по 23 июля 1991 г. в резиденции президента СССР в Ново-Огареве велись переговоры между Михаилом Горбачевым и президентами девяти из 15 союзных республик (РСФСР, Украинской, Белорусской, Казахской, Узбекской, Азербайджанской, Таджикской, Киргизской и Туркменской ССР) о создании Союза Суверенных Государств. Они получили название "ново-огаревского процесса". Согласно договору, аббревиатура "СССР" в названии новой федерации должна была сохраниться, но расшифровываться как "Союз Советских Суверенных Республик". В июле 1991 г. участники переговоров одобрили проект договора в целом и назначили его подписание на время проведения Съезда народных депутатов СССР в сентябре-октябре 1991 г.

29–30 июля Михаил Горбачев провел закрытые встречи с лидерами РСФСР и КазССР Борисом Ельциным и Нурсултаном Назарбаевым, в ходе которых договорился о переносе подписания документа на 20 августа. Решение было вызвано опасениями, что народные депутаты СССР проголосуют против договора, который предполагал создание де-факто конфедеративного государства, в котором большинство полномочий передавалось республикам. Также Горбачев согласился уволить ряд высших руководителей СССР, негативно относившихся к "ново-огаревскому процессу", в частности, вице-президента СССР Геннадия Янаева, премьер-министра Валентина Павлова и др.

2 августа Горбачев выступил по Центральному телевидению, где заявил, что 20 августа новый Союзный договор подпишут РСФСР, Казахстан и Узбекистан, а остальные республики сделают это "через определенные промежутки времени". Текст договора для всенародного обсуждения был опубликован только 16 августа 1991 г.

Августовский путч

В ночь с 18 на 19 августа группа высших руководителей СССР из восьми человек (Геннадий Янаев, Валентин Павлов, Дмитрий Язов, Владимир Крючков и др.) сформировала Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП).

С целью не допустить подписания Союзного договора, который, по их мнению, привел бы к распаду СССР, члены ГКЧП попытались отстранить президента СССР Михаила Горбачева от власти и ввели в стране чрезвычайное положение. Однако руководители ГКЧП не решились на применение силы. 21 августа вице-президент СССР Янаев подписал указ о роспуске ГКЧП и недействительности всех его решений. В тот же день акт об отмене распоряжений ГКЧП издал президент РСФСР Борис Ельцин, а прокурор республики Валентин Степанков вынес постановление об аресте его членов.

Демонтаж государственных структур СССР

После августовских событий 1991 г. союзные республики, лидеры которых участвовали в переговорах в Ново-Огареве, заявили о своей независимости (24 августа - Украина, 30-го - Азербайджан, 31-го - Узбекистан и Киргизия, остальные - в сентябре-декабре 1991 г.). 23 августа 1991 г. президент РСФСР Борис Ельцин подписал указ "О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР", все имущество КПСС и КП РСФСР на территории России национализировалось. 24 августа 1991 г. Михаил Горбачев распустил Центральный Комитет КПСС и Совет министров СССР.

2 сентября 1991 г. в газете "Известия" было опубликовано заявление президента СССР и высших руководителей 10 союзных республик. В нем говорилось о необходимости "подготовить и подписать всеми желающими республиками Договор о союзе суверенных государств", на "переходный период" создать союзные координационные органы управления.

2–5 сентября 1991 г. в Москве состоялся V Съезд народных депутатов СССР (высший орган власти в стране). В последний день заседаний был принят закон "Об органах государственной власти и управлении СССР в переходный период", в соответствии с которым Съезд самораспустился, вся полнота государственной власти перешла Верховному Совету СССР.

В качестве временного органа высшего союзного управления, "для согласованного решения вопросов внутренней и внешней политики", был учрежден Государственный совет СССР в составе президента СССР и глав РСФСР, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Туркмении, Армении, Таджикистана, Азербайджана. На заседаниях Госсовета продолжалось обсуждение нового Союзного договора, который в итоге так и не был подписан.

Законом также ликвидировался Кабинет министров СССР, упразднялась должность вице-президента Советского Союза. Эквивалентом союзного правительства становился Межреспубликанский экономический комитет (МЭК) СССР, который возглавил бывший председатель правительства РСФСР Иван Силаев. Деятельность МЭК на территории РСФСР была прекращена 19 декабря 1991 г., его структуры окончательно ликвидированы с 2 января 1992 г.

6 сентября 1991 г., в противоречии с действовавшими Конституцией СССР и законом о выходе союзных республик из Союза, Госсовет признал независимость прибалтийских республик.

18 октября 1991 г. Михаил Горбачев и руководители восьми союзных республик (без Украины, Молдавии, Грузии и Азербайджана) подписали Договор об экономическом сообществе суверенных государств. Документ признавал, что "независимые государства" являются "бывшими субъектами СССР"; предполагал раздел общесоюзного золотого запаса, Алмазного и валютного фонда; сохранение рубля в качестве общей валюты, при возможности введения национальных валют; ликвидацию Госбанка СССР и др.

22 октября 1991 г. вышло постановление Государственного совета СССР об упразднении союзного КГБ. На его базе было предписано создать Центральную службу разведки (ЦСР) СССР (внешняя разведка, на базе Первого главного управления), Межреспубликанскую службу безопасности (внутренняя безопасность) и Комитет по охране государственной границы. КГБ союзных республик переводились "в исключительную юрисдикцию суверенных государств". Окончательно общесоюзная спецслужба была ликвидирована 3 декабря 1991 г.

14 ноября 1991 г. Госсовет принял постановление о ликвидации всех министерств и других центральных органов государственного управления СССР с 1 декабря 1991 г. В тот же день главы семи союзных республик (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, РСФСР, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан) и президент СССР Михаил Горбачев договорились подписать 9 декабря новый Союзный договор, согласно которому Союз Суверенных Государств будет образован как "конфедеративное демократическое государство". Азербайджан и Украина в него войти отказались.

Ликвидация СССР и создание СНГ

1 декабря на Украине состоялся референдум о независимости (90,32% принявших участие в голосовании высказались за). 3 декабря президент РСФСР Борис Ельцин заявил о признании этого решения.

Даже уже в Вискулях, даже за два часа до подписания того, что мы подписали, я не чувствовал, что будет слом СССР. Я жил в рамках мифа о великой советской империи. Я понимал, что при наличии ядерного оружия никто атаковать СССР не будет. А без такой атаки ничего и не случится. Я думал, преобразование политической системы будет происходить гораздо более плавно

Станислав Шушкевич

в 1991 году - председатель Верховного Совета Белорусской ССР

8 декабря 1991 г. лидеры РСФСР, Украины и Белоруссии Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич в правительственной резиденции Вискули (Беловежская Пуща, Белоруссия) подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) и роспуске СССР. 10 декабря документ ратифицировали Верховные Советы Украины и Белоруссии. 12 декабря аналогичный акт принял российский парламент. Согласно документу, к сфере совместной деятельности членов СНГ относились: координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики; сотрудничество в области охраны окружающей среды; вопросы миграционной политики; борьба с организованной преступностью.

21 декабря 1991 г. в Алма-Ате (Казахстан) 11 руководителей бывших союзных республик подписали декларацию о целях и принципах СНГ, его основах. Декларация подтвердила Беловежское соглашение, указав, что с образованием СНГ СССР прекращает свое существование.

25 декабря 1991 г. в 19:00 по московскому времени Михаил Горбачев выступил в прямом эфире Центрального телевидения и объявил о прекращении своей деятельности на посту президента СССР. В тот же день с флагштока Московского Кремля был спущен государственный флаг СССР и поднят государственный флаг Российской Федерации.

26 декабря 1991 г. Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию, в которой говорилось, что в связи "с созданием Содружества Независимых Государств Союз ССР как государство и субъект международного права прекращает свое существование".

Первый пункт обвинения основан на том, что в декаб­ре 1991 года президент России Б.Ельцин совершил госу­дарственную измену, подготовив и заключив Беловежские соглашения, окончательно уничтожившие Советский Союз и причинившие огромный материальный ущерб России, ее территориальной целостности, обороноспособности, выз­вавшие многочисленные человеческие жертвы и неисчис­лимые страдания.

Заключению этих соглашений предшествовал ряд иных антиконституционных действий Б.Ельцина, связанных с насильственным захватом союзной власти и переподчинением союзных министерств и ведомств.

Он же, во исполнение беловежских договоренностей, окончательно прекратил деятельность союзных законода­тельных и иных органов власти, переподчинил себе Воору­женные Силы СССР, ввел таможенные и пограничные ба­рьеры на российских границах.

Подписание Беловежских соглашений и последующие дей­ствия Б.Ельцина были совершены в интересах стран - чле­нов НАТО, и в первую очередь Соединенных Штатов Аме­рики.

Не случайно сразу же после подписания договоренностей Б.Ельцин позвонил не кому-нибудь, а именно президенту США, и доложил, что Советского Союза больше нет.
Президент США Джордж Буш в своем заявлении от 25 декабря 1991 года подчеркнул: «Соединенные Штаты при­ветствуют исторический выбор в пользу свободы, сделанный новыми государствами Содружества. Несмотря на потен­циальную возможность нестабильности и хаоса, эти собы­тия явно отвечают нашим интересам» (газета «Известия» за 26 декабря 1991 г.).

Потому Соединенные Штаты Америки и предприни­мают все усилия, дабы СССР больше не возродился ни в каких формах.

В указанных действиях президента Б.Ельцина содержатся признаки тяжких преступлений, предусмотренных статьей 64 УК РСФСР или статьями 275, 278 УК РФ. Причем мы не усматриваем какой-либо существенной разницы в диспози­циях названных статей, ибо в них говорится о деяниях, со­вершенных в интересах иностранных государств и причи­нивших большой ущерб обороноспособности и внешней бе­зопасности страны, а также о насильственном захвате влас­ти.

Умышленные действия президента, а в этом нет сомне­ний, были направлены не только против СССР, но и про­тив Российской Федерации, его преемницы.

Совместно с другими лицами, рядом общественно-по­литических организаций Б.Ельцин уничтожил Советский Союз, который, будучи одним из учредителей Организации Объединенных Наций, обеспечивал надежную внешнюю бе­зопасность всех союзных республик. СССР являлся надеж­ным противовесом гегемонистским устремлениям Соединен­ных Штатов Америки, которые все сильнее проявляются в мире. Наглядное свидетельство тому - последние события на Балканах.

Беловежскими соглашениями и последующими деяния­ми Б.Ельцина было не только уничтожено мощное союзное государство, но и были разрушены экономический, науч­но-технический потенциал, подорваны обороноспособность и безопасность Российской Федерации, о чем мы подробно будем говорить ниже.

Напомню, что после заключения Беловежских соглаше­ний за пределами России оказалось 8 военных округов из 16, которые имелись на территории СССР. Военные окру­га - особенно на западе, северо-западе и юге Советского Союза - были самыми отмобилизованными, насыщенными современной боевой техникой. Они остались на территории новых государств.

На территории бывших союзных республик, за преде­лами Российской Федерации осталось 13 общевойсковых армий и корпусов, 3 армии ПВО. 4 танковые армии, 5 воз­душных армий.

На южном, западном и северо-западном направлениях мы утратили надежные системы противовоздушной обороны. Лишились многих объектов передового базирования и на­блюдения, управления вооруженными силами.

Россия во многом утратила выходы к морю, и в первую очередь в Прибалтике. Возникли серьезнейшие противоречия по Черноморскому флоту, который сегодня мы делим с Ук­раиной. По своим параметрам он в целом уже уступает в 1,5 раза военно-морскому флоту Турции, которая всегда заяв­ляла о своем интересе в Закавказье и Причерноморье.

Блок НАТО уже подобрался чуть ли не к стенам Кремля. Польша, Чехия, Венгрия стали членами этого альянса.

Нет никаких гарантий, что прибалтийские государства - Латвия, Литва, Эстония - не будут приняты в НАТО и на их территории не будет размещено ядерное оружие, наце­ленное на Россию.

Это лишь некоторые последствия, которые мы имеем после развала Советского Союза, нанесшего колоссальный ущерб обороноспособности, внешней безопасности и территориальной целостности России.

Но не только в них мы усматриваем преступный харак­тер деяний Б.Ельцина. Подписав Беловежские соглашения, Б.Ельцин обострил межнациональные, этнические отношения на территории всего бывшего Советского Союза. В столкновениях па нацио­нальной почве в России, Таджикистане, Молдавии, Азер­байджане и в других регионах погибло около миллиона че­ловек. Более 10 миллионов бывших граждан СССР стали беженцами. Подобное насилие над людьми и столь масштаб­ное вынужденное их переселение блекнут перед сталинской депортацией народов.

Б.Ельцин совершил неслыханное нарушение конститу­ционных прав всех граждан Российской Федерации. Как из­вестно, в соответствии со статьей 33 Конституции СССР, каждый гражданин России одновременно являлся граждани­ном Советского Союза. Более 70 процентов граждан РСФСР на референдуме 17 марта 1991 года подтвердили свое жела­ние оставаться гражданами СССР.

Беловежье в одночасье подорвало одну из главных основ правового положения личности - институт гражданства, по­родив тем самым цепную реакцию, которую мы сегодня ви­дим в спорах но нему. Достаточно отметить, что 25 миллионов русских в одну ночь оказались иностранцами на своей земле.

Позднее, в послании Федеральному Собранию 16 февра­ля 1995 года, Б.Ельцин признает, что «потеря части народа на отторгаемой территории есть такой же ущерб для госу­дарства, как потеря, например, руки для человека. По той же причине и действия, направленные на отторжение части госу­дарственной территории, должны считаться преступлением против государства в целом» . Таким образом, Б.Ельцин сам дал оценку своим деяниям, назвав их преступными.

Деяния президента разрушили вековые традиции совме­стного проживания народов Российской империи, а потом и Советского Союза, межличностные отношения, в том числе в экономической, социальной, научной и оборонной сферах. Была ограничена свобода граждан некогда единого государства на перемещение, выбор места жительства, на беспрепятственный, бестаможенный обмен продуктами труда. В этом также проявились высокомерие и бездушие Б.Ель­цина к людям, его злоупотребления властью.

Обладал ли президент России какими-либо полномочи­ями по подписанию Беловежских соглашений, приведших к окончательному разрушению СССР?

На этот вопрос ответ может быть только один: нет, не обладал. Советский народ в подавляющем большинстве сво­ем отказал ему в этом. Поэтому само нарушение Б.Ельци­ным воли народа, высказанной на всенародном референдуме в марте 1991 года, уже является преступным актом. Действия президента далеко вышли за рамки его полномочий, предус­мотренных Конституциями СССР и РСФСР, Законом «О Президенте Российской Федерации», другими законодатель­ными актами.

Несомненно, Съезд народных депутатов и Верховный Совет РСФСР, контролируемые сторонниками президента, сыграли свою негативную роль в разрушении союзного го­сударства. Однако это нисколько не умаляет ответственность самого президента.
К тому же заметим нашим оппонентам, что и в Деклара­ции о суверенитете Российской Федерации, принятой 12 июня 1990 года Съездом народных депутатов РСФСР, гово­рится, что Россия остается членом обновленного Союза ССР.

Как известно, Союзный договор 1922 года был подпи­сан сначала шестью республиками: Россией, Украиной, Бе­лоруссией и входившими в состав Закавказской Федерации Азербайджаном, Арменией и Грузией, а затем к нему присо­единились еще девять республик, составивших Союз ССР. Причем этот договор полностью вошел как составная часть в первую Конституцию СССР 1924 года. Позднее его основ­ные положения были воспроизведены в Конституциях СССР 3936 года и 1977 года, отдельные положения были закрепле­ны также и в конституциях союзных республик.

Союзный договор 1922 года и соответствующие ему кон­ституционные нормы никогда не предусматривали его де­нонсации, поскольку договор был прежде всего документом учредительного, а не международного характера. В договоре, а затем и в конституциях предусматривалось только сохране­ние за каждой из союзных республик, вошедших в Союз ССР, права свободного выхода из Союза, порядок которого был урегулирован Законом СССР от 3 апреля 1990 года.

Вопрос о выходе республики должен был решаться пу­тем референдума. Если за него проголосовало не менее двух третей взрослого населения, то дальше вопрос должен был рассматриваться Верховным Советом СССР и Съездом на­родных депутатов СССР, а потом в самих республиках. Пос­ле этого устанавливался переходный период сроком не более пяти лет, для прояснения всех проблем экономического, финансового, территориального, экологического характера, которые могут возникнуть в связи с выходом республики, а также для решения других споров, прежде всего тех претен­зий, которые могли предъявить граждане. И только по результатам рассмотрения всех названных процедур вопрос о выходе республики из состава Союза окончательно решался Съездом народных депутатов СССР. Этот порядок, установ­ленный Законом СССР от 3 апреля 1990 года, был полнос­тью проигнорирован и отброшен Б.Ельциным.
Следует отметить, что вслед за этим Съезд народных депутатов СССР принял 24 декабря 1990 года три постанов­ления исключительной важности, о которых сейчас редко упоминается.

Первое постановление: о сохранении Союза ССР как об­новленной Федерации равноправных суверенных республик.

Второе постановление: о сохранении названия государ­ства - Союз Советских Социалистических Республик.

Третье постановление: о проведении референдума в Со­юзе Советских Социалистических Республик.

Такой референдум, как вы знаете, состоялся 17 марта 1991 года. Из 185,6 миллиона граждан СССР с правом голоса в нем участвовало 148,5 миллиона, или 80 процентов. Из них 113,5 миллионов, или 76,4 процента, проголосовали за сохранение Союза ССР.
В соответствии со статьей 29 закона о референдуме, его решение имело обязательную силу на всей территории стра­ны и могло быть отменено или изменено только путем дру­гого референдума. Закон обязывал выполнять решение рефе­рендума все государственные органы, организации и всех без исключения должностных лиц, ибо оно являлось выс­шим и непосредственным выражением власти народа.

Поэтому подписанные Ельциным Беловежские соглаше­ния, объявившие, что Союз ССР как субъект международ­ного права и как геополитическая реальность прекращает свое существование, являются незаконными и противореча­щими волеизъявлению народа.
Кроме того, беловежские решения были подписаны лишь тремя «отцами-основателями» СНГ, а не шестью, и тем бо­лее не пятнадцатью. При таких обстоятельствах они не имели права ликвидировать СССР как геополитическое понятие.

Деяния Б.Ельцина по разрушению СССР носили умыш­ленный, осознанный характер и не являются констатацией естественного распада союзного государства, как утвержда­ют наши оппоненты. Об этом свидетельствуют многочислен­ные доказательства. Сошлемся лишь на некоторые из них.

Уничтожение великой страны было совершено Б.Ельци­ным в сговоре с сепаратистами ряда союзных республик. Именно они разжигали национальные конфликты в Закавказье и Средней Азии, в Прибалтике и Молдавии, да и в самой Рос­сии. Это они превратили национальный вопрос в орудие раз­рушения, а не созидания, в орудие для завоевания власти.

Б.Ельцин давно и последовательно шел к уничтожению СССР, о чем свидетельствуют его собственные высказыва­ния. Выступая 30 мая 1990 года на первом Съезде народных депутатов России, он сказал: «Россия будет самостоятель­ной во всем, и решения ее должны быть выше союзных» .

Во время посещения Свердловска 16 августа того же года Б.Ельцин заявил: «Первоначальный вариант моей програм­мы - семь русских государств». А через день, выступая в Республике Коми, отметил, что Россия откажется от союз­ной структуры власти.

В том же ключе высказались и действовали люди из близ­кого окружения президента, его духовные и идеологические наставники.

Одиозные личности из числа бывших народных депута­тов СССР, входивших в пресловутую межрегиональную депутатскую группу, - Гавриил Попов, Галина Старовой­това, Геннадий Бурбулис и другие - прямо провозглашали идею создания на территории Советского Союза свыше 50 независимых государств.

Бывший соратник президента Руслан Хасбулатов, харак­теризуя развал СССР, заявил: «Мы хотели сделать этот переворот»,
«Переворотом» или «переходом к новому качественному состоянию» назвал эти деяния и бывший председатель ель­цинского Совета министров РСФСР Иван Силаев.

Григорий Явлинский, входивший в команду Б.Ельци­на, утверждал: «У Бориса Николаевича и его ближайшего ок­ружения были четкие политические установки... Прежде все­го- одномоментный в прямом смысле, в один день, не только политический, но и экономический развал Союза, ликвидация всех мыслимых координирующих экономических органов, вклю­чая финансовую, кредитную и денежную сферы. Далее - все­сторонний отрыв России от всех республик, включая и такие, которые в то время не ставили такого вопроса, например Белоруссия и Казахстан. Таков был политический заказ». Это откровение лидера партии «Яблоко» можно прочитать в «Ли­тературной газете», N° 44 за 1992 год.

Почти за год до политического уничтожения СССР кон­гресс так называемых демократических сил, проходивший 21 января 1991 года в Харькове, принял решение об упразд­нении СССР. В его работе принимали участие видные демок­раты России: Юрий Афанасьев, Николай Травкин (он сидит в нашем зале), Белла Денисенко, Аркадий Мурашев и дру­гие.

Автор этой концепции Геннадий Бурбулис, идейный на­ставник Б.Ельцина и бывший госсекретарь России, очень сожалел, что не удалось сразу реализовать установки конг­ресса. Сожалел об этом и Б.Ельцин, в чем вы можете убе­диться, прочитав газету «Известия» за 17 декабря 1991 года и «Независимую газету» от 21 января 1992 года. И если се­годня процедура отрешения президента встречает жесткое сопротивление, то это во многом объясняется тем, что здесь, в зале Государственной Думы, да и в стенах Совета Федера­ции находится еще значительное число лиц, представителей партий и движений, которые вместе с Б.Ельциным выдви­нули и реализовали идею уничтожения СССР.

Таким образом, отвечая нашим оппонентам, мы еще раз заявляем, что Советский Союз рухнул не в результате есте­ственных и закономерных процессов, не в результате авгус­товских событий 1991 года, а вследствие политического за­говора «пятой колонны», при попустительстве, а в ряде слу­чаев и участии президента СССР М.Горбачева, руководите­лей ряда союзных министерств и ведомств, в результате за­говора, во главе которого стоял Б.Ельцин.

В марте 1991 года на встрече с москвичами в Доме кино он открыто выступил против референдума о буду­щем СССР. А затем в спешном порядке, используя полно­мочия президента, предпринял новые шаги по уничтоже­нию союзного государства.
20 и 22 августа 1991 года он издает указ о переподчине­нии себе всех органов исполнительной власти СССР, вклю­чая Министерство обороны, МВД, КГБ.
21 и 22 августа указами Ельцина в ведение российского Министерства печати и массовой информации передаются союзные СМИ.

22 августа выходит указ о некоторых вопросах деятель­ности органов власти РСФСР. Вопреки Конституциям РСФСР и СССР, этим указом Совету министров РСФСР предоставлялось право приостанавливать действие постанов­лений, распоряжений Кабинета министров СССР.

24 августа издается указ о передаче в ведение КГБ РСФСР всех видов правительственной связи СССР, а в ведение министерства связи РСФСР (оно называлось - по связи, ин­форматике и космосу) - всех других предприятий связи союзного подчинения.

1 октября правительство РСФСР устанавливает, что ре­шения союзного Комитета по оперативному управлению на­родным хозяйством СССР вступают в действие только в случае одобрения их Советом министров РСФСР.

9 октября 1991 года Госкомитету по делам науки и выс­шей школы поручается принять все союзные организации, действующие в этой сфере, в свое управление.

15 ноября 1991 года Министерству экономики и финан­сов РСФСР переподчиняются все структуры, подразделения и организации бывшего Министерства финансов СССР. Од­новременно прекращается финансирование министерств и ведомств СССР, кроме тех, которым переданы некоторые функции управления Российской Федерации.
15 ноября Генеральному прокурору РСФСР переподчи­няются все организации союзной прокуратуры, включая во­енную прокуратуру.

22 ноября Верховный Совет РСФСР признает Централь­ный банк России единственным органом денежно-кредитно­го и валютного регулирования на территории республики. Ему передаются в полное хозяйственное ведение и управление ма­териально-техническая база и иные ресурсы Госбанка СССР.

Таким образом, при личном участии и под руководством Ельцина еще до подписания Беловежских соглашений у Со­юза ССР и его органов были отобраны основные рычаги управления и была подготовлена база для полного разруше­ния союзного государства.
Естественно, что такого рода узурпация полномочий со­юзных органов органами РСФСР и президентом России резко усилила центробежные тенденции в действиях других рес­публик, которые увидели в этом угрозу себе и поспешили еще более жестко отмежеваться от союзного центра. Это зас­тавило ряд руководителей союзных республик, в частности президента Казахстана Назарбаева, решительно выступить против передачи союзных функций российскому парламенту и российскому руководству, а прерогатив союзного прези­дента - российскому президенту. Выступление Назарбаева состоялось в Верховном Совете СССР 26 августа 1991 года. Позднее он же прямо заявит, что без России не было бы беловежского документа и не распался бы Союз. («Независи­мая газета» от 6 мая 1992 года)
Действия президента Б.Ельцина, российских министерств и ведомств не только усилили центробежные тенденции в других союзных республиках, но и, несомненно, отрица­тельно сказались на характере и результатах референдумов, проведенных во второй половине 1991 года на Украине, в Грузии, Армении. К тому же вопрос, вынесенный на укра­инский референдум, был сформулирован некорректно. Граж­дан Украины спросили не о желании выйти из состава СССР, а хотят ли они жить в независимом государстве. Естественно, желающих жить в колониальном или полуколониальном го­сударстве всегда мало или вовсе нет.

Можно ли было сохранить Советский Союз? Да, мож­но - и это необходимо было сделать. Воля большинства на­рода была выражена на Всесоюзном референдуме 17 марта 1991 года, и государственные лидеры СССР и России, если бы они были патриотами, горячо любящими свое Отече­ство, а не холуйствующими приспешниками Соединенных Штатов Америки, обязаны были выполнить народную волю. Если не могли, то обязаны были уйти в отставку. Этого не последовало.

Беловежские соглашения нанесли сокрушительный удар по экономике и отбросили в своем развитии далеко назад каждую союзную республику. Они принесли неисчислимые и невосполнимые потери, беды и страдания десяткам мил­лионов советских людей, которые и сегодня хотят свободно жить в единой семье народов. Такое объединение давно бы состоялось, если бы не противодействие ему со стороны мно­гих политических элит в бывших союзных республиках, и прежде всего в Российской Федерации.

Для воссоединения народов имеются веские основания, и в первую очередь юридическая ничтожность Беловежских соглашений и правовая несостоятельность их ратификации Верховным Советом РСФСР.

8 декабря 1991 года Россия, Белоруссия и Украина подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Этот акт вошел в историю как "Беловежское соглашение".

Подписанию документа предшествовали события, происходившие с середины 1980‑х гг. на территории бывшего Советского Союза. Изменения в экономической и политической жизни страны привели к углублению противоречий между центром и союзными республиками, стремившимися к самостоятельности. В 1990 г. все союзные республики приняли декларации о государственном суверенитете, устанавливающие приоритет своих законов над законами Союза.

Чтобы остановить распад СССР, 17 марта 1991 г. был проведен о сохранении Союза Советских Социалистических Республик. За сохранение Союза высказались 76,4 % принявших участие в голосовании.

На основе итогов всесоюзного референдума уполномоченной центральными и республиканскими властями рабочей группой в рамках так называемого новоогаревского процесса весной‑летом 1991 г. был разработан проект по заключению договора федерации "О Союзе Суверенных Республик", подписание которого было назначено на 20 августа. Но оно так и не состоялось из‑за попытки государственного переворота, предпринятой консервативным крылом высшего руководства СССР 19‑21 августа 1991 года.

В сентябре 1991 г. СССР признал независимость Литвы, Латвии и Эстонии.
Осенью 1991 г. рабочей группой ново‑огаревского процесса был подготовлен новый проект Союзного договора по созданию "Союза Суверенных Государств" как конфедерации независимых государств. Его предварительное подписание должно было состояться 9 декабря.

1 декабря 1991 г. на референдуме более 80% населения Украины высказалось за независимость своего государства.
8 декабря президенты России и Украины Борис Ельцин и Леонид Кравчук, а также председатель Верховного Совета Белоруссии Станислав Шушкевич в правительственной резиденции "Вискули" в Беловежской пуще (Белоруссия) подписали Соглашение, в котором заявили о прекращении существования СССР и провозгласили создание Содружества Независимых Государств.

В документе была подтверждена приверженность принципам Устава ООН, Хельсинкского Заключительного акта, других международных обязательств. В Соглашении говорится, что с момента его заключения на территориях подписавших его стран не допускается применение норм третьих государств, в том числе бывшего СССР, а деятельность союзных органов власти прекращается. Стороны обязались "развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену".

В Соглашении подчеркнута неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества, заявлены гарантии их открытости и свободы передвижения граждан.

В статьях, касающихся проблем военного строительства и обороны, государства‑учредители зафиксировали свою готовность активно сотрудничать в "обеспечении международного мира и безопасности, осуществлении эффективных мер сокращения вооружений и военных расходов", подтвердили стремление к "ликвидации всех ядерных вооружений, всеобщему и полному разоружению под строгим международным контролем". Стороны заявили, что "будут сохранять и поддерживать под объединенным командованием общее военно‑стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием", а также "совместно гарантируют необходимые условия размещения, функционирования, материального и социального обеспечения стратегических вооруженных сил".

В Соглашении содержался перечень основных направлений совместной деятельности, которую страны намерены осуществлять через общие координирующие институты: координация внешнеполитической деятельности, сотрудничество в формировании общего экономического пространства, в области таможенной политики, развитии систем транспорта и связи, в области охраны окружающей среды, борьбы с преступностью.

Соглашение было объявлено открытым для присоединения к нему всех республик бывшего СССР и иных государств, разделяющих цели и принципы этого документа.

Руководители стран в дополнение к основному документу встречи подписали заявление, в котором констатировали, что "переговоры о подготовке нового Союзного Договора зашли в тупик, объективный процесс выхода республик из состава Союза ССР и образования независимых государств стал реальным фактором". Главы трех государств подчеркнули, что на образование Содружества Независимых Государств они решились, "осознавая ответственность перед своими народами и мировым сообществом и назревшую потребность в практическом осуществлении политических и экономическх реформ".

Соглашение, заключенное в Беловежской пуще, не оставляло места для союзной формы государственного устройства на территории СССР. В последовавшем после его подписания заявлении президент СССР Михаил Горбачев квалифицировал действия руководителей трех республик как антиконституционные. Сами участники Беловежского соглашения отвергали обвинения в разрушении СССР.

10 декабря 1991 г. соглашение было ратифицировано Верховными Советами Украины и Белоруссии, 12 декабря - Верховным Советом РСФСР.

21 декабря 1991 г. в Алма‑Ате руководители 11 из 15 бывших союзных республик (кроме Литвы, Латвии, Эстонии и Грузии) подписали Протокол к Соглашению о создании СНГ от 8 декабря, согласно которому Азербайджан, Армения, Молдавия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Туркменистан и Таджикистан присоединились к Содружеству Независимых Государств в качестве его учредителей на равноправных началах. В тот же день руководители 11 государств подписали также Алма‑Атинскую декларацию, в которой были подтверждены основные цели и принципы СНГ.

Вступление в СНГ Грузии было оформлено решением глав государств от 3 декабря 1993 г., принятым в связи с обращением главы грузинского государства Эдуарда Шеварднадзе от 8 октября 1993 г. 12 августа 2008 г. президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о выходе страны из СНГ. 18 августа 2009 г. завершилась формальная процедура выхода Грузии из СНГ.

В августе 2005 г. Туркмения вышла из действительных членов СНГ и получила статус ассоциированного члена‑наблюдателя.

Из республик бывшего СССР в не вошли Латвия, Литва, Эстония.
(Дополнительный

", 09.12.2011

Женщина с "Оптимой" и трезвые вожди: к 20-летию развала СССР раскрыты секреты Беловежского соглашения

8 декабря 1991 года лидеры России, Белоруссии и Украины в Беловежской пуще подписали легендарное соглашение "О создании Содружества Независимых Государств", знаменовавшее собой распад СССР. К 20-летию памятной даты СМИ напоминают официальную хронику тех событий и публикуют неизвестные широкой общественности рассказы очевидцев о происходившей в усадьбе Вискули исторической встрече Бориса Ельцина, Станислава Шушкевича и Леонида Кравчука.

Так, экс-директор заповедника в интервью "Российской газете" опроверг миф о том, что соглашение заключалось тремя "славянскими зубрами" якобы "по пьяни". А бывшая секретарша из Каменюк, которую в родной деревне в шутку называют "женщиной, развалившей державу", рассказала, как на машинке "Оптима" она печатала все переговоры руководителей трех республик, в том числе текст Соглашения.

В преддверии даты социологи, проведя опрос общественного мнения, выяснили, что, хотя большинство россиян считает, что развала СССР можно было избежать, немногие опрошенные высказываются за восстановление Союза в прежнем формате.

Официальная хроника событий

Как напоминает журнал "Власть", в Беловежском соглашении указывалось, что "Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование". Эта фраза в дальнейшем дала повод для обвинения трех лидеров в уничтожении Союзного государства. В действительности, пишет издание, они лишь подвели итоги необратимого процесса, начавшегося в конце 1980-х годов. Как отмечают "Ведомости", "СССР распался из-за того, что период политической турбулентности совпал с накоплением критической массы социальных и экономических проблем, решение которых откладывалось многие годы". Значительная часть номенклатуры после обновления Горбачевым состава Политбюро и ЦК КПСС осталась оторванной от жизни кастой, которая не хотела и не умела прогнозировать политические и экономические процессы. В таких условиях лидерам трех славянских республик оставалось лишь "зафиксировать смерть государства от стремительно прогрессировавшего паралича и неработоспособности бюрократических структур", отмечает издание.

Первые тревожные свидетельства грядущего распада страны появились во время так называемого "парада суверенитетов" с 1988 по 1990 год. В марте 1990-го Литва первой провозгласила себя независимым государством. Руководство СССР предпринимало попытки сохранить страну, однако все было тщетно. 17 марта 1991 года прошел всесоюзный референдум, на котором 76,4% граждан высказались за "сохранение СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик". Голосование бойкотировали Прибалтика, Молдавия, Армения и Грузия. В апреле о выходе из СССР сообщили грузинские власти.

В том же месяце на встрече президента СССР Михаила Горбачева с главами девяти республик было принято решение о подготовке союзного договора, предусматривающего преобразование страны в федеративный Союз суверенных государств (ССГ). Подписание документа сорвал путч ГКЧП.

С этого момента страна стремительно покатилась к распаду. В августе о своей независимости объявили Эстония, Латвия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Узбекистан и Киргизия. В сентябре 1991 года соответствующее постановление приняли ВС Таджикистана, Армении. В октябре конституционный акт о государственной независимости подписали в Азербайджане и Туркмении.

25 ноября в Ново-Огарево была предпринята еще одна попытка подписать договор о создании ССГ, окончательное решение отложили на декабрь. 1 декабря власти Украины на основании референдума одобрили акт о независимости. Президент РСФСР Борис Ельцин отреагировал на это заявлением, что "без Украины союзный договор теряет всякий смысл". К тому времени только Россия и Казахстан не провозгласили себя независимыми.

8 декабря в Беловежской пуще глава РСФСР Борис Ельцин, президент Украины Леонид Кравчук и председатель ВС Белоруссии Станислав Шушкевич подписали Беловежское соглашение, уже 10-12 декабря оно было ратифицировано всеми участниками. 21 декабря к СНГ присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Грузия была членом СНГ в 1993-2009 годах.

25 декабря 1991 года президент СССР Михаил Горбачев заявил о сложении полномочий, а над Кремлевским дворцом вместо красного флага был поднят трехцветный стяг России.

Что рассказывают очевидцы тех событий

О том, как проходила встреча трех лидеров в Беловежской пуще , в интервью "Российской газете" рассказал бывший директор заповедника Сергей Балюк, уволенный с этого поста в 1994 году. Как напоминает издание, в Беловежской пуще принимали высоких гостей начиная с 1957 года, когда по распоряжению Никиты Хрущева в урочище Вискули были построены охотничий павильон, гостиница, баня и три коттеджа для VIP-персон. Советские вожди приезжали в заповедник отдыхать, охотиться и встречаться с представителями зарубежных стран. По словам Балюка, руководство заповедника предупредили о приезде Ельцина за неделю до исторической встречи. Глава правительства Белоруссии Вячеслав Кебич, сообщая о предстоящем визите, в шутку сказал Балюку: "Ельцин немного любит выпить, так что, если буду пьяным, сядешь за стол вместо меня".

Однако экс-директор заповедника настаивает, что, несмотря на предупреждения подобного рода, о соглашении лидеры договаривались "на трезвую голову". "После уже замачивали, по сто грамм выпили, а так - не", - пояснил Балюк.

Первыми, по его словам, прилетели самолетом на военную базу в Пружанский район Кравчук с премьер-министром Украины Витольдом Фокиным. Затем в Белоруссию прибыл Ельцин, его сопровождали заместитель председателя правительства РФ Сергей Шахрай, госсекретарь Геннадий Бурбулис, министр иностранных дел Андрей Козырев и заместитель председателя правительства РСФСР по вопросам экономической политики Егор Гайдар.

По признанию Сергея Балюка, уже после заключения соглашения, при отъезде Ельцин был "трошки выпивши", а все остальные выглядели трезвыми. "Быть в Пуще и не согреться... Может, уставший был", - оправдывает российского президента бывший директор заповедника.

Как рассказал Балюк, главу Казахстана Нурсултана Назарбаева в Вискулях в первый день ждали до самого вечера, но потом пришло сообщение, что он не приедет, так как "нет горючего для его самолета". В день приезда высокие гости ужинали, отдыхали, парились в бане. Только на второй день вожди, по словам экс-директора, "начали заниматься развалом Союза".

Сергей Балюк поведал, что, когда лидеры 8 декабря подписывали договор, они "отключили все телефоны, связь от всего мира". "Боялись, что кто-то Горбачеву донесет и тот их изолирует", - пояснил он.

Интересные подробности происходившего в Беловежской пуще рассказала и секретарша Балыка, жительница деревни Каменюки, где находится центральная усадьба заповедника, Евгения Патейчук. В родном селе ее в шутку называют "женщиной, которая развалила державу". Как поведала пенсионерка, когда за ней приехали, она собралась всего за пять минут, хотя понятия не имела, куда ее везут.

"Говорят, бери бумагу, копирку, машинку и поедем в Вискули. Я копирку лучшую взяла, машинку "Оптима", что у нас в конторе была. Посадили меня в комнатушку и все время носили и уносили бумажки, все время что-то исправляли. Почерк у всех был одинаково трудный. Волнение у меня было. Могла не на ту букву попасть. Большинство Козырев диктовал. Стоял около меня", - поделилась воспоминаниями Патейчук.

По ее словам, она печатала все документы под неусыпным контролем КГБ. Как призналась пенсионерка, она больше всех обрадовалась, что Назарбаев не прилетел - в противном случае ей пришлось бы перепечатывать все материалы. Евгения Патейчук тоже опровергла слухи, что Беловежское соглашение было якобы подписано "по пьяни". "То, что я видела, - это неправду говорят. Может, расслабуха потом и была, но на людях ничего не было", - заверила бывшая машинистка.

За последние два года россиян, жалеющих о распаде СССР, стало меньше

Большинство россиян продолжает отрицательно относиться к распаду СССР, считая, что его можно было избежать. В то же время восстановление державы в прежнем виде предлагают немногие, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на исследования социологов.

По данным аналитического Центра Юрия Левады, за последние два года с 60% до 53% сократилось число россиян, которые сожалеют о распаде СССР. На 4% выросла доля тех, кто придерживается противоположной точки зрения - с 28% до 32%.

Как отмечают социологи, пик ностальгии по СССР у россиян наблюдался в декабре 2000 года - тогда 75% жалели о гибели страны, 19% относились положительно к этому процессу.

Согласно результатам опроса в ноябре этого года, 33% респондентов уверены, что распад СССР был неизбежен. Еще 14% затруднились высказать свое мнение по данному вопросу.

Более всего россияне сожалеют в связи с распадом СССР о разрушении единых экономических отношений между бывшими республиками (48%), потере "чувства принадлежности к великой державе" (45%), росте взаимного недоверия (41%), вынужденном разрыве связей между родственниками и друзьями (34%).

На вопрос о том, какую форму отношений между республиками бывшего Союза они бы поддержали, 26% респондентов указали на объединение республик по желанию в более тесные союзы. 18% опрошенных высказались за более тесное объединение всех постсоветских республик по типу Евросоюза.

Восстановление СССР в прежнем виде предлагают только 14% опрошенных, 16% - за сохранение СНГ в нынешнем виде. На необходимости независимого существования всех республик бывшего СССР настаивают 12%.

Оценивая нынешние отношения России со странами СНГ, 57% респондентов назвали их дружественным, добрососедскими и спокойными. Прохладными и даже напряженными считают их треть опрошенных (34%).

На сегодняшнем этапе развития Российской Федерации и соседних государств, которые являются приемниками бывшего СССР, существует очень много политических, экономических и культурных проблем. Решение их невозможно без основательного анализа событий, связанных с процессом распада Союза Советских Социалистических Республик. Данная статья содержит четкую и структурированную информацию о развале СССР, а также анализ событий и личностей, напрямую связанных с этим процессом.

Краткая предыстория

Годы СССР - это история побед и поражений, экономического взлета и падения. Известно, что Советский Союз как государство образовался в 1922 году. После этого в результате многих политических и военных событий его территория увеличивалась. Народы и республики, входящие в состав СССР, имели право добровольного выхода из него. Неоднократно идеология страны подчеркивала тот факт, что советское государство - это семья дружественных народов.

Касательно руководства такой огромной страны не трудно предугадать, что оно было централизовано. Главным органом государственного управления была партия КПСС. А лидеры республиканских правительств назначались центральным Московским руководством. Основным законодательным актом, регулировавшим правовое положение дел в стране, была Конституция СССР.

Причины развала СССР

Множество могущественных держав переживают сложные времена в своем развитии. Говоря о распаде СССР, следует отметить, что 1991 год в истории нашего государства был очень сложным и противоречивым. Что же этому поспособствовало? Причин, которые обуславливали развал СССР, можно выделить огромное количество. Попробуем остановиться на главных из них:

  • авторитарность власти и общества в государстве, преследование инакомыслящих;
  • националистические тенденции в союзных республиках, наличие в стране межнациональных конфликтов;
  • одна государственная идеология, цензура, запрет на любую политическую альтернативу;
  • экономический кризис советской системы производства (экстенсивный способ);
  • международное падение цены на нефть;
  • ряд неудачных попыток реформирования советского строя;
  • колоссальная централизация органов государственной власти;
  • военная неудача в Афганистане (1989 год).

Это, конечно, далеко не все причины развала СССР, но их по праву можно считать основополагающими.

Распад СССР: общий ход событий

С назначением на пост Генерального секретаря КПСС Михаила Сергеевича Горбачева в 1985 году началась политика перестройки, которая была связана с резкой критикой предыдущего государственного строя, оглашения архивных документов КГБ и либерализацией общественной жизни. Но положение дел в стране не только не изменилось, но и ухудшилось. Народ стал более активным политически, началось формирование множества организаций и движений, подчас националистических и радикальных. М. С. Горбачев, президент СССР, неоднократно вступал в конфликт с будущим руководителем страны Б. Ельциным по поводу выхода РСФСР из состава Союза.

Общегосударственный кризис

Развал СССР происходил постепенно во всех отраслях общества. Кризис наступил как экономический, так и внешнеполитический, и даже демографический. Об этом в 1989 году было официально объявлено.

В год развала СССР стала явной извечная проблема советского общества - товарный дефицит. С магазинных полок пропадают продукты даже первой необходимости.

Мягкость во внешнеполитическом курсе страны оборачивается падением лояльных к СССР режимов Чехословакии, Польши, Румынии. Там образовываются новые национальные государства.

На территории самой страны также было довольно неспокойно. Начинаются массовые демонстрации в союзных республиках (демонстрация в Алма-Ате, Карабахский конфликт, волнения в Ферганской долине).

В Москве и Ленинграде также происходят митинги. Кризис в стране играет на руку радикальным демократам, которых возглавляет Борис Ельцин. Они приобретают популярность у недовольных масс.

Парад суверенитетов

В начале февраля 1990 года Центральный Комитет партии заявил об аннулировании своего господства во власти. В РСФСР и союзных республиках прошли демократические выборы, на которых победили радикальные политические силы в виде либералов и националистов.

В 1990 и начале 1991 года по всему Советскому Союзу прокатилась волна выступлений, которую потом историки назвали «парад суверенитетов». Многие из союзных республик в указанный период приняли Декларации о суверенитете, что означало верховенство республиканского права над общесоюзным.

Первая территория, которая осмелилась покинуть СССР - Нахичеванская Республика. Случилось это еще в январе 1990 года. За ней последовали: Латвия, Эстония, Молдавия, Литва и Армения. Со временем все союзные государства издадут Декларации о своей независимости (после путча ГКЧП), и СССР окончательно рухнет.

Последний президент СССР

Центральную роль в процессе крушения Советского Союза сыграл последний президент этого государства - М. С. Горбачев. Развал СССР происходил на фоне отчаянной деятельности Михаила Сергеевича по реформированию советского общества и строя.

М. С. Горбачев был родом из Ставропольского края (с. Привольное). Родился государственный деятель в 1931 году в самой простой семье. После окончания средней школы продолжил обучение на юридическом факультете МГУ, где возглавлял комсомольскую организацию. Там же он познакомился со своей будущей женой - Раисой Титаренко.

В студенческие годы Горбачев занимался активной политической деятельностью, вступил в ряды КПСС и уже в 1955 году занял должность секретаря Ставропольского комсомола. Горбачев продвигался по карьерной лестнице государственного служащего стремительно и уверенно.

Приход к власти

Михаил Сергеевич пришел к власти в 1985 году, после так называемой «эпохи смертей генсеков» (за три года умерло три руководителя СССР). Следует отметить, что титул «Президент СССР» (был введен в 1990 году) носил только Горбачев, все предыдущие руководители именовались Генеральными секретарями. Правление Михаила Сергеевича характеризовалось основательными политическими реформами, которые часто были не особо продуманы и радикальны.

Попытки реформ

К таким общественно-политическим преобразованиям можно отнести: сухой закон, внедрение хозрасчета, обмен денег, политику гласности, ускорение.

В большинстве своем общество не оценило реформы и относилось к ним отрицательно. Да и пользы государству от таких радикальных действий было мало.

Во внешнеполитическом курсе М. С. Горбачев придерживался так называемой «политики нового мышления», которая способствовала разрядке международных отношений и прекращению «гонки вооружений». За такую позицию Горбачев получил Нобелевскую премию мира. Но СССР на тот момент находился в ужасном положении.

Августовский путч

Разумеется, попытки реформировать советское общество, а в конце концов и полностью развалить СССР многими не поддерживались. Некоторые сторонники советской власти объединились и решились выступить против тех деструктивных процессов, которые происходили в Союзе.

Путч ГКЧП представлял собой политическое выступление, которое происходило в августе 1991 года. Его цель - реставрации СССР. Путч 1991 года был расценен официальной властью как попытка государственного переворота.

События происходили в Москве с 19 по 21 августа 1991 года. Среди множества уличных столкновений основным ярким событием, которое в конечном счете и привело СССР к развалу, было решение о создании Государственного Комитета по Чрезвычайному Положению (ГКЧП). Это был новый орган, сформированный должностными лицами государства, который возглавил вице-президент СССР Геннадий Янаев.

Основные причины путча

Основной причиной августовского путча можно считать недовольство политикой Горбачева. Перестройка не приносила ожидаемых результатов, кризис углублялся, росла безработица и преступность.

Последней каплей для будущих путчистов и консерваторов стало желание Президента преобразовать СССР в Союз Суверенных Государств. После отъезда М. С. Горбачева из Москвы недовольные не упустили возможности вооруженного восстания. Но удержать власть заговорщикам не удалось, путч был подавлен.

Значение путча ГКЧП

Путч 1991 года запустил необратимый процесс по распаду СССР, который и так находился в состоянии непрерывной экономической и политической нестабильности. Несмотря на желание путчистов сохранить государство, они сами поспособствовали его развалу. После этого события Горбачев подал в отставку, структура КПСС распалась, а республики СССР начали постепенно провозглашать свою независимость. Советский Союз сменило новое государство - Российская Федерация. А 1991 год многими понимается как год развала СССР.

Беловежские соглашения

Беловежские соглашения 1991 года были подписаны 8 декабря. Свои подписи под ними поставили должностные лица трех государств - России, Украины и Белоруссии. Соглашения представляли собой документ, который законодательно закреплял развал СССР и образование новой организации взаимопомощи и сотрудничества - Содружества Независимых Государств (СНГ).

Как уже упоминалось ранее, путч ГКЧП только ослабил органы центральной власти и тем самым сопутствовал распаду СССР. В некоторых республиках начали назревать сепаратистские тенденции, которые активно пропагандировались в региональных СМИ. Как пример можно рассмотреть Украину. В стране на общенародном референдуме 1 декабря 1991 года за независимость Украины проголосовало практически 90 % граждан, а президентом страны был избран Л. Кравчук.

В начале декабря лидер выступил с заявлением о том, что Украина отказывается от договора 1922 г. о создании СССР. 1991 год, таким образом, для украинцев стал отправной точкой на пути к собственной государственности.

Украинский референдум послужил своеобразным сигналом для президента Б. Ельцина, который стал более настойчиво укреплять свою власть в России.

Создание СНГ и окончательное разрушение СССР

В свою очередь, в Белоруссии был избран новый председатель Верховного Совета С. Шушкевич. Именно он пригласил лидеров соседних государств Кравчука и Ельцина в Беловежскую пущу для обсуждения сложившийся ситуации и координирования последующих действий. После незначительных дискуссий между делегатами судьба СССР решилась окончательно. Договор о создании Советского Союза от 31 декабря 1922 года был денонсирован, а вместо него был подготовлен план Содружества Независимых Государств. После этого процесса возникло много споров, поскольку договор о создании СССР был подкреплен Конституцией от 1924 года.

Однако следует отметить, что Беловежские соглашения 1991 года принимались не волей трех политиков, а по желанию народов бывших советских республик. Уже через два дня после подписания соглашения Верховные Советы Белоруссии и Украины приняли акт о денонсации союзного договора и ратифицировали соглашение о создании Содружества Независимых Государств. В России 12 декабря 1991 года прошла такая же процедура. За ратификацию Беловежских соглашений проголосовали не только радикально настроенные либералы и демократы, но и коммунисты.

Уже 25 декабря президент СССР М. С. Горбачев сложил полномочия. Так, сравнительно просто, разрушили государственный строй, который просуществовал годы. СССР хоть и был государством авторитарным, но позитивные стороны в его истории, безусловно, были. Среди них можно выделить социальное обеспечение граждан, наличие четких государственных планов в экономике и превосходную военную мощь. Многие люди и по сегодняшний день с ностальгией вспоминают жизнь в Советском Союзе.