Где проживают кеты. Кеты — енисейцы по сторонкам от Енисея. Территория расселения и численность

Кеты (самоназвание кето, кет - «человек», мн. ч. денг - «люди», «народ»; ранее применялись этнонимы остяки, енисейские остяки, енисейцы) - малочисленный коренной народ Сибири, живущий на севере Красноярского края. Используют кетский язык, который относится к группе енисейских языков.

Широко расселены в нижнем течении р. Енисей. Больная часть кетов живет в Туруханском районе Красноярского края, расселяясь в виде компактных групп по притокам Енисея Елогую, Сургутихе, Пакулихе, Курейке. Подкаменнотунгусская группа pacceляется на территории Эвенкийского АО. Таким образом, этническая территория кетов в бассейне Енисея простирается с юга на север более чем 1500 км.

По данным переписи населения 2002 года, численность народа - 1494 человека. Проживают в основном в сельской местности трёх районов Красноярского края (1189 чел.): Туруханском (866 кетов в сёлах Келлог, Туруханск, Сургутиха, Мадуйка и др. н. п.), Эвенкийском (211 кетов в селе Суломай и др.) и Енисейском (Сым). В посёлках Келлог, Суломай и Мадуйка кетское население - преобладающее. В начале 2000-х годов несколько десятков представителей этноса проживало в г. Красноярске.

Неоднозначной является антропологическая оценка кетов. В общей расовой классификации кеты относятся к енисейскому антропологическому типу, входящему в состав уральской расы. По всему комплексу антропологических признаков кеты являются монголоидами с несколько ослабленной степенью выраженности монголоидных черт. Обладая рядом общих признаков, по территории проживания, они обнаруживают сходство с соседними народами. Так, северные группы кетов в антропологическом плане тяготеют к селькупам, отчасти хантам и ненцам, а южная, подкаменнотунгусская, к хакасам и шорцам. В настоящее время сформулировано положение, что уральские черты кеты приобрели достаточно поздно, поэтому, енисейский антропологический тип генетически не связан с уральской расой и может быть выделен в самостоятельный систематический ранг. Но данная позиция является дискуссионной.

Кетский язык в лингвистической классификации занимает изолированное положение. Он входит в енисейскую языковую семью, в которую, наряду с кетским, включаются языки зафиксированных в ХVIII в. в верховьях р. Енисей, а ныне ассимилированных, аринов, асанов, котов и некоторых других народов. Лингвистические связи енисейцев прослеживаются в отношении тюркских и самодийских языков. Современный кетский язык делится на два диалекта: имбатский, объединяющий ряд говоров территориальных группировок кетов (курейский, елогуйский и т.д.) и сымских, сохранившийся у неболъшого числа кетов.

Современные кеты являются потомками одного из так называемых енисейскоязычных народов, или даже единого енисейскоязычного народа, в прошлом жившего в Южной Сибири. Это арины, асаны, яринцы, байкотовцы и котты, которые в течение ХVIII – ХIХ вв. были ассимилированы окружающими их народами. Так, енисейские компоненты принимали участие в формировании отдельных групп хакасов (качинцы), тувинцев, шорцев, бурят. Миграционные процессы, которые в Южной Сибири были связаны с этнополитической историей тюрок, коснулись и енисейские народы. Начало переселение предков кетов связывается с IХ – ХIII вв., что привело к оседанию немногочисленных групп кетоязычного населения по берегам Енисея и его притоков. Именно здесь, в контакте с хантами и селькупами, а затем и с эвенками, сформировалась самобытная кетская культура.

Этническая культура кетов сформировалась на основе хозяйственно-культурного типа таежных охотников и рыболовов Южной и Западной Сибири и имеет много аналогий с обликом культуры селькупов, хантов, северных алтайцев, шорцев. Это землянка со специфическим отопительным устройством - чувалом, распашная одежда, скроенная из одной шкуры, лыжи и ручная нарта. Сходными, являются многие технические приемы и технологии обработки различных материалов, способы промысла животных. В культуре кетов, которые расселяются по притокам Енисея, большую роль играет рыбная ловля, являющаяся основным видом хозяйственной деятельности в летнее время. На Енисейском Севере кеты освоили транспортное оленеводство, вместе с которым в их культуру проник ряд элементов оленеводческого обихода: одежда, олений транспорт. Южная, подкаменнотунгусская группа кетов оленеводства не знала. Наряду с выше перечисленными чертами кетской культуры, которая восходит к северной охотничье-рыболвецкой традиции, в ней присутствуют явления, относящиеся к кругу скотоводческих культур. Это распашная длиннополая халатообразная одежда, штаны, по крою сходные с южносибирскими типами, некоторые виды обуви, элементы конструкции чума, ряд пищевых традиций.

В культуре кетов выделяется несколько типов жилищ. Полуземлянка - основная разновидность постоянного жилища. В плане квадратная, имела деревянный каркас, который сверху покрывался расколотыми бревнами, ветками и дерном. Отапливалась при помощи разновидности очага - чуваша. На нем же готовится пища.

Чум - универсальное жилище. Особенностью кетского чума является набор и характер соединения основных шестов. Их два, один вставляется в развилку второго. Затем ставилось еще 5 шестов. Изнутри эта конструкция скреплялась деревянным обручем. Покрывается тисками из бересты, или оленьих шкур.

В качестве временных, использовались каркасные постройки из гнутых прутьев. Покрытием таких построек служили ветки береста.

В летний период на рыболовных угодьях в качестве жилища могла использоваться дощатая лодка-илимка грузоподъемностью до 4 тонн. На илимке из гнутых прутьев делалась каюта, покрытая берестой.

Источники: www.ethnos.nw.ru, ru.wikipedia.org

КЕТЫ Основные сведения
Автоэтноним (самоназвание)- кет "человек" (мн.

ч. денг "люди", "народ").
Другие этнонимы В прошлом известны как енисейцы, енисейские остяки.
Территория расселения. Широко расселены в нижнем течении р. Енисей. Больная

часть кетов живет в Туруханском районе Красноярского края, расселяясь в виде
компактных групп по притокам Енисея Елогую, Сургутихе, Пакулихе,
Курейке. Подкаменнотунгусская группа pacceляется на территории
Эвенкийского АО. Таким образом, этническая территория кетов в
бассейне Енисея простирается с юга на север более чем 1500 км.
Численность
По данным переписей численность кетов относительно стабильна: 1897
- 988, 1926 - 1428, 1959 - 1019, 1970 - 1182, 1979 - 1I22, 1989 -
1113.
Расовая принадлежность, антропологический тип. Неоднозначной является

антропологическая оценка кетов. В общей
расовой классификации кеты относятся к енисейскому
антропологическому типу, входящему в состав уральской расы. По
всему комплексу антропологических признаков кеты являются
монголоидами с несколько ослабленной степенью выраженности
монголоидных черт. Обладая рядом общих признаков, по территории
проживания, они обнаруживают сходство с соседними народами. Так,
северные группы кетов в антропологическом плане тяготеют к
селькупам, отчасти хантам и ненцам, а южная, подкаменнотунгусская,
к хакасам и шорцам. В настоящее время сформулировано положение,
что уральские черты кеты приобрели достаточно поздно, поэтому,
енисейский антропологический тип генетически не связан с уральской
расой и может быть выделен в самостоятельный систематический ранг.
Но данная позиция является дискуссионной.

Язык. Кетский язык в лингвистической классификации занимает
изолированное положение. Он входит в енисейскую языковую семью, в
которую, наряду с кетским, включаются языки зафиксированных в
ХVIII в. в верховьях р. Енисей, а ныне ассимилированных, аринов,
асанов, котов и некоторых других народов. Лингвистические связи
енисейцев прослеживаются в отношении тюркских и самодийских
языков. Современный кетский язык делится на два диалекта:
имбатский, объединяющий ряд говоров территориальных группировок
кетов (курейский, елогуйский и т.д.) и сымских, сохранившийся у
неболъшого числа кетов.
Современные кеты являются потомками одного из так называемых
енисейскоязычных народов, или даже единого енисейскоязычного
народа, в прошлом жившего в Южной Сибири. Это арины, асаны,
яринцы, байкотовцы и котты, которые в течение ХVIII – ХIХ вв. были
ассимилированы окружающими их народами. Так, енисейские компоненты
принимали участие в формировании отдельных групп хакасов
(качинцы), тувинцев, шорцев, бурят. Миграционные процессы, которые
в Южной Сибири были связаны с этнополитической историей тюрок,
коснулись и енисейские народы. Начало переселение предков кетов
связывается с IХ – ХIII вв., что привело к оседанию
немногочисленных групп кетоязычного населения по берегам Енисея и
его притоков. Именно здесь, в контакте с хантами и селькупами, а
затем и с эвенками, сформировалась самобытная кетская культура.
Этническая культура кетов сформировалась на основе
хозяйственно-культурного типа таежных охотников и рыболовов Южной
и Западной Сибири и имеет много аналогий с обликом культуры
селькупов, хантов, северных алтайцев, шорцев. Это землянка со
специфическим отопительным устройством - чувалом, распашная
одежда, скроенная из одной шкуры, лыжи и ручная нарта. Сходными,
являются многие технические приемы и технологии обработки
различных материалов, способы промысла животных. В культуре кетов,
которые расселяются по притокам Енисея, большую роль играет рыбная
ловля, являющаяся основным видом хозяйственной деятельности в
летнее время. На Енисейском Севере кеты освоили транспортное
оленеводство, вместе с которым в их культуру проник ряд элементов
оленеводческого обихода: одежда, олений транспорт. Южная,
подкаменнотунгусская группа кетов оленеводства не знала. Наряду с
выше перечисленными чертами кетской культуры, которая восходит к
северной охотничье-рыболвецкой традиции, в ней присутствуют
явления, относящиеся к кругу скотоводческих культур. Это распашная
длиннополая халатообразная одежда, штаны, по крою сходные с
южносибирскими типами, некоторые виды обуви, элементы конструкции
чума, ряд пищевых традиций.
Все это является отражением сложного процесса формирования кетов,
в котором принимали участие различные по происхождению и культуре
этнические компоненты.
Традиционные поселения и жилища. В культуре кетов выделяется несколько типов

жилищ. Полуземлянка - основная разновидность постоянного жилища. В плане квадратная,
имела деревянный каркас, который сверху покрывался расколотыми
бревнами, ветками и дерном. Отапливалась при помощи разновидности
очага - чуваша. На нем же готовится пища.
Чум - универсальное жилище. Особенностью кетского чума является
набор и характер соединения основных шестов. Их два, один
вставляется в развилку второго. Затем ставилось еще 5 шестов.
Изнутри эта конструкция скреплялась деревянным обручем.
Покрывается тисками из бересты, или оленьих шкур.
В качестве временных, использовались каркасные постройки из гнутых
прутьев. Покрытием таких построек служили ветки береста.
В летний период на рыболовных угодьях в качестве жилища могла
использоваться дощатая лодка-илимка грузоподъемностью до 4 тонн.
На илимке из гнутых прутьев делалась каюта, покрытая берестой.

Библиография и источники
Алексеенко Е.А. Кеты. Историко-этнографеские очерки. Л., 1967;
Алексеенко Е.А. Кетская проблема // Этногенез народов Севера. М.,
1980. С. 118 - 140;
Алексеенко Е.А. Культы кетов // Памятники культуры народов Сибири
и Севера. (Вторая половина ХIХ - начало ХХ вв.). Л., 1977;
Алексеенко Е.А. Южносибирские элементы в культуре кетов. М., 1973;

Кеты - один из самых малочисленных и своеобразных по языку и по происхождению

северных народов России . Их численность, по данным последней переписи населения (1989

г.), составила всего 1089 человек. Несмотря на это, они расселены по очень большой площади,

охватывающей весь Туруханский район и прилегающие к нему соседние территории. Находясь в

разных географических условиях, отдельные группы кетов значительно различаются по образу

жизни и хозяйственной деятельности.
Оленеводство появилось у кетов поздно, к приходу на Енисей русских их основная масса

еще не имела оленей. Впоследствии оно получило развитие у кетов, живших по равнинному

левобережью Енисея (по Дубчесу, Елогую, Сургутихе, Пакулихе), а также в бассейне Курейки. Не

держали оленей только подкаменнотунгусские кеты.
Олени использовались исключительно в транспортных целях и обеспечивали переезды во

время охотничьего промысла, основным объектом которого была белка. Их, как правило,

запрягали в нарты.
Обычно семьи владели не более чем 10-20 оленями, которых едва хватало для перекочевок

на зимнем промысле. Стада в 60 голов были исключением. До коллективизации самое

многочисленное стадо в 250 голов было у курейских кетов Серковых, в этом стаде были

объединены животные, принадлежавшие четырем братьям .
Какой-либо упорядоченной системы содержания оленей у кетов не было. Вот какая

характеристика кетского оленеводства приведена в журнале "Советский Север" в 1934 году :
"По оленеводству никакого упорядоченного пользования ягельниками не существует. Летом

олени выпускаются на свободу и кормятся невдалеке от сараев (там, где они имеются, разводят

дымокуры и проч.). Часто олени уходят на десятки километров в сторону, потом возвращаются,

заходят в чужие стада и т.д. По первому снегу туземцы собираются группами и идут по тайге на

розыски своих оленей…".
Как отмечает Е.А.Алексеенко , практиковавшийся кетами вольный выпас оленей в летнее

время приводил к очень большим потерям. 90% годовой убыли оленей приходилось на летний

период. Поскольку к моменту отела олени обычно были уже отпущены, очень высока была гибель

до конца отела, а потом держали новорожденных телят и их матерей попеременно на привязи.

Однако такие действия были исключением, обычно же кеты узнавали о потерях в своем стаде

только осенью, когда собирали оленей для промысла.
Во время обследования охотничье-промыслового хозяйства Туруханского района, которое

упряжки для охотничьего промысла. На севере района кеты из поселка Серково и с Мундуйского

озера охотились на оленях в бассейне реки Курейки и ее притока реки Деген. Небольшое

количество транспортных оленей кеты из поселков Бакланиха и Сургутиха держали в бассейне

Пакулихи. У елогуйских кетов было два небольших стада оленей - одно стадо около поселка

Келлог, другое - на озере Дында. Характерно, что на левобережье Енисея в оленеводстве кетов

участвовали и отдельные семьи живущих здесь селькупов.
К настоящему времени кетское оленеводство полностью исчезло. Кеты ведут оседлый образ

жизни и живут среди русского населения. Различия в промысловом природопользовании между

кетами и некоренным населением невелики, а уровень жизни кетских семей значительно ниже.

Подсобное крестьянское хозяйство, которое является сейчас важной поддержкой для жителей

таежных деревень, у кетов развито слабо.
Перспективы сохранения кетского этноса, или отдельных элементов его культуры не ясны.

Среда общения на кетском языке практически уже исчезла. Однако за годы вызванного реформами

кризиса произошел значительной отток из кетских поселков некоренного населения, а нарушение

транспортных связей усилило их изоляцию. Это замедлило темпы ассимиляции
http://rangifer.org/kets2.shtml

Кеты: мифы и реальность. Ритуалы, обряды, легенды

По сибирской легенде кеты пришли на землю со звезд и поселились на берегах Енисея. Может

быть, поэтому в их образе жизни и мировоззрении столько таинственного и необычного? В

прежние времена кеты называли себя енисейскими остяками или просто енисейцами. Многие

историки утверждают, что кеты являются потомками краснокожих канадских индейцев, шаманами и

магами от рождения. Сейчас эта народность исчезает с лица земли – в России осталось лишь

около тысячи ее представителей.

Легенда о том, как кеты переселились к югу Енисея

Сокровищница кетской мифологии богата удивительными и красивыми легендами, объясняющими

сотворение мира и происхождение многих природных явлений. Когда-то кеты жили в верховьях

Енисея, на плодородных землях, не зная ни нужды, ни печали. Но однажды на них с юга напало

племя людоедов. Кеты построили лодки и поплыли в них по Енисею, вручив свою судьбу духу реки

и молясь о спасении. Людоеды не умели плавать, поэтому они хватали горы и бросали их в реку

– так появились речные пороги. Но Енисей разбивал горы своим мощным потоком и нес лодки

несколько огромных гор, и Енисей никак не мог пробиться через них. Тогда он разлился озером,

поднял свои воды и начал вливаться в долину Оби. Мощный шаман Альба, наблюдая за

происходящим, пожалел людей и огромным ножом рассек скалы. Так Енисей прорвался в

Туруханскую долину, где и поселились племена кетов.

Медвежий ритуал (Медвежий праздник)

В мифологии кетов медведь выступает как Божество, дух-хранитель, тотемное животное,

хозяин нижнего мира и звериный двойник человека. Он считался помощником шамана, воплощением

его души и даже оборотнем. Культ медведя пронизывает всю концепцию мира, которой

придерживаются кеты. Ритуал, демонстрирующий тождество медведя и человека, называется

«Медвежий праздник» или «Медвежья охота». После убийства медведя с него снимается шкура –

это первый этап приобщения животного к человеческому естеству. Затем начинается вкушение

медвежьего мяса – так медведь сливается с человеком, и различия между ними стираются

окончательно. Этот обряд в кетских племенах сохранился до сих пор. Перед охотой или после

удачного ее завершения, а также во время обрядов врачевания кеты совершают ритуальный танец

– в медвежьих масках и шкурах, в сопровождении медвежьих песен.
У кетов медведь считается покровителем целительства, причем, от его благосклонности

зависит не только здоровье людей, но и домашних животных. Поэтому перед тем, как шаман

собирался лечить больного, он с помощью специальных заклинаний призывал дух медведя. Особо

могущественные шаманы сами могут перевоплощаться в этих животных, а во время магических

ритуалов превращают в медведей и других людей.

Легенды о медведях

Существует множество легенд, как медведи сожительствовали с женщинами, а медведицы - с

мужчинами. От них появлялись на свет необычные существа – полулюди-полумедведи, с рождения

наделенные сверхъестественными способностями. Многие из них становились сильными колдунами и

шаманами.Известны легенды про Койотбыль, который был сыном мужчины и медведицы. По преданию

однажды медведица вернулась в берлогу и увидела там мертвого мужчину. Она оживила его, и он

стал ее мужем. Кайгусь, который был человеком, принявшим облик медведя, влюбился в дочь

деревенского старика и решил жениться на ней. Лесные звери отговаривали его, боясь мести

людей. Но Кайгусь похитил девушку и бросился прочь, спасаясь от погони разъяренных

деревенских жителей. Вскоре он отпустил свою невесту, поведав о том, какой обряд она должна

провести, чтобы снова превратить его в человека.
У кетов Кайгусь считается хозяином леса, покровителем лесных животных и охотников. Перед

охотой люди проводили особые ритуалы, чтобы умилостивить Кайгуся, окуривали охотничьи

снасти, чтобы очистить их от прикосновения женщин, сохраняли красивые беличьи шкурки и

старались не причинять боль промысловым животным.

Кетский шаманизм

Кроме медведя кетские шаманы особенным образом почитали птиц – лебедя, орла и гагару. Во

время обряда камлания шаман кричал, подражая птицам, и пел особые мелодии – считалось, что у

каждой птицы есть своя песня. Кеты были уверены в том, что первым в мире шаманом был орел –

именно он и научил людей шаманить. Считалось, что все великие маги были лебедями. Во время

камлания многие шаманы превращались в птиц и могли облететь полмира. Не случайно шаманская

украшен перьями, а головной убор имитировал голову орла с длинным клювом.. Самые главные

шаманские обряды, в том числе и ритуал посвящения в шаманы, кеты проводили весной, с

прилетом пернатых.
Когда шаман умирал, шаманский дар наследовала его дочь, а потом дочь могла передать эти

способности только сыну или внуку – строгое чередование мужчин и женщин как преемников

шамана соблюдалось неукоснительно. Если одежда шамана рвалась или портилась каким-то иным

образом, это сразу же сказывалось на его здоровье – шаман мог заболеть и даже умереть.

Поэтому шаманы берегли свой плащ и головной убор как зеницу ока, считая их своим вторым

Мифология кетов

Кеты обожествляют небо, называя его - Есь и считая единственным Богом, управляющим

мирозданием. Есь гораздо больше, чем небо, которое считается Есевой кожей. Северное сияние –

это огонь Еся, а туча – гора Еся. Несмотря на то, что Есь часто проявляет черты Бога-

громовержца, он не вмешивается в земные дела, а наблюдает за ними со стороны.
Хоседэм – богиня зла, которая живет в одном из ущелий в скале на берегу Енисея и

насылает на людей порчу, болезни и неприятности. Томэм – светлая Богиня, которая

противостоит Хоседем и живет на небе, под солнцем. Когда-то она была женой Еся, но потом

изменила ему с месяцем, и он изгнал ее из своих владений.
Одним из активных участников кетских мифов является Альба – первый человек на земле,

который принимал участие в сотворении мира. Альба контролирует жизнь людей и помогает им в

случае опасности. Однажды он решил избавить мир от Хоседэм и погнал ее на север вдоль

Енисея, но она превратилась в стерлядь и скрылась в темных водах реки. Альба прыгнул за ней,

но она вдруг взмыла в небо, обернувшись птицей. Он помчался за ней по небу в огромных санях,

оставляя след в виде Млечного пути. В результате ему удалось если не избавиться от Хоседэм,

то хотя бы загнать ее на север, где она и живет до сих пор.

Жаль, что кетов осталось очень мало - благодаря европеизации территории России

происходит вымирание старых кетских традиций и культов. Многих косит голод и алкоголизм. И

прогнозы ученых неутешительны – со временем эта нация исчезнет с лица земли. И вместе с ней

канет в небытие богатая культура, которая развивалась на протяжении многих веков.

Воспоминания о кетских обрядах и ритуалах останется лишь в истории. Может быть, кеты просто

уходят обратно на звезды, откуда пришли? Наверно, они выполнили свою миссию на нашей

планете, и Альба приказал им вернуться назад. Жаль, если они нас покинут…

Самоназвание "кето", "кет" ("человек"), во множественном числе "денг" ("люди", "народ").Ранее применялись этнонимы остяки, енисейские остяки и енисейцы.

По данным переписи населения 2002 года, численность народа составила 1494 человека. Проживают в основном в сельской местности Туруханского, Эвенкийского и Енисейского районов Красноярского края.

В период советской власти шло разрушение традиционного образа жизни. Хозяйственные реорганизации (колхозы и промхозы, организация поселков с переводом на оседлость и последующая ликвидация отдельных из них) привели к сокращению роли кетов в охоте и рыболовстве, утрачено оленеводство. Сокращение уникального производства, опыта предков, материальных и духовных ценностей приводило к деформации национального самосознания. В настоящее время в растет интерес кетов к своему историческому прошлому национальной культуре. Восстановлено прерванное в 30-е годы ХХ века преподавание кетского языка в школах. Созданы букварь и другие пособия на кетском языке. Предпринимаются меры по организации сельских музеев и культурных центров.

Язык

Кетский язык является последним живым представителем енисейской языковой семьи. Другие родственные языки (пумпокольский, аринский, ассанский) исчезли еще в XVIII-XIX веках вместе с их носителями.

Высказываются предположения, что енисейские языки находятся в отдаленном родстве с адыго-абхазскими, нахскими (чеченский, ингушский) и сино-тибетскими (китайский, тибетский) языками.

В кетском языке выделяется три диалекта: северный, центральный и южный, последний в свою очередь подразделяется на говоры елогуйский и подкаменнотунгусский. Фактические различия между ними невелики.

В 1930-е годы кетами использовался алфавит на латинской основе, который был заменен В 1980-е годы на новый алфавит на основе кириллицы.

С середины XX века наблюдается процесс утраты народом своего языка. В настоящее время менее 20% кетов в возрастной группе от 50 лет и старше считают кетский родным. Число носителей, по оценкам специалистов, не превышает 150 человек. При этом в Красноярском крае владеют кетским языком по переписи 2002 года из 1189 кетов лишь 365 человек (30,7%).

Кетский язык был и остается чрезвычайно популярным объектом лингвистических исследований, прежде всего, из-за сложности устройства его глагольной морфологии.

Происхождение и история

Предки современных кетов сформировались, по некоторым предположениям, в эпоху бронзы на юге междуречья Оби и Енисея в результате смешения европеоидов Южной Сибири с древними монголоидами. В антропологическом отношении кетов относили к уральскому типу, сочетающему в себе европеоидные и монголоидные черты. Однако последующее изучение позволило выделить кетов в самостоятельный енисейский тип. Любопытно, что редкая гаплогруппа Q, указывающая на родство с североамериканскими индейцами.

Предки кетов предположительно жили на территории Южной Сибири вместе с другими представителями так называемой енисейско-язычных народов (аринов, ассанов, яринцев, тинцев, бахтинцев, коттов и др.). В I тысячелетии н.э. они вступили в контакты с тюрко-самодийско-угроязычным населением, в результате чего вынуждены были мигрировать на Енисейский Север. В частности, котты расселились по реке Кану (правый приток Енисея), асаны - по рекам Усолке и Оне (левобережье низовий Ангары), арины - на Енисее в районе Красноярска, выше их по правобережью Енисея до устья реки Тубы - яринцы и байкотовцы. Предки предки современных кетов оказались расселенными ниже по Енисею и его притокам Касу, Сыму, Дубчесу, Елогую, Бахте и по низовьям Подкаменной Тунгуски. Некоторые кето-язычные группы в IX-XIII веках ушли на север, осев на среднем Енисее и его притоках. Именно здесь, в контакте с хантами и селькупами, а затем и с эвенками, сформировалась самобытная кетская культура. В дальнейшем кеты продвигались на север вплоть до рек Турухан, Курейка и озера Мадуйское, вытесняя оттуда или ассимилируя энцев. В начале XVII века известны три родовые локальные группы - земшаки в низовьях Подкаменной Тунгуски, богденцы в устье Бахты и инбаки в бассейне Елогуя.

Некоторые исследователи связывают с кетами представителей окуневской и карасукской культур (2 тысяч лет до н.э.) Южной Сибири.

До прихода русских кеты уже освоили металлургию, однако жили родо-племенным строем.

В состав России кеты вошли в 1607 году.

Быт

Основным занятием большинства кетов была и остается до сих пор охота и рыболовство. Белка, как главный объект пушного промысла, составляла 80-90% стоимости всей добываемой пушнины. Сильнее всего беличий промысел был развит у южных кетов. Кроме белки кеты добывали колонка, горностая, лисицу, соболя, дикого оленя, лося, а на севере и песца. Вся пушнина кетами продавалась. Для себя оставлялись только заячьи и медвежьи шкуры, а также шкуры и большая часть мяса, добываемых диких оленей и лосей.

Орудием добычи прежде всего служили луки и стрелы, которые служили также и военным оружием. Острые наконечники стрел, а позже и ружейные пули обмазывались ядом из разложившегося рыбьего жира. С появлением ружей луки почти вышли из употребления. Заимствованное во 2-й половине XVII-XVIII века у самодийцев (ненцев, энцев) транспортное оленеводство распространилось не у всех Кетов, Часть кетов, в том числе вся подкаменнотунгусская группа, оставались безоленными.

Традиционное жилище кетов - конический чум из шестов и берестяных покрышек (кус). Другой распространенный тип жилища - землянка (бан, нус). Внутри чума на земляной пол укладывали берестяные подстилки, пихтовые ветки. Непременная часть убранства - несколько низких столиков из березы (лам), за каждым ели 2-3 человека. Поварешки и чашки для чая и бульона изготовляли из березы и рога.

Одежду кеты еще до революции шили преимущественно из покупных тканей и сукна (зипуны) и из шкур домашнего и дикого оленей. Материалом для одежды служили также заячьи и беличьи шкурки.

Летний мужской костюм состоял из короткого, до колен, суконного халата ("котлям", от "котл" - "сукно"), запахивающегося справа налево, с характерными нашивками из тесьмы на плечах и по бортам, из матерчатых штанов, суконных или шерстяных чулок до колен и кожаной обуви - чирков, часто окрашенных отваром ольхи в красноватый цвет.

Средством передвижения в зимнее время являлись широкие, подклеенные камусом лыжи. В качестве водного транспорта использовались долбленки-однодеревки и большие дощатые лодки-илимки грузоподъемностью до четырех тонн с мачтой и парусом, жилой частью, крытой берестой. На промысле охотники пользовались ручными нартами и волокушей из кожи лося.

Религия

В основе религиозных представлений кетов лежал анимизм. Мир, делившийся на три сферы (верхний небесный мир, средний мир людей и нижний подземный мир) населялся множеством добрых и злых духов. Шаманство у кетов не было профессиональным. Главной функцией шаманов было лечение и предсказание.

Высшим добрым началом в кетской мифологии было небесное божество Есь. Низвергнутая на землю жена этого божества, Хоседэм, олицетворяла собой зло.

С приходом в Сибирь русских землепроходцев и миссионеров кеты, наряду с другими сибирскими народами, начали принимать православное крещение.

Ке́ты (самоназвание кето, кет - «человек», мн. ч. денг - «люди», «народ»; ранее применялись этнонимы остяки́, енисе́йские остяки́, енисе́йцы) - малочисленный российский коренной народ Сибири, населяющий север Красноярского края. Используют кетский язык, который относится к группе енисейских языков.

Численность народа

Из всех кетских населенных пунктов Светлогорск и Курейка подчинены администрации города Игарка, Су ломай находится в Байкитском районе Эвенкии, Сым - в Енисейском районе, все остальные - в пределах Туруханского района Красноярского края. В то же время в эту территорию не включены два поселка Туруханского района - селькупский Фарково и эвенкийский Советская речка. Всего исследование проведено в 21 населенном пункте. На этой территории переписали в 2001 г. 885 кетов.
За годы между исследованиями (1991 и 2001) умерло 141 человек, родилось 142. Естественный прирост всего 1 человек за 10 лет! Иначе говоря, естественный прирост - нулевой.
Уехали за пределы ОЭТ в этот период 62 человека, приехали 43. Отрицательное сальдо (убыль) - 19 человек.
Сменили национальную принадлежность с кетской на иную 32 метиса, с иной на кетскую 62 человека, прирост по этой причине 30 человек.
По всем трем источникам прирост составил 12 человек, то есть 1,4 % за 10 лет.
Численность мужчин и женщин у кетов примерно одинакова (женщин - 50,2 %.
Анализ возрастной структуры указывает на резкое снижение рождаемости в 1990-е гг., в 1991 году дети до 10 лет составляли в числе кетов 27,1 %, а сейчас всего 15,9 %.
О повышенной смертности говорит тот факт, что процент пожилых людей не растет, лиц 60 лет и старше было 6,6 %, стало 5,4 %.
Среди кетов преобладает малая семья, включающая чаще всего супружескую пару и детей. Сложных трехпоколенных семей совсем немного.
Подводя итог, можно сказать, что за последние годы проявились негативные демографические явления, которые привели к сниженной рождаемости, повышенной смертности, в результате чего прирост кетов прекратился, численность стабилизировалась.

Расселение и миграции

Кеты проживают в 21 поселке, что расположены цепочкой в основном по берегам Енисея и некоторых его притоков на расстоянии около 1000 километров с юга на север. На этой, условно говоря, «кетской земле» сами кеты составляют незначительный процент, намного уступая русским.
Анализ расселения показал значительные перемещения кетского населения из одних поселков в другие. Причем в поселках с высокой долей кетского населения их абсолютная численность падает, а в поселках, где кеты составляют небольшой процент, их число быстро увеличивается.
Таким образом, более половины кетов проживают в смешанной среде.

Занятия кетов

С точки зрения изучения современных этнических процессов, важно выяснить, сколько кетов сохраняет приверженность традиционным занятиям, а сколько отошли от них и занялись каким-то другим делом. Сохранение традиционных отраслей хозяйства содействует сохранению и многих других видов традиционной культуры, так как в конкретной действительности этносов, ведущих традиционный образ жизни, все аспекты бытия тесно переплетены.
Женщины по основному месту работы вообще не заняты в традиционных отраслях.
Если учесть имеющих отношение к традиционным занятиям помимо основной работы, то их окажется намного больше.
Даже среди женщин, отошедших от традиционных занятий, не так уж мало знакомых с традиционной женской работой (среди молодых около половины), а среди мужчин традиционными видами труда занимаются почти все.
Из традиционных занятий сохранились рыболовство и охота. Ими хотя бы на любительском уровне занимаются 94,0 % мужчин. В числе 57,1 % женщин встретились такие, которые кроме обработки шкур и другой чисто женской работы еще и охотятся (10,0 %) и рыбачат (51,0 %).
Новшеством последних лет стала массовая безработица, охватившая более трети мужчин и пятую часть женщин. Ее отрицательные последствия понятны. Правда, местная особенность состоит в том, что среди мужчин размеры этого явления больше, чем в целом по стране, - это объясняется слишком узким спектром имеющихся рабочих мест в небольших сельских поселениях. Вместе с тем многие безработные мужчины активно начали (вернее - продолжили) заниматься промыслами (охотой и рыболовством) и фактически стали индивидуальными промысловиками. Но так как они нигде не оформлены, то числятся безработными. Как ни парадоксально это звучит, безработица стимулирует сохранение традиционных занятий, а это можно рассматривать как явление, объективно тормозящее ассимиляцию. Оно приносит слишком много вреда. В частности, наблюдается процесс люмпенизации части кетекого населения. Итак, отход от традиционных занятий у кетов налицо, особенно по основному месту работы, но цифры по занятиям вне основной работы все же убеждают, что не все так плохо. То, что хотя бы на любительском уровне традиционным занятиям отдают должное подавляющее большинство мужчин и более половины женщин, позволяет сделать вывод, что в этой сфере говорить о массовом отходе от традиционных видов деятельности пока преждевременно.

Материальная культура кетов

Зимнее стационарное жилище кетов - полуземлянка - еще в первой половине XX в. заменено русской избой. Летнее - чум - отмечено в 1991 г. у двух семей пенсионеров. Но за прошедшие десять лет старики умерли, и чумов сейчас нет. Так что в 1990-е годы закрылась еще одна страница традиционной культуры кетов. Сейчас кетское население живет в стандартных домах, построенных чаще всего приезжими строителями и не имеющих никаких национальных особенностей.
Национальная одежда продолжает быстро уходить из повседневного использования - динамика наличия элементов национальной одежды по поколениям не оставляет надежд на сохранение ее в обозримом будущем. Особенно мало осталось женской одежды, а полный костюм имеется у 1-2 человек.
Иное положение с традиционной кухней. Сейчас знакомы с ней 89,9 % кетов, употребляют традиционную пищу 76,9 %, в т.ч. регулярно -32,6%.
С занятиями в традиционных отраслях тесно связан такой показатель, как наличие в семьях различных предметов традиционной утвари, инструментов, и других вещей. Они есть в 51,5 % семей. Это связано с приверженностью подавляющего большинства мужчин традиционным промыслам. Среди вещей и предметов отмечены охотничьи лыжи - в 35,3 % семей, долбленая лодка (ветка) - в 24,8 % семей, нарты - в 24,8 % семей, инструменты для обработки шкур - в 19,8 % семей.

Языковые процессы

Быстрый уход из жизни кетов родного языка был зафиксирован всеми предыдущими исследованиями, а также переписями населения.
Родным языком назвали кетский 19,1 % опрошенных, кетский и русский - 3,4 %. Русский язык современные кеты считают своим несравнимо чаще, чем кетский.
С этим показателем связана также степень владения кетским и иными языками региона.
Показатели по основному разговорному языку значительно ниже, чем по родному языку или по степени владения кетским языком, а значит, многие кеты, хорошо владеющие кетским языком, довольно редко его используют. Преимущественно кетский использует всего 1,5 %, два языка - 5,4 %.
Чаще всего кетский язык используется при общении со старшим поколением, с родителями.
Уже более 20 лет в ряде школ региона в начальных классах преподается кетский язык. До этого образование кеты получали исключительно на русском языке.
Кроме обычных трудностей, связанных с введением письменности и языка в программы школ (проблемы с учебниками, книгами для чтения, подготовкой учительских кадров и т.д.), мы видим причину слабого влияния школы на языковую ситуацию в том, что для подавляющего большинства детей кетский язык уже перестал быть родным. Его необходимо преподавать по методике иностранного языка, что влияет на результаты обучения.
Вывод однозначен - кетский язык уходит из живого бытования, сокращается число владеющих им, показатели в младших возрастных группах снизились до нуля, попытки сохранить язык через школьное обучение не увенчались успехом.

Духовная культура кетов

Уход кетского языка сказался в первую очередь на тех областях духовной культуры, которые непосредственно связаны с ним. Все реже можно услышать исполнение народных песен на кетском языке. Лишь 1,1 % кетов старше 7 лет поют песни преимущественно на кетском языке, еще 2,6 % - на двух языках, остальные - исключительно на русском. Лиц, помнящих хотя бы одну песню на кетском языке, оказалось лишь 5,7 %.
Аналогичные результаты получены по такому показателю, как уровень знакомства с национальными сказками. Помнят хотя бы одну сказку на кетском языке 12,7 % опрошенных кетов старше 7 лет, слышали их, но уже не помнят еще 29,1 %.
В такой сфере духовной культуры, как обряды, знакомы с похоронным 23,2 % опрошенных, с родильным обрядом 3,3 %, со свадебным - 9,3 %.
В религиозных пристрастиях кетов существует большое разнообразие.
Среди мужской части кетов значительно больше неверующих, а также приверженцев шаманизма, чем среди женщин, где больше православных и приверженцев протестантских сект.
Таким образом, в мировоззрении кетов причудливым образом переплелись и мирно уживаются доктрины трех зачастую взаимоисключающих мировоззрений - атеистического, православного и языческого. Налицо синкретизм. Исключение составляют приверженцы западного протестантского мировоззрения, которые не приемлют иных идеологий.
В целом можно сказать, что в области духовной культуры происходят трансформации, национальные особенности быстро исчезают, в некоторых областях духовной культуры этническая специфика практически утрачена. Трудно выделить хотя бы одну область духовной культуры, где выводы были бы иными.

Термин «кет» был введен в обиход в 1920-х гг. Ранее в русской литературе кеты были известны как остяки, енисейские остяки, енисейцы. Предки кетов издавна жили на территории Южной Сибири вместе с другими представителями так называемых енисейскоязычных народов: аринов, ассанов, яринцев, тинцев, бахтинцев, коттов и др.

Некоторые кетоязычные группы в IX—XIII вв. ушли на север, осев на среднем Енисее и его притоках. Именно здесь, в контакте с хантами и селькупами, а затем и с эвенками, сформировалась самобытная кетская культура. В дальнейшем кеты продвигались на север вплоть до рек Турухан, Курейка и озера Мадуйского, вытесняя оттуда или ассимилируя энцев.

Оставшиеся на юге енисейские племена были постепенно к XVIII-XIX вв. ассимилированы окружающими их народами. В частности, енисейцы участвовали в формировании отдельных групп хакасов (качинцев), тувинцев, шорцев, северных алтайцев.

С конца XVIII в. кеты объединились в управы, внутри которых жили отдельными стойбищами из нескольких семей. К началу XX в. у кетов преобладали малые семьи. Браку предшествовал сговор и сватовство. Центральным моментом сговора был обряд с котлом. Родственники жениха наполняли подарками (беличьи шкурки, платки) медный котел и относили к чуму невесты. Перевернутый котел означал отказ, принятие подарков - согласие на брак. После этого стороны договаривались о выкупе (калым) за невесту.

Национальные особенности ярко проявляются и в похоронной обрядности. У кетов бытовало несколько видов захоронений, в частности, в земле и воздушное. К XIX в. воздушное захоронение применялось только в отношении шаманов и детей. Покойника укладывали в яму на спину, головой к востоку, закрывали двумя досками. На могиле устанавливалась палка с развилкой, позже - православный крест. Особенностью является привязывание к кресту лоскутов белой материи. Встречались захоронения в перевернутой лодке. Воздушные захоронения устраивались в пне срубленного дерева или на помосте. Сопроводительный инвентарь ломался и портился.

Исконными занятиями кетов были пешая охота на копытных (лось, олень), водоплавающую и боровую дичь, массовый лов рыбы котцом (загородка с плетеной ловушкой). С введением ясака, а затем с развитием товарных отношений первое место занимает пушной промысел (соболь, белка).

Орудия промысла - лук и стрелы - использовались для охоты на все виды животных и птиц вплоть до 1930-х гг. Северная часть кетов заимствовала у ненцев в ограниченных размерах транспортное оленеводство, которое полностью исчезло в 1970-х гг.

Кетские охотники передвигались на широких лыжах из ели, оклеенных снизу камусом. Груз перевозили на подвижной ручной нарте. Тащить ее помогала собака. Для передвижения по воде использовались большие дощатые лодки-илимки (грузоподъемность до четырех тонн) с мачтой и парусом, жилой частью, крытой берестой. На мелководье и озерах широко применялись выдолбленные из осины лодки-ветки.

Домашними занятиями мужчин были обработка дерева, кости, рога, кузнечество. Кетские луки и орудия труда (ножи, скребки и др.) славились на Енисейском Севере и служили предметом обмена. Женщины выделывали шкуры и бересту, изготавливали из них одежду, предметы утвари.

Фильм «Оторванные ветром от костра…» (1991 г.) из цикла «Золотой фонд красноярского телевидения» (2012 г.). Авторы: Максим Файтельберг, Владимир Черенков. Видео предоставлено ГТРК «Красноярск»