Здание газового завода. Московский газовый завод на курской - записки урбаниста. Водочный завод Смирновых

Продолжаем прогулки по Басманному району Москвы. Зайдём в бывшую промзону, расположенную возле Курского вокзала. Ещё лет 10-15 назад это было достаточно депрессивное место с полузаброшенными производственными зданиями, но зато с богатой историей и прекрасной индустриальной архитектурой. Речь пойдёт о бывшем Московском газовом заводе.


История газового освещения в России началась ещё до войны с Наполеоном. В 1811-м году Пётр Соболевский создал и испытывал первую отечественную установку для получения искусственного газа — «термоламп». А в 1816-м Соболевский успешно применил «термоламп» для освещения мастерских на Пожевском заводе (Пермская губерния). В 1819-м первый газовый фонарь зажгли на Аптекарском острове Санкт-Петербурга. В 1850-м газовое освещение появилось и в Одессе.
В 1863-м первый газовый завод был построен в Петербурге. Вырабатываемый на нём газ использовался для освещения Большого и Малого Императорских театров. Здесь Москва немного отставала, поэтому в 1864-м провели конкурс на организацию уличного освещения, в которым победила «Букье и Компания». "Компанию" голландцу Букье составил английский инженер Гольдсмит. И уже в следующем году был построен первый в Москве газовый завод.
Темпы развития были такие, что через три года в стране было уже 310 газовых заводов. Светильный газ стал активно вытеснять керосин в городских фонарях и стал основным источником освещения городов до появления электрических фонарей. Газ к фонарям доставлялся через подземные чугунные трубы. Пробное освещение произвели на Кузнецком Мосту 25 декабря 1865 года, а 27 декабря состоялось торжественное открытие «газификации» Москвы - возле Архангельского собора в Кремле зажгли первый газовый фонарь. К 1868 году в Москве горело уже более трех тысяч газовых фонарей с простой разрезной горелкой, дававшей силу света до 12 свечей.
Надо сказать, что победа в конкурсе досталась «Букье и Компания» благодаря низкой цене, предложенной на торгах. Уголь первоначально приходилось возить аж из самой Англии, потом перешли на донбасский. Систему освещения компания сдавала "под ключ", т.е. определялась цена за один фонарь, который должен был гореть 2000 в год и снабжение его газом. Под строительство завода были выкуплены огороды в Кобыльской слободе на берегу речки Черногрязки.

Технология получения «светильного» газа" заключалась в сухой перегонке каменного угля. В ретортных печах без доступа воздуха уголь нагревался до температуры 1100 °С. В состав завода входили газовые печи, здание охлаждения и очистки газа, здание счётчиков и регуляторов давления газа в городской сети, основные и вспомогательные газгольдеры для хранения газа.

Первыми возвели заводские корпуса - сооружения, состоящие из нескольких цехов и предназначенные для производства газа из угля.
Вдоль Нижнего Сусального переулка выросли двухэтажные корпуса - конторский и для рабочих. Архитектор - Фёдор Дмитриев.

2.Позже к ним были пристроены трёхэтажные блоки.

3. Аппаратная и ретортная.

4. Видно, что здание удлинили, изменили форму окон, снесли башенку и две трубы.


5. Очень похоже на католический храм.


6.


7. Желание получить побольше площадей несколько испортило общий вид.


8. Но хорошо, что хоть фасады сохранили.

9. Здание для производства "водяного газа". Справа от него выглядывает маленький газгольдер, в котором хранился аммиак.


10. Так оно выглядит сейчас. "Глубокая" реконструкция его пока не коснулась. Трубу снесли.


11.

12. Газгольдер для аммиака. Тоже ещё не подвергался реконструкции. Только кондиционеры на стене говорят о том. что здание обитаемо. Лет 6-7 назад здесь был ночной клуб


Такие вот металлические пристройки до реконструкции были и у многих других зданий.

13. Угол этого здания выглядывет справа на фото 9..

14. А эту трубу сохранили. Надолго ли?

15. Это здание выбивается из общего архитектурного ансамбля.


16. Построено в 1931-32 годы.

Его технологическая функция - газогенератор. Но вот какой именно газ здесь генерировался, затрудняюсь сказать. Либо тот, который шёл потребителю, либо который шёл на подогрев угля.
Вообще сейчас трудно определить, в каком году построены здания. С уверенностью можно сказать только то, что 4 больших газгольдера и два конторских корпуса построены в 1865-м, да и те перестраивались. В 1912-м году завод пережил достаточно серьёзную реконструкцию, были построены 6 новых корпусов. Возможно, часть из них была построена на месте старых.

Газгольдеры (четыре кирпичных строения: 20 м высотой, 10м глубиной и 40 м в диаметре) построили по проекту архитектора Рудольфа Бернгарда, профессора Санкт-Петербургского института гражданских инженеров. В газгольдеры поступал газ для хранения и последующей подачи в распределительную сеть. Заводские корпуса расположились между зданием конторы и газгольдерами. Расположение рядом с железной дорогой, в центре города облегчало подачу газа в городской центр, а также давало возможность поставлять уголь по железной дороге.

Такие большие объёмы газгольдеров нужны были для компенсации неравномерности потребления газа. Газ вырабатывался равномерно в течение суток, а потреблялся только в тёмное время. Сейчас система газоснабжения действует с запасом, поэтому суточная неравномерность ей не опасна, а вот сезонная покрывается в основном за счёт подземных хранилищ газа.

17. Газгольдеры, фото приблизительно 1911 года. Видно, что второй от нас ниже остальных.


18. Они же, три года спустя. Надстроенный "этаж" выделяется цветом.


19. А это современное фото, сделанное примерно с той же точки.


20. Растёсаны окна, сделан новый купол.


21. Вот что мне не нравится, так это то, что не оставили натуральный цвет кирпича.


22. Сейчас в газгольдерах размещаются офисы.

23. Рядом со старыми добрыми газгольдерами построили новый офисный корпус в тех же цветах и почти такой же высоты.

Завод сохранял свою функцию, более того оставался основным поставщиком газа в Москве, до середины 1940-х годов. Когда в 1946-м в Москву пришёл первый магистральный природный газ из Саратовской области, он был перепрофилирован сначала на производство ракетных сопел, затем, в 1950-х, на выпуск газового оборудования: плит и счетчиков. В 1990-х годах здесь стали делать газозапорную арматуру, а сам завод переименовали в завод "Арма". Это, последнее его название, осталось на картах города. Бизнес-квартал "Арма" - так сейчас называется это место.

24. А о газовом прошлом напоминает расположенное теперь уже по соседству АО "Мосгаз".

То, что мы видим сегодня - это результат серьёзной борьбы за сохранение архитектурно-исторического наследия. Когда завод практически прекратил своё существование, возникло несколько проектов использования территории.
Один из проектов был разработан «Моспроектом-4». Он предполагал сохранение только четырех газгольдеров, которые преобразуют в офисные здания с цветной подсветкой. В одном ряду с ними планировалось построить «псевдогазгольдер» - новый административно-гостиничный комплекс. Чуть поодаль должен был быть построен многофункциональный комплекс, включающий подземные автостоянки.
Альтернативный проект был разработан творческим объединением «Газгольдер», он предусматривал реконструкцию территории завода, сохраняющую все исторические здания, но предполагающую освобождение их от всяких уродливых пристроек советской эпохи.

25. В качестве примеров приводился районы "Газометр" в Вене, где аналогичный завод с газгольдерами был перестроен в квартал с жильём, торговыми и развлекательными заведениями.


Эти газгольдеры хорошо видны с шоссе, по которому въезжаешь в Вену с восточной стороны.

Как мы видим, в результате получился хоть и компромиссный, но не худший вариант. Большинство зданий удалось сохранить хоть и не в первозданном, но похожем на него виде.

26. И по вечерам и по выходным, когда офисы уже не работают, здесь достаточно многолюдно, особенно много молодёжи.


Надеюсь, что и те здания, которые ещё не подверглись реконструкции, будут сохранены в своём первоначальном историческом облике.
А мы от газового завода пойдём на расположенный совсем рядом Винзавод.

Зиммеринг – одиннадцатый район Вены, юго-восточная окраина, промзона, ничем, казалось бы, не примечательная. Однако туристы добираются сюда всеми доступными способами. И все для того, чтобы побывать внутри гигантских хранилищ для газа – газгольдеров. Комплекс «Газометр» - это своеобразный альянс жилья, развлекательных центров и магазинов. И это – судьба промзоны в Европе.

Газовый завод. Ретортное и аппаратное здание со стороны подъездной ветки. Из альбома зданий, принадлежащих Московскому Городскому Общественному Управлению. Не всякий знает, но в Москве тоже есть газгольдеры, позади Курского вокзала, в двух шагах от метро, в Нижнем Сусальном переулке. В XIX веке в Европе на смену керосиновым фонарям пришли газовые. Естественно, что в России отставать не хотели. В 1863-м был построен первый завод по производству светильного газа для освещения Большого и Малого императорских театров. В 1861 году (по другим данным в 1865-м, даже точная дата есть – 25 января 1865 года) «Английское общество освещения города Москвы текучим газом» выиграло концессию на строительство в городе первого газового завода по сухой перегонке каменного угля, прокладку труб и постановку фонарей и освещение Москвы «текучим газом посредством подземных труб». Московская Городская Дума заключила контракт с голландским предпринимателем А. Букье и британским инженером Н. Д. Гольдсмитом на целых 30 лет из-за крайне выгодных цен: 14 руб. 50 коп. за один уличный фонарь, горящий ежегодно 2000 часов. Уголь для получения газа решено было доставлять из Великобритании.

В 1865-м Общество выкупило часть огородов Кобыльской слободы под застройку. Четыре кирпичных газгольдера 20 м высотой и 40 м в диаметре были возведены по проекту архитектора Рудольфа Бернгардта, два конторских корпуса созданы Федором Дмитриевым. Сам газовый завод был выстроен между газгольдерами и административным корпусом и представлял собой сооружение, состоявшее из нескольких цехов.

Теперь уже надо объяснять, что такое газгольдеры. Так как потребление газа неравномерно в течение года – возрастает зимой и снижается летом - нужны специальные хранилища для хранения избыточного газа. Это и есть газгольдеры. В них же хранился аварийный запас газа. Сейчас газ хранят в подземных хранилищах, а газгольдеры более не строят, т.к. они занимают большие площади и недостаточны по объему. Да и стоят дорого.


Газгольдеры. Из альбома зданий, принадлежащих Московскому Городскому Общественному Управлению. Пробное освещение произвели на Кузнецком Мосту 25 декабря 1865 года, а 27 декабря состоялось торжественное открытие «газификации» Москвы – возле Архангельского собора в Кремле зажгли первый газовый фонарь. К 1868 году в Москве горело уже более трех тысяч газовых фонарей с простой разрезной горелкой, дававшей силу света до 12 свечей, однако англичане несли огромные убытки - москвичи не спешили проводить в дома дорогой газ, да и торговцы керосином активно распространяли слухи о вреде газа для здоровья.

Не помогло даже предпринятое повышение арендной платы до 40 рублей за один фонарь. И в 1888 году Английская компания передала концессию Генеральному Французскому и Континентальному Обществу освещения.

В 1882 году австрийский ученый Ауэр фон Зильбах изобрел газокалильную сетку. При накаливании сетки получался яркий, так называемый «жаровой» свет. «Сетки Ауэра» давали тройное увеличение силы света. В Москве, пусть и под давлением со стороны общественности, сетки также были установлены.

В 1905 году, по истечении срока контракта, завод перешел к городу. Надо отметить, что к тому моменту дело было основательно запущенно, сеть газовых труб давала сильную утечку газа – до четверти от годового расхода. Поэтому дума пошла на беспрецедентный шаг и выделила на развитие и переустройство завода сразу четыре миллиона рублей - большую по тем временам сумму. В 1912 году начались работы по строительству шести новых корпусов и еще одного небольшого газгольдера с целью увеличения мощности завода. По данным на 1910 год в Москве было 8725 газовых фонарей, 322 – электрических, 13873 – керосиновых и 236 керосино-калильных.


Здание для производства водяного газа. Из альбома зданий, принадлежащих Московскому Городскому Общественному Управлению. Завод сохранял свою функцию, более того оставался основным поставщиком газа в Москве, до середины 1940-х годов, а после был перепрофилирован сначала на производство ракетных сопл, затем, в 1950-х, на выпуск газового оборудования: плит и счетчиков. В 1990-х годах здесь стали изготовлять газозапорную арматуру, а сам завод переименовали в завод "Арма". За все это время корпуса предприятия обросли многочисленными пристройками, в некоторых газгольдерах были прорублены окна и сделаны перекрытия.

В конце 1990-х годов (перед этим завод даже попробовал наладить выпуск моек и смесителей) он практически прекратил свое существование. В 2002 году производство было остановлено, а площади бывшего завода сдали в аренду многочисленным коммерческим фирмам.

Газгольдеры в Вене первоначально предназначались к сносу, однако им решено было дать новую жизнь. В 1995-м был объявлен конкурс идей по перестройке газометров. Выиграли его архитекторы Жан Нувель, Вильгельм Хольцбауэр, Манфред Ведорн и группа «Кооп Химмельблау». В октябре 2001 года состоялось официальное открытие преображенного комплекса.

Газгольдеры, 2006 год. Фото Дениса Ромодина. Московский завод тоже стали обживать мастерские, галереи и дизайн-студии. Они постепенно вытесняли торговые предприятия и склады. Появилось даже творческое объединение «Газгольдер», создавшее проект реконструкции территории завода, сохраняющий все исторические здания, но предлагающий освободить их от наслоений советской эпохи. Архитекторы ТО убеждены: реализация проекта позволит вернуть заводу первозданный облик и создаст совершенно уникальное культурное пространство. Возникнет квартал, подобный Сохо или Челси.

Никто не говорит о музеефикации, напротив, ставится вопрос о выявлении наиболее интересных характеристик зданий и о их использовании в «новой жизни» современного комплекса, - комментирует главный архитектор Центра историко-градостроительных исследований г. Москвы Борис Пастернак. - Ведь Московский газовый завод для своего времени представлял передовое предприятие, оборудованное по последнему слову техники. Для его строительства были приглашены лучшие архитекторы и инженеры (есть сведения даже об участии знаменитого инженера Шухова в проектировании конструкций), иностранные специалисты. Весьма интересна вся историческая композиция комплекса. Но, к сожалению, примеров цивилизованной реставрации и приспособления исторических промышленных предприятий в Москве крайне мало. Чаще всего инвесторы идут по пути полного сноса или по пути временного приспособления с последующим переходом на первый вариант. Долговременные вложения и уровень рентабельности, соотносимый с европейскими городами, у нас никого не устраивают.

Печально, но верно. Проект ТО – альтернативный. Основной же разработан «Моспроектом-4». Он фактически предполагает сохранение только четырех газгольдеров, которые преобразуют в офисные здания с цветной подсветкой. В одном ряду с ними выстроят «псевдогазгольдер» - новый административно-гостиничный комплекс. Чуть поодаль вырастет многофункциональный комплекс, включающий подземные автостоянки. И это несмотря на то, что, после проведенных исследований территории, специалисты рекомендовали «при реконструктивных работах предусмотреть максимальное использование исторических объемов и деталей».

Жизнь архитектурно ценных объектов на закрытых от любопытных горожан территориях бывших заводов и фабрик вообще заслуживает отдельного рассмотрения. Что происходит за забором, можно узнать только случайно. Поэтому лишь за 2008 год были утрачены интерьеры конструктивистского дворца культуры завода «Серп и Молот» (ремонтные работы), разобран и воссоздается в новых материалах старейший деревянный дом Москвы – дом Всеволожского, где во время войны 1812 года печатались бюллетени и воззвания Наполеона (территория фабрики «Красная Роза»).

Индикатор, который показывал уровень заполнения бака, 2006 г. Фото Дениса Ромодина. Комплекс зданий Газового завода был заявлен к постановке на охрану как образец промышленной архитектуры. В конце августа 2008 года историко-культурный экспертный совет Москомнаследия рассмотрел заявку и решил, что только четыре больших, один маленький газгольдер и два корпуса по Нижнему Сусальному переулку могут быть объявлены исторически ценными градоформирующими объектами, остальные здания (а их немало!) вообще ценности не имеют. Кстати, утверждают специалисты, статус ценных градоформирующих объектов фактически ни в одном законе подробно не прописан. То есть, на бумаге он существует, но какие именно ограничения на изменение внешнего вида и внутренней планировки «градоформирующего объекта» налагает – неясно.

Итого: бывший газовый завод - не комплекс зданий, образец промышленной архитектуры, охраняемый законом. Это только отдельные корпуса, имеющие всего лишь статус вновь выявленных ценных градоформирующих объектов.

Иными словами, реконструировать будут – это факт. И степень этой реконструкции предсказать невозможно: решение, принятое Москомнаследием, дает застройщику большое пространство для воображения. Причем на стороне даже самых "смелых" мечтаний - закон.

Что появится вместо: крупный культурный центр, модный квартал, сохраняющий весь уникальный комплекс, или новый офисный центр, базирующийся на четырех газгольдерах с подсветкой? К сожалению, для реализации последнего варианта препятствий практически не осталось. Более того, недавно появились сведения, что застройщик уже выходит на сносную комиссию Москомнаследия со своими предложениями по "преображению" бывшего московского газового завода. Даже кризис не помеха. Увы, офисы, как известно, для Москвы объекты первостепенные. В отличие от той же Вены.

Так что спешите видеть. В путеводитель московский газовый завод, в отличие от своего австрийского собрата, скорей всего, никогда не попадет… Не потому что не заслуживает этого. Просто не успеет.

Фотогалерея




P.S.

За помощь в подготовке статьи мы благодарим Бориса Евгеньевича Пастернака и Дениса Ромодина (проект «СовАрх»).


Над Обводным каналом возвышается аж целых четыре газгольдера, возведенных в период с 1858 по 1872 для газового завода «Общество столичного освещения». Один из них как раз-таки и является одним из самых известных газгольдеров города на Неве. Для хранения запасов газа кирпичное здание использовали вплоть до начала XX века, когда на смену газовому освещению пришло электрическое. Примечательно, что сегодня постройка не пустует. Ведь под ее крышей расположился мото-центр, клуб и кафе «Башни», гости которого могут насладиться разнообразной мототехникой, послушать музыку, а при желании хорошенько подкрепиться или выпить чего-нибудь эдакого. Кроме того, в газгольдере общества расположилось ещё и креативное пространство «Люмьер-холл», где показывают проекционные выставка вроде оживших полотен Ван Гога. В целом газгольдер «Общества столичного освещения» на сегодняшний день находится в неплохом состоянии во многом благодаря клубам - сотрудники поддерживают его в чистоте и ремонтируют. Кстати, практически никаких особо сильных изменений в исторический облик они не внесли - все-таки газгольдер является важным объектом исторического наследия. А вскоре под куполом стариной постройки раскинется самый большой в мире планетарий. Говорят, он может претендовать на рекорд Гиннесса.

    наб. Обводного канала, 74


Так как фонари в городе на Неве были сконцентрированы в самом центре Северной столицы, газгольдеры возводили неподалеку, и располагаются они не так уж далеко даже друг от друга. Так, на улице Заозёрной стоит утративший свою историческую функцию газгольдер «Общества освещения газом Санкт-Петербурга». Построили его в 1881 году по проекту архитектора Ивана Мааса для конкурирующего с «Обществом столичного освещения» предприятия – «Общества освещения газом Санкт-Петербурга». После того, как в газгольдере прекратили хранить запасы газа, здание приспособили под различные производства. А сегодня его вместе с прилегающей территорией выкупила строительная компания - здесь будут возводить жилой комплекс. Однако не стоит думать, что газгольдер снесут - напротив, компания приняла решение сохранить газгольдер как памятник и собирается его отреставрировать и привести в порядок. Сейчас известно, что его внутреннее пространство поделят на уровни, а в свое время в "РБК" писали о том, что здесь будет организована автомобильная стоянка.

    Заозёрная ул., 3а


Многим знаком заводской сад Сан-Галли на Лиговском, который является частью некогда обширного комплекса чугунного и механического завода, появившегося в здешних местах в далеком 1853 году по инициативе немецкого предпринимателя, изобретателя и короля российского чугунного литья Франца Карловича Сан-Галли. В 1867 году на территории был возведен весьма необычный газгольдер. Он, в отличие от своих "собратьев", не снабжал газом фонари, а хранил запасы горючего для нужд предприятия. Также отличает этот газгольдер и форма - он вовсе не круглый, а шестигранный и больше всего напоминает гайку. Использовали «гайку» не так долго - уже в 1894 ее переоборудовали под обыкновенный склад. Ну а буквально несколько лет назад, в 2012, газгольдер отремонтировали, почистили от копоти и грязи и превратили в огромный клуб.

    ул. Черняховского, 75


С Екатерингофского моста открывается отличный вид на это экстравагантное строение конца XIX века. При этом газгольдер никогда не использовался для питания газом петербургских фонарей, а был построен для снабжения частного спиртоочистного завода, продукцию которого приобретала казна. Естественно, газгольдер использовали по назначению непродолжительное время. Сегодня он стал памятником эпохи ранней газификации Петербурга, а также базой научно-исследовательского института синтетического каучука.

    набережная Екатерингофки


Есть в Петербурге Газовая улица, которую в свое время называли "Газовой пустошью", хотя строений здесь хватало. Одной из ее достопримечательностей является как раз-таки Газгольдер. Построили его в 1902 году по проекту инженера Василия Корвина-Круковского специально для французского газового завода, который располагался неподалеку и был предназначен для переработки и хранения природного газа, использовавшегося для обеспечения уличного освещения.

    Газовая ул., 10

Фото: realty.rbc.ru, citywalls.ru, karpovka.com, wikimapia.org

МОСКОВСКИЙ ГАЗОВЫЙ ЗАВОД moscowhite wrote in April 3rd, 2009

В 1861 году майнцский купец Дитрих и петербургские купцы Сименс и Гальске обратились к Московскому генерал-губернатору с предложением об устройстве в городе газового освещения. Торги на концессию выиграла фирма голландского предпринимателя А. Букье и английского инженера Н. Гольдсмита «Сity of Moscow gas company limited».

В 1865 году фирма выкупила часть огородов Кобыльской слободы на берегу речки Черногрязки, к югу от Нижнего Сусального переулка. Первыми заводскими постройками стали корпуса по производству газа из кокса. По линии Нижнего Сусального переулка были выстроены два двухэтажных корпуса для контор и проживания рабочих (архитектор Фёдор Дмитриев). Тогда же архитектором Рудольфом Бернгардом по задней границе участка были построены четыре кирпичных газгольдера высотой 20 метров, глубиной 10, и по 40 метров в диаметре. Сам газовый завод был выстроен между газгольдерами и административным корпусом, представлял собою единое, симметричное в плане сооружение, состоявшее из нескольких цехов.

В 1888 году Английская компания передала концессию Генеральному Французскому и Континентальному Обществу освещения, а в 1905 году, по истечении срока контракта, завод перешёл к городу. В 1912 году начались работы по строительству новых корпусов с целью увеличения мощности завода. Старое здание было снесено ровно по линии симметрии, после чего техником Александром Константином Вольдемаром Рооп выстроено шесть новых корпусов (аппаратное и ретортное отделения, аммиачный завод, сооружения для очистки газа от примесей, завод счётчиков, завод водяного газа) и ещё один небольшой газгольдер. Также был перестроен один из конторских корпусов по переулку.

В конце 1920-х и начале 30-х выстроен ряд вспомогательных строений, а также крупное здание газогенератора (архитектор Николай Морозов). Но после ввода в строй газопровода Саратов-Москва в 1946 году производительность завода резко снизилась. Основной его функцией стало производство тугоплавких газовых горелок, в том числе и ракетных сопл. Пол генплану Москвы 1971 года завод был включён в число предприятий, выводимых за пределы города. Тогда же его территория была разделена на несколько владений.


Это не часы с одной потерянной стрелкой:) Это старинный газовый счетчик, который показывал, сколько газа осталось в газгольдере.

В девяностые годы производство на территории завода, по печальной традиции, захирело, а его помещения заняли многочисленные коммерческие арендаторы. Но затем там стали появляться дизайн-студии, галереи и репетеционные базы, и появился проект реконструкции газового завода под многофункциональный художественный центр . Такой опыт в мировой культуре уже имеется - переоборудование аналогичного завода в Вене вызывает восхищение смелостью архитектурного решения и тщательностью сохранения уникального памятника. Но у нас на такую благую цель инвестора не нашлось, и проект так и остался проектом. Так же как и дипломная работа выпускниц МАРХИ О. Дихтенко и Е. Винтовой, которые еще в 1998 году разработали проект, предлагавший конверсию бывших газгольдеров в полифункциональный комплекс. Башни газгольдеров должны были превратиться в Клуб, Аттракционы, Выставочный павильон, Цирк и Оранжерею, а цеха завода адаптировались под «Площадь Мастеров» – магазины при творческих мастерских. Всем этим радужным надеждам и красивым планам не суждено было сбыться...

Но буквально несколько дней назад появилась информация еще более пугающая - некоторые здания уникального завода собираются снести ! Уже готовы данные экспертизы, что в них нарушены нормы по количеству тяжелых металлов, и вообще они, дескать, сильно обветшали. А один из газгольдеров и вовсе "случайно" сгорел - что ж, методы очень знакомые. Надежда, конечно, умирает последней, но, видимо, в первозданном виде мы уже не увидим этот прекрасный псевдоготический заводской комплекс никогда.

Местонахождение комплекса.
На территорию вход по пропускам, но если кто хочет успеть поснимать - пишите мне в личку, я расскажу, как пробраться на завод.

В Москве закрываются крупные заводы и фабрики. Это особенность нашего нового времени. Одни говорят, что крупным предприятиям не место в столице, другие говорят об упадке нашей промышленности в целом. Но факт остается фактом. Как правило крупные промышленные объекты располагаются на больших площадях. Огромные площади промзон причудливым образом распространены по карте Москвы и какое-то время назад было непонятно что там происходит вообще. Высокие заборы, а за заборами, если заглянуть, какие-то ржавеющие остовы оборудования и разрушающиеся от времени здания. Некоторые предприятия сейчас полностью стерты с лица города, так как пустующие площади не приносят чиновникам дохода. Так произошло с заводом ЗИЛ, например. Другим повезло больше. Как не странно это предприятия, отстроенные еще в начале прошлого века, чьи корпуса из красного кирпича построенные на века дошли до нас в довольно неплохом виде. Мода на лофты, на промышленный дизайн докатилась и до нашей страны. И вот теперь старые промзоны убрали свои высокие заборы, расчистили территории, привели фасады бывших заводов в порядок и теперь там бизнес-центры, рестораны и общественные пространства. Это очень круто. Одно из таких мест, это территория бывшего завода "Арма". Посмотрим на красоту промышленной архитектуры начала прошлого века.
1. Я тут ни разу не был, вернее как-то проходил мимо. Мимо потому, что тут кругом был забор. И сейчас тут пока еще не все подчистили. Пока еще можно насладиться такими вот пейзажами, характерными для "ржавого пояса".

2. Территория бывшего газового завода находится прямо у выхода из метро "Курская". Тот выход, который ведет в сторону Нижнего Сусального переулка. Собственно вот он. Раньше тут я помню была дорога и были запаркованы машинки, вдоль дороги стояли палатки и было довольно грязно. Теперь красота. Приятная пешеходная зона. Фасады домиков отчистили от слоев штукатурки до самого кирпича - очень красиво.

3. Посадили кусты, сделали газончики.

4. Неужели это Москва, неужели бывшая промзона? Как же круто сделали. Ведь как раньше делали "реновацию", если такое слово уместно, промышленных построек или просто старых домиков? Фасад не ремонтировался, менялись окна на белый пластик (очень было модно еще делать зеркальные стекла), а на стены вешался вентфасад из композита или керамогранита и все. Типа сделали красиво. При этом естественно вся архитектура здания сразу убивалась. Получались стандартные коробки, в которых нельзя даже угадать силуэт исторического здания.

5. Теперь в моде естественная красота. Конечно здания не остались в своем первоначальном виде, внутри все приспособлено под современные офисы, проведены коммуникации, но фасады по максимуму сохранены, окна хоть и новые, современные, но раскладка профиля старается быть приближена к изначальной.

6. Такой утилитарный, как кажется, стиль, стены из голого кирпича, эти все трубы или вот уже современные элементы - клумбы из ржавых листов стали. Все это очень круто и свежо смотрится сейчас, так как в Москве не так уж много осталось мест с целыми зонами архитектурно аутентичной застройки начала прошлого века. Сейчас их становится больше.

7. Виды тут и правда "не наши". Где-нибудь в Европе да, но это не похоже на Москву. В выходной, пока работающие в местных офисах отдыхают дома, сюда приходит довольно много народу, в основном молодежи, посидеть в кафешках, посидеть на лавочках под солнцем, и очень многие тут устраивают фотосессии.

8. Элементы прошлого оставили и это только добавляет колорита.

9. Прекрасные фасады. Не будет преувеличением, если я скажу, что обновленные таким образом бывшие промышленные зоны становятся новыми полюсами притяжения для горожан и для приезжающих в наш город. По сути появляются новые достопримечательности, которые вполне могут наполнить путеводители, приезжающих в Москву туристов.

10. Комплекс зданий газового завода - это памятник промышленной архитектуры XIX - начала XX века. Совершенно необычные круглые домики - это газгольдеры. Видел, что в Вене тоже из бывших газгольдеров сделали жилые дома - очень необычно наверное жить в круглом доме.

11. Навигация.

12. Черные профили витражей и окон очень круто сочетаются с кирпичом. Я так понял, что все таблички и вывески разных фирм и ресторанчиков тоже согласовываются с архитекторами этого комплекса, поэтому мы тут не видим никаких аляповатых вывесок, все сделано в едином, сдержанном стиле.

13. Даже те немногие современные элементы выглядят вполне себе уместно.

14. Красиво. Надстроили мансарду, понятно, надо максимально использовать площадь, квадратные метры - это деньги, но и это сделали очень аккуратно.Над мансардным этажом, как я понял еще один технический этаж с системами кондиционирования и вентиляции, судя по решеткам. Опять же все аккуратно, не стали просто ставить оборудование на кровлю.

15. Большая часть между зданиями отдана парковке, к сожалению она не подземная. Но все равно осталось место для елочек.

16. Элементы из прошлой жизни. Интересно, что это за шкала? Может она показывала степень наполненности резервуара?

17. Неподалеку здание "Мосгаза"

18.

19. Современный похоже корпус, но он тоже отлично вписывается в общую архитектуру.

20. Красота.

21. Очень понравилось.

22. На заднем плане тоже какой-то причудливый домик.

23.

24. Не всякий современный бизнес-центр может похвастаться таким крутым, актуальным дизайном.

25. Немного жаль, что, как я уже говорил, бОльшая часть всей площади, вокруг корпусов занята парковкой. Пока у нас еще нет тренда строить подземную парковку, а вверху сделать пространство для пешеходов.

26. Домики видимо были не в лучшей форме и видно, что кое-где кирпичи новые.

27. Неплохие названия.

28. Красиво. Очень крутое место. Надо будет сюда придти летом.

29. Скамеечки. Плиточка ровно положена. Неожиданно, когда благоустройством занимается частная контора, то и спрос со строителей выше.

30.

31. А еще тут есть отличный магазин и кафешка с пироженками от "Венского цеха" - рекомендую, очень вкусно, и, как не странно, все сделано без страшных ингридиентов, которые обычно пихают в кондитерские изделия, тут из натурального сырья.