Инвестиции за счет средств бюджета. Капитальные вложения: новые правила финансирования. Основные направления деятельности

В ст. 6 БК РФ бюджетные инвестиции трактуются как бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества. В общем виде бюджетные инвестиции можно подразделить на две группы, рис. 11.1.1:


Рис.11.1.1. Классификация бюджетных инвестиций

К первой группе относятся капитальные вложения или приобретения недвижимого имущества (далее – бюджетные инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений), ко второй – любые инвестиции, не относящиеся к первой группе. Применительно ко второй группе можно, скорее, говорить о ее допустимости в рамках бюджетного законодательства, нежели о широкой практике применения. Так, бюджетные инвестиции, предоставляемые юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, могут быть направлены на любые цели. При этом информация о них (только если это не капитальные вложения) должна в обязательном порядке включаться в соответствующий закон о бюджете Объемы бюджетных ассигнований по таким инвестициям малы, а цели инвестирования носят индивидуальный характер.

Бюджетные инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений, наоборот, являются ключевым фактором экономического развития страны и представляют значительную величину в общей структуре источников финансирования (табл. 11.1.1).

Таблица 11.1.1. Распределение инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, %% к итогу

Показатель 2012 г. 2013 г.
В процентах к итогу
Инвестиции в основной капитал - всего
в том числе по источникам финансирования:
собственные средства 44,5 46,1
привлеченные средства 55,5 53,9
из них:
кредиты банков 8,4 9,3
в том числе кредиты иностранных банков 1,2 0,9
заемные средства других организаций 6,1 6,2
бюджетные средства 17,9 18,8
в том числе из:
федерального бюджета 9,7 9,8
бюджетов субъектов Российской Федерации 7,1 7,7
средства местных бюджетов 1,1 1,3
средства внебюджетных фондов 0,4 0,3
средства организаций и населения, привлеченные для долевого строительства 2,7 3,0
прочие 20,0 16,3

Бюджетные инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений, имеют единый, законодательно закрепленный и отработанный на практике механизм реализации. Характерные особенности бюджетных инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений, обусловлены ограничениями как градостроительного, так и бюджетного законодательства. Данные ограничения касаются, в первую очередь, статуса субъектов инвестиционной деятельности и взаимоотношений между ними, что наглядно представлено на схеме рис. 11.1.2.



Рис. 11.1.2. Субъекты инвестиционной деятельности в бюджетном процессе

Заказчик является ключевым субъектом при осуществлении бюджетных инвестиций. В соответствии со своими стандартными функциями он осуществляет согласование проектно-сметной документации в различных инстанциях, включая органы государственной экспертизы, утверждает и направляет подрядчику рабочую документацию, получает разрешение на строительство и отчитывается перед службой государственного архитектурно-строительного надзора о соблюдении действующего законодательства в сфере строительства, осуществляет технический надзор, приемку выполненных работ, сдачу готового объекта в эксплуатацию. Поскольку при реализации бюджетных инвестиций финансирование работ осуществляется только через счет организации заказчика, он дополнительно к вышеперечисленным функциям осуществляет функцию инвестора, к которой добавляется прерогатива выбора организаций, выполняющих работы, поставляющих товары, оказывающих услуги, продающих объекты недвижимого имущества, в соответствии с федеральным законом от 5.04.2013 г. № 44-ФЗ.



Деятельность поставщиков регулируется градостроительным и гражданским законодательством и определяется контрактом. Контракт должен содержать сведения о гарантийных обязательствах, величине авансов (не более 30%), применяемой сметно-нормативной базе, соответствующие бюджетному законодательству. Функции поставщиков определяются технологической структурой капитальных вложений , представленной в табл. 11.1.2.

Таблица 11.1.2. Технологическая структура капитальных вложений

В соответствии с табл. 11.1.2, капитальные работы производят подрядчики, капитальные приобретения осуществляют поставщики оборудования. В выполнении прочих работ участвуют проектные и изыскательские организации, инжиниринговые компании, а также специализированные государственные организации, включая органы власти и естественные монополии, осуществляющие согласования и присоединения к инженерным коммуникациям, органы государственной экспертизы. Функция технического надзора может быть поручена заказчиком сторонней организации по отдельному контракту.

Введение в действие с 1.01.2014 г. Федерального закона от 5.04.2013 г. № 44-ФЗ призвано увеличить объем гарантий для государства, отрегулировать процедуры проведения конкурсов и аукционов с целью повышения их прозрачности. Положения данного закона применяются абсолютно ко всем заказчикам, включая коммерческие организации, получающие целевое бюджетное финансирование на расчетный счет в коммерческом банке, что, безусловно, расширяет горизонты действия бюджетного законодательства.

В соответствии с БК РФ можно выделить три способа финансового обеспечения капитальных вложений:

1. Бюджетные инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности.

2. Субсидии из бюджета на осуществление капитальных вложений автономным и бюджетным учреждениям, государственным (муниципальным) предприяти.

3. Бюджетные инвестиции, предоставляемые негосударственным организация.

Первый способ является наиболее отрегулированным и распространенным на практике. Заказчик имеет статус государственного заказчика и является получателем бюджетных средств. Можно выделить два вида государственных заказчиков - получателей бюджетных средств:

Получатели согласно ст.6 БК РФ, к которым относятся органы власти и государственные казенные учреждения;

Автономные и бюджетные учреждения, а также государственные (муниципальные) унитарные предприятия, заключившие с главным распорядителем бюджетных средств Соглашение о передаче полномочий;

При этом получателю бюджетных средств в органах Федерального казначейства открываются лицевые счета получателя бюджетных средств по переданным полномочиям для учета операций по осуществлению бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности. Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется органом Федерального казначейства на основании Порядка, утвержденного приказом от 1.09.2008 г. № 87н.

Второй способ является законодательным нововведением. На практике он пока распространен меньше, чем приведенный выше первый способ, а период 2014-2016 гг. считается переходным. В этом случае осуществляется предоставление бюджетных средств в форме субсидий на осуществление капитальных вложений бюджетным и автономным учреждениям, а также государственным (муниципальным) унитарным предприятиям. Объясняется такой способ отсутствием у перечисленных учреждений и предприятий статуса получателя бюджетных средств согласно новой редакции БК РФ. Это обусловлено реформой правового положения государственных и муниципальных учреждений, проводимой согласно Федеральному закону от 8.05.2010 г. № 83-ФЗ. Данный способ предусматривает заключение Соглашения о предоставлении субсидии между получателем бюджетных средств (как правило, органом власти) и бюджетным (автономным) учреждением или государственным (муниципальным) унитарным предприятием. Стандартной передачи функций государственного заказчика от органа власти, который является в данном случае и главным распорядителем и получателем бюджетных средств, к учреждению или предприятию не происходит. Соответственно статуса государственного заказчика они не получают. Субсидии по такому соглашению поступают на счет органа Федерального казначейства, учитывающий операции со средствами организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, и, соответственно, лицевой счет учреждения или предприятия. Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется органом Федерального казначейства в соответствии с представленными организациями Сведениями об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению на соответствующий год, утвержденными органом власти.

Третий способ заключается в предоставлении бюджетных средств на инвестиционные цели юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, передающим права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных капиталов государству по договору с Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или уполномоченными ими органами исполнительной власти, а также местной администрацией муниципального образования. Ключевым действием здесь является заключение договора передачи коммерческими организациями эквивалентной части уставных (складочных) капиталов государству в обмен на денежные средства, предоставленные для осуществления капитальных вложений или приобретения недвижимого имущества. В рамках данного договора бюджетные средства поступают на счет организации в коммерческом банке. Статуса государственного заказчика данные организации не получают. Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется органом Федерального казначейства на этапе выполнения обязательств по договору передачи уставных капиталов на основании Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 1.09.2008 г. № 87н.

Практической формой реализации бюджетных инвестиций являются адресные инвестиционные программы, формируемые соответственно в составе федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов.

Рассмотрим федеральную адресную инвестиционную программу – ФАИП. Формирование и реализация ФАИП осуществляется на основании утвержденных Правительством РФ Правил. Согласно данным Правилам, формирование и методическое сопровождение ФАИП осуществляет Минэкономразвития России, которое доводит до субъектов бюджетного планирования методические рекомендации по подготовке предложений по определению бюджетных ассигнований. К субъектам бюджетного планирования относятся все федеральные министерства. После утверждения Правительством РФ основных характеристик федерального бюджета субъекты бюджетного планирования совместно с предполагаемыми главными распорядителями и с учетом предложений государственных заказчиков формируют предложения о распределении бюджетных ассигнований по объектам. К главным распорядителям относятся федеральные министерства, федеральные службы и агентства им подведомственные, а также наиболее значимые учреждения культуры, науки, образования и здравоохранения. К государственным заказчикам могут относиться как сами главные распорядители, так и учреждения и предприятия, находящиеся в их ведении. Указанные предложения поступают в Минэкономразвития России для обработки и составления проекта ФАИП.

Подготовка таких предложений является ключевым этапом в процессе формирования ФАИП и именуется на практике заявочной кампанией. Государственные заказчики (заказчики) вместе с заявкой представляют главному распорядителю копию положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и документы об ее утверждении, копию положительного заключения о достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства, титульные списки вновь начинаемых или переходящих объектов капитального строительства в очередном финансовом году и плановом периоде. Если государственный заказчик подает заявку на проведение проектно-изыскательских работ, то вместо вышеназванных документов он представляет задание на проектирование. Заявки с перечисленными выше приложениями являются основной первичной документацией. Краткий алгоритм формирования ФАИП представлен на рис. 11.1.3.

Поскольку инвестиционные проекты сопряжены с множеством рисков, их результаты далеко не всегда соответствуют изначальным параметрам. Очевидно, что чем ближе проект к своему завершению, тем выше вероятность, что ожидания будут оправданы. В связи с этим вновь начинаемые стройки и объекты менее приоритеты. Вероятность же согласования заявки на проектно-изыскательские работы самая низкая и требует одобрения Правительства РФ. Кроме того, проекты стоимостью свыше 1,5 млрд руб. отдельно рассматриваются Правительством РФ и Государственной Думой Федерального Собрания РФ.

Минэкономразвития России (функция утверждения)
Государственные заказчики (заказчики)

Рис. 11.1.3. Алгоритм формирования ФАИП

ФАИП состоит из программной и непрограммной частей. В программную часть включаются объекты, которые уже представлены в разделах капитальных вложений федеральных целевых программ (ФЦП). Соответственно внесение объектов в программную часть ФАИП происходит автоматически для всех объектов, представленных в соответствующей ФЦП. Алгоритм формирования ФЦП в части объектов капитальных вложений, также организуемый Минэкономразвития России, аналогичен вышеизложенному, но является при этом отдельной процедурой. У объектов, не попавших в ФЦП по разным причинам, существуют возможности ежегодно осуществлять попытки включения в непрограммную часть ФАИП.

В 2014 г. программная часть ФАИП составляет 507,4 млрд руб., непрограммная – 282,8 млрд руб. Укрупненно структура ФАИП на 2014 г. представлена в табл. 11.1.3.

Таблица 11.1.3. Структура ФАИП по комплексам на 2014 г., млрд руб.

Процесс подготовки и формирования адресных инвестиционных программ (далее – АИП) субъектов федерации аналогичен федеральному. Примеры бюджетных инвестиций субъектов федерации представлены в табл. 11.1.4.

Таблица 11.1.4. Примеры бюджетных инвестиций субъектов федерации, млн руб.

Новации бюджетного законодательства, вступившие в силу с 2014 г., безусловно, призваны усилить борьбу с недобросовестными подрядчиками и поставщиками, снизить уровень коррупции путем повышения прозрачности информации о бюджетных инвестициях, оптимизировать процедуры отбора инвестиционных проектов. Например, заявки бюджетных и автономных организаций, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий на финансирование из ФАИП при отсутствии проектно-сметной документации и положительного заключения государственной экспертизы приниматься не будут, что должно повысить вероятность исключения сомнительных и непроработанных проектов. Повышение информационной прозрачности, несомненно, относится к позитивным изменениям механизма осуществления бюджетных инвестиций. Например, ФАИП представлена в электронном виде на сайте Минэкономразвития по ссылке: http://faip.economy.gov.ru/cgi/uis/faip.cgi/G1.

Однако есть и нерешенные проблемы, например, несовершенство системы выбора инвестиционных проектов. Критерии, установленные в соответствии с методикой Минэкономразвития России, не позволяют осуществить подбор оптимальной комбинации проектов, которая обеспечила бы устойчивый экономический рост. Все проекты подлежат сравнению по уровню приоритетности, объективное установление которой сомнительно даже при наличии интегральной оценки, установленной данной методикой. Так, сложно сказать при прочих равных условиях, что важнее для города, дом культуры или стадион. Предпосылки для подготовки единой электронной базы инвестиционных проектов и внедрения математических методов оптимизации выбора пока отсутствуют.

Отдельного рассмотрения требуют государственные инвестиционные фонды , представляющие собой часть средств бюджета, подлежащую использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства . К таким фондам относятся Инвестиционный фонд Российской Федерации (ИФ РФ) и инвестиционные фонды субъектов Российской Федерации. Инвестиционные фонды субъектов Российской Федерации могут быть созданы в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

ИФ РФ был сформирован 1 января 2006 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2005 г. № 694 «Об Инвестиционном фонде Российской Федерации». За предоставление государственной поддержки за счет средств Фонда отвечает Минрегионразвития России. Инвестиционные проекты ИФ РФ подразделяются на инвестиционные проекты общегосударственного значения и региональные инвестиционные проекты. Перечень инвестиционных проектов ИФ РФ представлен на сайте Минрегионразвития России: http://www.minregion.ru/invest_phound?locale=ru. Согласно данным сайта на 1.01.2014 г. из средств Фонда израсходовано 23,4 трлн руб. При этом средства инвесторов на ту же дату составили 64,3 трлн.руб. Например, стоимость строительства скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15-й км - 58-й км за весь период реализации проекта (2008-2013 гг.) составила 66,1 млрд руб., где доля бюджетных ассигнований ИФ РФ равна 29,5 млрд руб. Инвестором выступило ООО «Северо-Западная концессионная компания». Такой проект, как строительство и последующая эксплуатация многопрофильного перегрузочного комплекса «Юг-2» в морском торговом порту Усть-Луга демонстрирует более значительное участие инвестора. Общая стоимость составила 8,5 млрд руб., доля бюджетных ассигнований ИФ РФ не превысила 2 млрд руб. Инвестором выступило ОАО «Компания «Усть-Луга».

В целом проекты, реализуемые на принципах государственно-частного партнерства, имеют серьезные перспективы для развития. При этом современная государственная инвестиционная политика направлена на недопущение конкуренции таким проектам со стороны бюджетных инвестиций. Ожидается, что положительный эффект будет получен от реализации механизма проведения обязательного публичного технологического и правового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием, обеспечивающий повышение эффективности использования бюджетных средств, снижение стоимости и сокращение сроков строительства, повышение конкурентоспособности производства.

Бюджетные инвестиции – это определенные средства, выделенные из бюджета и направленные на повышение стоимости имущества, находящегося в собственности государства. Подобные вложения осуществляются за счет региональных, федеральных и местных бюджетов. Их объем, объекты и источники определяются исключительно государством. Основные положения о такого рода вложениях можно просмотреть в Бюджетном кодексе.

При наличии каких условий осуществляется процесс бюджетного инвестирования

Инвестирование из бюджета может быть осуществлено при наличии следующих документов:

  • Проектной документации.
  • Технического и экономического обоснования определенного проекта по инвестициям.
  • Договора между государственным заказчиком и исполнителем.
  • Проекта передачи объектов недвижимого имущества.

Условия предоставления подобного вида вложений автономным и бюджетным учреждениям представлены в 79 ст. БК РФ. Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам может быть осуществлено исключительно в случае технического и экономического обоснования бизнес-проекта.

Основные разновидности

На сегодня существуют такие виды инвестиционных вливаний, поступающих из бюджета:

  • Капиталовложения в материальные объекты, например, в землю, оборудование, недвижимость и т.п.
  • Капиталовложения в финансовые инструменты, например, в ценные бумаги.

Роль и значение

Сами по себе инвестиции играют одну из самых значимых ролей в экономической политике государства: они необходимы непосредственно для ее стабильного развития и обеспечения непрерывного роста. Инвестиции из бюджета предоставляют на основании решения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Бюджетные инвестиции сущность и назначение выражены в целях увеличения активов государства, достижения конкретного техническо-экономического эффекта, восстановления природных богатств, а также роста и развития человеческих ресурсов. Их возникновение связано, главным образом, с высокой степенью износа основных фондов, множеством нерентабельных предприятий и низкой конкурентоспособностью большинства технологий, которые используются в производственном процессе.

Помимо вышесказанного, среди основных целей подобных инвестиций находятся:

  • Увеличение обеспеченности населения в общественной инфраструктуре.
  • Ликвидация объектов недвижимого имущества, которые находятся в аварийном состоянии.
  • Стабильное повышения качества жизни населения страны.

В качестве основных условий осуществления бюджетных вложений находится:

  • Восстановление транспортных дорог.
  • Использование наиболее значимых объектов здравоохранения, а также объектов строительства, имеющих важное социальное и культурное значение.

В качестве главного инвестора в представленном случае выступает государство, а инвестиции являются одним из важнейших звеньев в процессе стабильного развития государственной экономики. Они осуществляются путем строительства или восстановления значимых объектов инфраструктуры. Стоит отметить, что бюджетные инвестиции должны не только повышать стоимость имущества, которое находится в собственности государства, но и увеличивать показатель уровня жизни населения страны.

Инвестиционные поступления из бюджета осуществляются путем размещения госзаказа. В этом процессе принимает участие государственный заказчик и исполнитель. Регулирование правовых отношений между этими двумя сторонами осуществляется на основе Гражданского кодекса РФ.

Из вышесказанного следует, что на сегодняшний день финансовые вливания, которые поступают из бюджета, стали одним из важнейших способов финансового обеспечения стабильного функционирования бюджетных организаций. Назначение бюджетных инвестиций, понятие и способы их предоставления доступны в БК РФ. В первую очередь, такие вложения направлены на увеличение показателя качества жизни населения и обеспечения его важной общественной инфраструктурой. Стоит отметить, что предоставление подобных вложений осуществляется государством на безвозвратной основе.

Бюджетный учет, N 8, 2011

С.Г.Хабаев,
доктор экономических наук, доцент,
консультант ООО "ЦентрАудит М"

В связи с принятием Закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ) поменялся порядок финансового обеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений. Одним из видов финансового обеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений стали бюджетные инвестиции.

Основные положения

Возможность предоставления бюджетных инвестиций бюджетным и автономным учреждениям предусматривается статьей 79 Бюджетного кодекса .

Определение бюджетной инвестиции представлено в статье 6 Бюджетного кодекса . Согласно данному определению бюджетные инвестиции - это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.

Для более точного определения, какие операции следует относить к бюджетным инвестициям, а какие нет, следует обратиться к другим статьям Бюджетного кодекса . Такого рода необходимость связана с тем, что в Гражданском кодексе нет четкого определения имущества и, например, любое основное средство, приобретенное бюджетным или автономным учреждением за счет средств, выделяемых ему учредителем, является государственным (муниципальным) имуществом.

В определено, что бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативно-правовыми актами соответственно Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации либо в установленном указанными органами порядке решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов.

Кроме этого в настоящее время действует постановление Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. N 1204 (далее - Постановление N 1204). Данный документ предусматривает в 2011 году бюджетное инвестирование в строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объектов капитального строительства государственной собственности РФ, находящихся на праве оперативного управления у федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, а также в строящиеся объекты, которые не закреплены за указанными учреждениями и в отношении которых эти учреждения выполняют функции застройщика. Предоставление бюджетных инвестиций осуществляется в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета, с внесением федеральных бюджетных и автономных учреждений в сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета. Для автономных и бюджетных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ и муниципальных образований, может быть установлен аналогичный порядок.

Рассмотрим определение материальных объектов, указанных в пункте 1 статьи 79 Бюджетного кодекса и Постановлении N 1204 . Определение объекта капитального строительства раскрывается в статье 1 Градостроительного кодекса . Согласно данной статье объект капитального строительства - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Определение понятий "здания" и "сооружения" представлено в Общероссийском классификаторе основных фондов , утвержденном постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 359 (далее - ОКОФ). Согласно данному документу:

- к подразделу "Здания (кроме жилых)" относятся здания, представляющие собой архитектурно-строительные объекты, назначением которых является создание условий (защита от атмосферных воздействий и пр.) для труда, социально-культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей. Здания имеют в качестве основных конструктивных частей стены и крышу;

- к подразделу "Сооружения" относятся инженерно-строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций. К сооружениям также относятся: законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений;

- к подразделу "Жилища" относятся здания, предназначенные для невременного проживания.

Бухгалтерский учет

Рассмотрим порядок отражения бюджетных инвестиций в учете бюджетных и автономных учреждений. В соответствии с пунктом 21 Инструкции "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н) хозяйственные операции, осуществляемые за счет средств, выделяемых в качестве бюджетных инвестиций, отражаются с кодом вида финансового обеспечения деятельности "6" (бюджетные инвестиции).

Согласно пункту 93 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений , утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. N 174н (далее - Инструкция N 174н), объем выделяемых для бюджетных учреждений бюджетных инвестиций отражается на счете 0 401 10 180 "Прочие доходы" .

Порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами определен приказом Федерального казначейства от 7 октября 2008 г. N 7н (далее - Приказ N 7н). Согласно пункту 2.1.2 данного приказа для учета операций, осуществляемых бюджетными учреждениями, органами Федерального казначейства в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, открываются и ведутся следующие виды лицевых счетов:

1) лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами бюджетных учреждений (за исключением субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);

2) лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами, предоставленными бюджетным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций.

Аналогичная позиция содержится и в отношении автономных учреждений (пункт 2.1.3 Приказа N 7н).


Пример 1

Бюджетному учреждению определены бюджетные инвестиции в размере 12000000 руб. В первом квартале перечислена сумма в размере 5000000 руб. Бюджетное учреждение за счет бюджетных инвестиций осуществляет строительство здания. В отчетном периоде строительная организация выполнила один из этапов, связанных со строительством здания, стоимостью 40000000 рублей.

Дебет 6 205 81 560

Введение

1.1. Бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности

1.2. Бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями

1.3. Порядок предоставления бюджетных инвестиций

2. Инвестиционный фонд Российской Федерации и осуществляемые им проекты

Заключение

Список использованной литературы

Приложение


Введение

В условиях текущей стагнации экономики очень большая роль отводится государственной поддержке экономики, так как условия предоставления кредитов очень жесткие, а процентные ставки достаточно высокие, а другие источники привлечения средств найти очень сложно.

В России практически все отрасли промышленности находятся в упадке: заводы снабжены устаревшим оборудованием, которому около 60-70 лет; транспортная ситуация в стране также очень сложна, некоторые населенные пункты вообще не имеют связи с областными центрами; нефтедобыча, которая является основным источником доходов государства в очень слабом состоянии, так как поиски новых месторождений не ведутся, а старые практически исчерпаны.

Вдобавок ко всему этому, в экономику России весьма сложно привлечь средства частных инвесторов. Российские инвесторы в основном ориентированы на краткосрочную перспективу, а стратегически важные проекты всегда долгосрочные, и более того, требуют значительных вложений, на уровне в несколько десяток, а то и сотен миллиардов рублей.

Иностранные инвесторы также неохотно вкладывают деньги в российские инвестиционные проекты, поскольку опасаются криминала и коррупции, наслышаны о бюрократизме и сложности российского законодательства.

В виду всех этих условий единственной реальной возможностью поддержать экономическое развитие Российской Федерации являются только государственные инвестиции. Поэтому тема данного реферата является очень актуальной. Целью работы является рассмотрение возможности и условий предоставления бюджетных инвестиций.


1. Понятие и порядок предоставления бюджетных инвестиций

Бюджетные инвестиции - одна из форм предоставления юридическим лицам бюджетных средств, вкладываемых в основной и оборотный капитал, с целью получения доходов и развития стратегических отраслей экономики.

Бюджетные инвестиции выделяются на безвозвратной основе в отличие от бюджетных кредитов, предоставляемых на принципах возвратности. Бюджетные инвестиции относятся к капитальным расходам, финансируются из бюджета при наличии решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления и при условии их включения в целевую программу. Выделение бюджетных инвестиций сопровождается оформлением права собственности органов государственной власти или местного самоуправления на часть уставного (складочного) капитала или другого имущества юридического лица, которому предоставляются инвестиции.

1.1 Бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности

Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативными правовыми актами соответственно Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации либо в установленном указанными органами порядке решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов.

Решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в форме капитальных вложений в основные средства федеральных государственных учреждений сметной стоимостью более 1,5 миллиарда рублей и в объекты капитального строительства федеральных государственных унитарных предприятий независимо от их сметной стоимости, не включенные в долгосрочные целевые программы, принимаются Правительством Российской Федерации.

Решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации сметной стоимостью менее 1,5 миллиарда рублей, не включенные в долгосрочные целевые программы, принимаются главным распорядителем средств федерального бюджета (субъектом бюджетного планирования) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности принимаются соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок отражения бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности субъекта Российской Федерации и объекты муниципальной собственности в законе (решении) о бюджете и (или) в сводной бюджетной росписи устанавливается соответственно законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом муниципального образования.

Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и объекты капитального строительства муниципальной собственности в соответствии с инвестиционными проектами, софинансирование которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий, подлежат утверждению соответственно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, решением представительного органа местного самоуправления о местном бюджете в составе ведомственной структуры расходов раздельно по каждому инвестиционному проекту и соответствующему ему виду расходов.

Предоставление бюджетных инвестиций государственному (муниципальному) унитарному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения, влечет соответствующие увеличения уставного фонда государственного (муниципального) унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством о государственных (муниципальных) унитарных предприятиях.

Предоставление бюджетных инвестиций государственному (муниципальному) унитарному предприятию, основанному на праве оперативного управления, влечет соответствующее увеличение основных средств государственного (муниципального) унитарного предприятия.

Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в форме капитальных вложений в основные средства могут осуществляться в соответствии с концессионными соглашениями.

Осуществление бюджетных инвестиций из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности, которые не относятся (не могут быть отнесены) соответственно к государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, не допускается.

Федеральным законом о федеральном бюджете может предусматриваться предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, или на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов.

Законом о бюджете субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление субсидий местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов.

Предоставление указанных субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) осуществляется в соответствии со статьей 179 Бюджетного Кодекса РФ, с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и решениями Президента Российской Федерации, а также за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации в соответствии со статьей 179.2 Бюджетного Кодекса РФ.

1.2 Бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями

Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Особое значение в бюджетных расходах имеют расходы на финансирование бюджетных инвестиций. Они предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в бюджетную программу.
Бюджетные инвестиции - финансирование из республиканского или местного бюджета, направленное на увеличение стоимости активов госу-дарства за счет формирования и увеличения уставных капиталов юриди-ческих лиц, создания активов государства путем реализации бюджетных инвестиционных проектов, концессионных проектов на условии софинансирования из бюджета.
Бюджетные инвестиции осуществляются посредством реализации бюд-жетных инвестиционных проектов, концессионных проектов на условиях софинансирования из бюджета, а также посредством участия в уставном капитале юридических лиц.
В соответствии с бюджетным законодательством РК бюджетные инве-стиции осуществляются посредством:
1) реализации бюджетных инвестиционных проектов;
2) софинансирования концессионных проектов;
3) участия государства в уставном капитале юридических лиц.
По уровню значимости решаемых задач бюджетные инвестиционные и концессионные проекты подразделяются на республиканские и местные. Критериями определения республиканских и местных бюджетных инвести-ционных и концессионных проектов являются:
1) вид собственности, определяющий бюджетный инвестиционный или концессионный проект как республиканский или местный в зависимости от возникающего права собственности (республиканской или коммунальной) на имущество, полученное в результате реализации бюджетного ин-вестиционного или концессионного проекта;
2) получатели выгод, определяющие бюджетный инвестиционный или концессионный проект как республиканский, если получателями экономи-ческих выгод от реализации бюджетного инвестиционного и (или) концес-сионного проекта являются субъекты двух и более областей, города рес-публиканского значения, столицы, и как местный, если получателями эко31-1467 473
номических выгод от реализации бюджетного инвестиционного или кон-цессионного проекта являются субъекты одной области, города республи-канского значения, столицы.
Республиканские бюджетные инвестиционные и концессионные проекты реализуются центральными государственными органами за счет средств республиканского бюджета. Местные бюджетные инвестиционные и кон-цессионные проекты реализуются местными исполнительными органами за счет средств местного бюджета.
Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не явля-ющимся государственными или муниципальными предприятиями, означает возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных капиталов и имущества юридических лиц и оформляется участием государства (в лице госорганов или акиматов) в уставных капиталах таких юридических лиц.
Бюджетный инвестиционный проект - совокупность мероприятий, на-правленных на создание (строительство) новых либо реконструкцию име-ющихся объектов, реализуемых за счет бюджетных средств в течение определенного периода времени и имеющих завершенный характер.
Планирование бюджетных инвестиционных проектов и концессионных проектов на условии софинансирования из бюджета осуществляется в три этапа:
1) разработка инвестиционных предложений на стадии разработки про-ектов стратегических планов государственных органов;
2) разработка технико-экономических обоснований бюджетных инвес-тиционных проектов и концессионных проектов, требующих софинансирования из бюджета, и проведение необходимых экспертиз;
3) отбор бюджетных инвестиционных проектов и концессионных про-ектов, требующих софинансирования из бюджета, на стадии разработки бюджета.
Инвестиционное предложение - концепция бюджетного инвестиционного проекта, отражающая его цель, пути ее достижения, включая совокупность соответствующих мероприятий, разрабатываемая администраторами бюджетных программ в целях дальнейшей подготовки бюджетного инвестиционного проекта. Разработка инвестиционных предложений осу-ществляется администраторами бюджетных программ на стадии разработки стратегических планов государственных органов. Инвестиционные предложения подлежат отраслевой экспертизе.
Администраторы бюджетных программ формируют и представляют в уполномоченный орган по государственному планированию перечень ин-вестиционных предложений, которые содержат:
1) общую информацию по бюджетному инвестиционному проекту или концессионному проекту на условии софинансирования из бюджета;
2) информацию о соответствии целей проекта приоритетам развития отрасли (сферы) экономики, установленным стратегическими и программ-ными документами Республики Казахстан, в том числе о возможных путях решений существующих проблем в отрасли (сфере);
3) альтернативные варианты достижения целей бюджетного инвести-ционного проекта или концессионного проекта на условии софинансирования из бюджета;
4) возможные варианты ситуаций в отрасли (сфере) экономики в случаях реализации бюджетного инвестиционного проекта или концессионного проекта на условии софинансирования из бюджета и отсутствия такой реализации;
5) информацию о распределении выгод от реализации бюджетного ин-вестиционного проекта или концессионного проекта на условии софинансирования из бюджета.
Основанием для включения в проект бюджета бюджетных инвестици-онных проектов является наличие:
- утвержденного в установленном порядке технико-экономического обоснования бюджетного инвестиционного проекта, за исключением про-ектов, не требующих разработки технико-экономического обоснования;
- положительного заключения экономической экспертизы по технико-экономическому обоснованию бюджетного инвестиционного проекта;
- положительного решения соответствующей бюджетной комиссии.
Технико-экономическое обоснование бюджетного инвестиционного про-екта содержит результаты изучения осуществимости и эффективности бюджетного инвестиционного проекта, проводимого на основе экономи-ческого анализа выгод и затрат. По проектам, являющимся технически несложными, строительство которых предполагается по типовым проектам, типовым проектным решениям и проектам повторного применения, разработка технико-экономического обоснования не требуется.
Экономическая экспертиза бюджетного инвестиционного проекта про-водится на основе отраслевой экспертизы и является обязательной формой комплексной оценки экономического анализа бюджетного инвестиционного проекта. Экономическая экспертиза местных бюджетных инвестиционных проектов осуществляется юридическими лицами, определяемыми местными исполнительными органами. По результатам экономической экспертизы технико-экономическое обоснование бюджетного инвестиционного проекта утверждается администратором бюджетных программ.
Финансово-экономическое обоснование бюджетных инвестиций пред-ставляет собой документ, содержащий обоснование, целесообразность и оценку результата от вложения бюджетных средств в уставный капитал юридических лиц. Увеличение уставного капитала юридического лица за счет бюджетных средств допускается на цели развития или расширения деятельности юридического лица.
При осуществлении бюджетных инвестиций посредством участия го-сударства в уставном капитале национальных холдингов и национального управляющего холдинга администраторы бюджетных программ, не имеющие права владения и пользования государственным пакетом акций данных холдингов, могут оплачивать эмиссию акций этих холдингов. Дан-ные администраторы республиканских бюджетных программ обеспечивают планирование, обоснование и реализацию соответствующих бюджетных программ, отчетность, мониторинг и оценку результатов по ним.
Отбор бюджетных инвестиций, планируемых к реализации посредством участия государства в уставном капитале юридических лиц, осуществляется на основании заключения по финансово-экономическому обоснованию бюджетных инвестиций, подготавливаемого центральным и местным уполномоченными органами по государственному планированию.
Изменение стоимости бюджетных инвестиционных проектов в сторону увеличения без рассмотрения и предложения бюджетной комиссии не про-водится. Разработка проектно-сметной документации по бюджетным ин-вестиционным проектам, не включенным в республиканский или местный бюджет, не допускается. Все изменения проектно-сметной документации бюджетного инвестиционного проекта должны пройти согласование с бюд-жетной комиссией.
Перечисление денег на увеличение уставных капиталов юридических лиц с участием государства в уставном капитале и увеличение уставного капитала их дочерних организаций в оплату объявленных акций юриди-ческих лиц осуществляется после государственной регистрации выпуска объявленных акций (ценных бумаг), подтверждаемой соответствующим свидетельством государственного органа, осуществляющего регулирование и надзор за рынком ценных бумаг.
В целях определения местных бюджетных инвестиционных проектов администратор местных бюджетных программ формирует инвестиционные предложения, которые включают в себя:
- информационный лист Проекта - документ, содержащий основную информацию по бюджетному инвестиционному проекту, раскрывающий целесообразность его реализации;
- пояснительную записку;
- информацию, обосновывающую стоимость разработки и проведения экспертиз ТЭО Проекта;
- техническое задание на разработку и проведение экспертиз ТЭО Про-екта;
- отраслевую экспертизу инвестиционного предложения - оценка инве-стиционного предложения и/или технико-экономического обоснования бюд-жетного инвестиционного проекта на предмет соответствия приоритетам развития отрасли, а также выбора оптимального варианта реализации бюджетного инвестиционного проекта;
- оценку предполагаемого эффекта от реализации бюджетного инвес-тиционного проекта на смежные отрасли (сферы) экономики - оценка инвестиционного предложения на предмет определения целесообразности и реализуемости бюджетного инвестиционного проекта;
- по инвестиционным проектам, не требующим разработки ТЭО - обес-печивается разработка ПСД, по имеющим единые технические параметры
- осуществляется разработка типового проекта.
После формирования инвестиционных предложений администраторы местных бюджетных программ направляют их в местный уполномоченный орган по государственному планированию (областное управление) до 15 февраля года. Здесь проводится рассмотрение и экономическая экспертиза путем привлечения юридического лица, определяемого областным управ-лением. На основании проведенной экономической экспертизы областное управление готовит заключение и составляет перечень местных бюджетных инвестиционных проектов. При составлении перечня местных бюджетных инвестиционных проектов областное управление совместно с ад-министраторами бюджетных программ изначально должно определить источники финансирования бюджетных инвестиционных проектов. То есть, определяется какие проекты за счет собственных средств местных бюдже-тов, по каким проектам необходимо выделение средств из вышестоящего бюджета.
К примеру, согласно методики определения потребности по объектам образования, здравоохранения и социальной защиты за счет средств рес-публиканского бюджета финансируются:
- строительство специализированных учреждений образования респуб-ликанского и региональных значений;
- сельских общеобразовательных школ взамен аварийных и подлежащих сносу, решающее проблему 3-4 сменного обучения в селах и городах, с предполагаемой мощностью более 300 мест в регионах с низкой обеспечен-ностью сетью;
- объектов здравоохранения республиканского и регионального значе-ния, региональные медико-социальные учреждения (психоневрологические интернаты, дома-интернаты для умственно отсталых детей);
- за счет средств местных бюджетов финансируются:
- мероприятия по строительству общеобразовательных школ в городах, сельской местности (мощностью менее 300 мест);
- развитие сети детских дошкольных учреждений, начального и средне-го профессионального образования;
- объекты первичной медико-санитарной помощи, консультативно-ди-агностических и стационарных организаций, в том числе требующих рас-ширения или реконструкции, домов-интернатов для престарелых и инвали-дов, территориальных центров по обслуживанию одиноких престарелых и инвалидов и т.д.
Местный исполнительный орган (областное управление) направляет заявку на выделение целевых трансфертов на развитие с технико-экономи-ческим обоснованием и заключением экономической экспертизы по мест-ным бюджетным инвестиционным проектам в соответствующий цент-ральный государственный орган. МЭРТ РК рассматривает ТЭО БИП с учетом экономической экспертизы АО «Казахстанский центр государ-ственно-частного партнерства» (АО «КЦГЧП») и вносит экономическое заключение по ним администраторам бюджетных программ.
Технико-экономическое обоснование бюджетного инвестиционного про-екта - документ, содержащий результаты маркетинговых, технико-техно-логических и социально-экономических и экологических исследований, а также институциональных решений, обосновывающих целесообразность и возможность реализации бюджетного инвестиционного проекта, выбор наи-более эффективных организационных, технических и экономических реше-ний с учетом потенциальных рисков и мероприятий по их снижению.
Проверка и отбор инвестиционных проектов осуществляется с учетом:
- приоритетности развития соответствующей отрасли на основании стратегических и программных документов;
- местонахождения и плотности населения региона,
- существующих сетей организаций соответствующей отрасли;
- наличия решения акимата об отводе земельных участков;
- наличия местных бюджетных средств на реализацию местных бюд-жетных инвестиционных проектов;
- достижения прямых и конечных результатов за предыдущие годы.
Перечень инвестиционных проектов формируется с учетом включения в предстоящий финансовый год завершения строительства переходящих объектов. Объемы финансирования объектов определяются по годам исходя из нормативной продолжительности строительных работ.
Соответствующий центральный государственный орган направляет перечень местных бюджетных инвестиционных проектов в МЭРТ и Минфин РК. МЭРТ рассматривает представленные администраторами рес-публиканских бюджетных программ перечни местных бюджетных инвес-тиционных проектов на соответствие:
- отраслевым программам и программам развития территорий;
- стратегическим планам госорганов;
- Государственной программе форсированного индустриально-иннова-ционного развития;
- реализации прогнозной схемы территориально-пространственного раз-вития страны.
Далее МЭРТ готовит заключения по экономическому обоснованию местных бюджетных инвестиционных проектов для внесения на рассмот-рение республиканской бюджетной комиссии.
Минфин РК рассматривает инвестиционные проекты на:
- предмет их обеспеченности финансовыми средствами;
- наличие подтверждающих документов, предусмотренных бюджетным законодательством;
- по строительству объектов, по которым имеются типовые проекты проверяет на соответствие стоимости;
- готовит по ним заключения для последующего внесения на рассмот-рение республиканской бюджетной комиссии.
Общая сумма целевых трансфертов на развитие по каждым регионам для включения в проект бюджета на соответствующий год и на плановый период осуществляется уполномоченным органом по бюджетному планированию. Одной из основных норм, введенных в Бюджетный кодекс, является финансирование за счет средств местного бюджета увеличения сметной стоимости местных бюджетных инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств целевых трансфертов на развитие вышестоящего бюджета.
Важнейшими принципами выделения бюджетных инвестиций через бюд-жет развития являются:
1) высокая экономическая эффективность реализуемых проектов;
2) исключительно долевой характер финансирования и диверсификация риска государства с частным капиталом;
3) конкурсность, срочность, возвратность и платность выделяемых на инвестиционные нужды средств.
Повышению эффективности расходования инвестиционных средств че-рез бюджетные инвестиции способствует, прежде всего, конкурсное разме-щение государственных инвестиционных ресурсов для реализации проектов, выдвигаемых предприятиями, с учетом максимального межотраслевого и мультипликативного эффекта. Рост эффективности использования бюджетных инвестиций зависит от развития системы государственных гарантий под высокоэффективные и быстроокупаемые проекты для при-влечения капитала кредитно-финансовых институтов и других инвесторов, включая иностранных, и с этой целью - принятие государством на себя части инвестиционных рисков, в том числе их диверсификация с частным капиталом, а также предоставления средств предприятиям, не имеющим просроченной задолженности по ранее предоставленным из бюджета средствам на возвратной основе и безусловное направление сумм, поступающих в виде возврата выданных ранее средств и начисленных по ним процентов в бюджет развития.
Бюджетные инвестиционные проекты воздействуют на социально-эко-номическую ситуацию в стране, создание условий для нормального функ-ционирования и обеспечения необходимых условий для общества, способ-ствуют:
- обеспечению доступности медицинской помощи населению;
- созданию транспортно-логистической и оптово-розничной инфраструк-туры, отвечающей потребностям сельхозтоваропроизводителей региона;
- удовлетворению потребностей населения области в культурном до-суге и повышению культурного уровня населения области;
- ликвидации аварийных школ и увеличению дошкольных учреждений;
- ведению здорового образа жизни и проведению оздоровительных ме-роприятий, повышению сейсмоустойчивости объектов образования;
- повышению эффективности и уровню безопасности транзитных пере-возок на территории республики путем дальнейшего развития централизо-ванной базы данных по перевозкам всеми видами транспорта;
- бесперебойному и стабильному обеспечению газом растущих потреб-ностей внутреннего рынка(газификации новых территорий и расширение сферы использования газа в коммунальном хозяйстве, электроэнергетике, автотранспорте);
- созданию социально-бытовых условий военнослужащим по контракту, поднятию престижа и привлекательности военной службы по контракту и т.д..
Развитие приоритетных направлений национальной экономики осуще-ствляется посредством реализации бюджетных инвестиционных проектов. За счет средств республиканского бюджета в 2009 году профинансировано 759 бюджетных инвестиционных проектов, из них 539 проектов реализуется местными исполнительными органами на общую сумму 472 млрд.тенге, или 62,3%.Около 40% средств, выделенных на реализацию инвестиционных проектов, направлено на развитие жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и коммуникаций. При этом инвестиционные проекты в сфере жилищно-коммунального хозяйства имеют самую высокую стоимость. Так, расходы на один проект в указанной отрасли составили
5,1 млрд.тенге, что выше средней стоимости по всем инвестиционным про-ектам в пять раз.
Наибольшее количество инвестиционных проектов реализовано в сель-ском хозяйстве (254 проекта), образовании (147) и здравоохранении (98).
Основными замечания по предоставлению отчетности по оценке эф-фективности бюджетных инвестиций являются:
- неполная и некачественная информация, предоставляемая админист-раторами бюджетных программ;
- низкий уровень ответственности администраторов бюджетных про-грамм за реализацию бюджетных инвестиционных проектов;
- не предоставление администраторами бюджетных программ необхо-димой отчетности в установленный срок.
Государственные инвестиции, направленные на реализацию проектов в период финансового и экономического кризиса, обеспечили стабильность, а в отдельных случаях и рост отраслевых показателей. Вместе с тем, наблюдаются и негативные тенденции. Так, если в 2008г. введено 428 объектов социально-культурного назначения, то в 2009г. почти наполовину меньше - 236 объектов.
Контрольными мероприятиями Счетного комитета, проведенными по вопросам исполнения инвестиционных программ, установлены характерные нарушения, которые можно сгруппировать по следующим видам.
1. Нарушение требований Бюджетного кодекса, Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной дея-тельности в Республике Казахстан» и подзаконных нормативных правовых актов по вопросам планирования и исполнения инвестиционных проектов и программ. В частности, имеются факты одобрения и реализации инвестиционных проектов без соответствующих ПСД и технико-экономи-ческого обоснования, государственных экспертиз, локальных смет и рас-четов.
2. Издержки на всех этапах реализации инвестиционных проектов.
При разработке инвестиционных проектов недостаточно изучаются и анализируются показатели, прямо или косвенно влияющие на конечные результаты, что приводит к неэффективному использованию государствен-ных средств. Ситуация усугубляется дополнительными издержками буду-щих периодов по поддержанию рабочего состояния объектов (содержание зданий и сооружений, оплата труда технического персонала, благоустрой-ство, ремонт объектов и другие).
3. На этапе реализации инвестиционных проектов и программ выявля-ются ошибки планирования, включая отсутствие достоверных исходных данных для построения инвестиционного предложения.
К примеру в Акмолинской области установлено, что, в результате некачественного проведения изыскательских работ подземных источников питьевой воды, на строительство и реконструкцию систем водоснабжения неэффективно использованы средства республиканского бюджета в сумме 333,4 млн.тенге. Вода из источников в населенных пунктах освоения средств не соответствует санитарным нормам и для питья не пригодна.
4. Удорожание стоимости на этапе реализации проектов, что может привести к замораживанию объектов.
При рассмотрении и утверждении затрат на реализацию инвестиционных проектов не учитывается временной промежуток между разработкой ТЭО, ПСД и запуском проекта.
5. Действующие критерии отбора инвестиционных предложений не ран-жированы по степени важности и выгодности проектов.
Ежегодно растет количество нереализованных инвестиционных проек-тов, ТЭО и ПСД к ним, хотя на их разработку и экспертизу направляются значительные средства из республиканского бюджета.
6. Срыв поставщиками договорных обязательств, некачественное про-ведение строительно-монтажных работ.
При строительстве районных больниц в селах Тарбагатай и Катон Восточно-Казахстанской области местными исполнительными органами необоснованно выплачено 157,3 млн.тенге.
7. Отсутствие надлежащей ответственности государственных органов за несвоевременное исполнение инвестиционных проектов.
Государственные органы, ответственные за реализацию инвестиционных проектов, в отдельных случаях не применяют к подрядчикам соответ-ствующие меры и рычаги воздействия в виде штрафных санкций, пени, неустоек за несвоевременное выполнение договорных обязательств и нека-чественное проведение строительно-монтажных работ.
8. Перераспределение средств, выделенных на реализацию инвестици-онных программ, на другие мероприятия.
Установлены факты нарушений целевого ориентирования бюджетных программ и перераспределение их на непредусмотренные проекты. Сред-ства республиканского бюджета, предусмотренные на 2009 год по проекту «Строительство оптового рынка сельхозпродукции (с региональными тер-миналами)», в сумме 1 млрд.тенге, решением Республиканской бюджетной комиссии перенаправлены на кредитование сельхозпроизводителей для про-ведение весенних полевых и уборочных работ и последующей переработки продукции.
9. Простои дорогостоящего оборудования, приводящие к значительным издержкам.
Наращивание издержек происходит следующим образом:
1) приобретение оборудования задолго до окончания строительства;
2) искусственное создание проблем по сохранности оборудования.
10. Рост дебиторской задолженности.
Наибольший объем дебиторской задолженности по инвестиционным программам в размере 15,5 млрд.тенге числится по бюджетной программе «Развитие автомобильных дорог на республиканском уровне», админист-рируемой Министерством транспорта и коммуникаций.
11. Снижение финансовой дисциплины и отсутствие адекватной ответ-ственности способствуют росту нарушений при реализации бюджетных инвестиционных проектов.
Ключевыые слова: инвестиции, инвестиционный проект, концессионный проект, технико-экономическое обоснование, уставный капитал, конкурсностъ, эффективность.