Малый бизнес: понятие, критерии, роль. По какому критерию предприятие относиться к малым? Нижеприведённые материалы выложены исключительно для информационного использования. Продажей оборудования и других материалов компания в настоящее время не занима

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 330.101.542(045) А.В. Овчинникова

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ КРИТЕРИИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рассматриваются количественные и качественные критерии отнесения субъектов предпринимательства к категории «малые предприятия». Актуальность темы обусловлена проблемами организации сквозного статистического и экономического анализа, разработки нормативно-правовых актов в области налогообложения, имущественных отношений, инвестиционной политики для предприятий данной категории.

Ключевые слова: малые предприятия, малое предпринимательство, малый бизнес.

Масштаб деятельности, размер предприятия определяют его функциональную роль в экономике, правила игры во внешней и внутренней среде организации. Категория «малое предприятие» рассматривается на законодательном уровне и через призму теорий предпринимательства, фирмы, отраслевой организации, где оно выступает как объект исследования.

Используя различные подходы в изучении предприятий (ресурсно-технологический, бихевиоризм, когнитилогию, институционализм, эволюционный) можно синтезировать понятие «малое предприятие» через существенные категории данных методологий в изучении «фирмы».

«Малое предприятие» - система преобразования ресурсов в готовую продукцию, которая имеет законодательные ограничения по объему вовлечения ресурсов и выпуску готовой продукции, созданная индивидами, взаимодействующими на основе контрактов для осуществления предпринимательской деятельности или бизнеса на определенном рынке в целях получения прибыли за счет более полного удовлетворения общественных потребностей.

К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что наличие в экономике большого количества независимых предприятий характерно для неразвитого производства и обществ: «Этот производственный строй мелких независимых производителей, работающих на свой страх и риск, предполагает раздробление земли и других средств производства. ... Он должен быть уничтожен, и он уничтожается» . В начале ХХ в. многие исследователи считали, что малые предприятия - это лишь этап становления крупного бизнеса - монополий: «Финансовый капитализм не устанавливает низших (менее развитых, отсталых) форм капитализма, а растет из них, над ними.» . И как результат: «Упадок промышленного среднего сословия признается неотвратимым» .

Изучение малых предприятий как объекта научных исследований стало актуальным в начале ХХ в. в период промышленной революции. По мнению В.А. Рубе, технический фактор (изменение организационных принципов производства и технологической базы) послужил укреплению крупного производства после промышленной революции, при этом активная колонизация территорий многих стран и, как следствие, бурное расширение рынка способствовали торговле; чтобы отстоять своё место, приходилось постоянно укрупнять, а потом и монополизировать производство и сбыт. Происходило постепенно-умеренное срастание капитала: от картелей к синдикатам и трестам. Результатом НТП стало оттеснение малого бизнеса на периферию бизнеса. Иными словами, технический прогресс явился результатом и условием массового производства, кроме того, произошел рост среднего уровня благосостояния и расширения рынков сбыта .

Всю сложность положения малых предприятий в свое время отмечал ещё К. Каутский в «Комментарии к Эрфуртской программе» в 1892 г. Он писал: «Неизбежная гибель мелкого землевладения - такова красная нить, которая проходит через всё моё сочинение. Хозяйство мелкого крестьянина, на мой взгляд, - экономически конченное дело» . Как и Рубе, и Григорьев, Каутский осознавал возможное затухание малого бизнеса при экономическом развитии и росте.

Вообще различие между пониманием предназначения малого бизнеса в российских источниках литературы и зарубежных объясняется происхождением средних и малых предприятий. Термин «малые и средние предприятия» впервые использовал британский министр М. Милан в докладе о промышленном и финансовом состоянии Великобритании в 1931 г. В США первое определение малого предприятия появилось в Законе об определенных видах обслуживания (1948 г.) и Законе о малом

бизнесе (1953 г.) . В России же полноправно и легитимно обсуждать такой феномен, как «малый бизнес», начали с 18 июля 1991 г. с появлением Постановления Правительства РФ №446, которое предопределяет сущность малых предприятий.

Если же рассматривать в целом влияние малого бизнеса на развитие экономики, то необходимо понимать, что он претерпел сильные изменения в истории.

После Первой мировой войны ускорился процесс концентрации капитала, что отразилось на деятельности малых и средних предприятий. Р. Гильфердинг писал: «Упадок промышленного сословия признается неотвратимым. Но здесь нас интересует не столько его количественное состояние, сколько то структурное изменение мелкого промышленного и торгового производства, которое сопровождается современным капиталистическим развитием. Значительная часть мелких предприятий играет вспомогательную роль при крупных и потому заинтересована в расширении последних» .

В противовес мнению Гильфердинга было мнение Й. Шумпетера: «.гигантская индустриальная единица не только вытесняет мелкую и среднюю фирму и экспроприирует её владельцев, но, в конечном счёте, вытесняет также предпринимателя и экспроприирует буржуазию как класс, который в этом процессе лишается не только своего дохода, но и - что значительно важнее - своей функции» .

После Второй мировой войны «малый бизнес не только начинает развиваться и завоёвывать новые позиции, но превращается из придатка крупного бизнеса в его союзника и сателлита» .

Доля в ВВП малых предприятий постоянно растет, так как современный уровень потребления требует большого разнообразия и индивидуального подхода (табл. 1). Современным покупателям необходим кастомизированный продукт, который зачастую невозможно произвести в рамках массового производства. Разнообразие могут создать только разнообразные компании . Западногерманский публицист Фолькер Фидлер писал в 1984 г. о небольших компаниях ФРГ: «Они - мастера по отысканию "белых пятен" на рынке и более гибки со своими малыми предприятиями. Они производят все, что не может или не хочет производить крупная фирма».

Таблица 1

Роль малых предприятий в экономике различных стран

Страна Год Доля малых предприятий Доля занятых на малых Доля малых

от числа всех предприятий, % предприятиях, % предприятий в ВВП, %

Евросоюз 2012 98,7 50,2 39,5

Германия 2012 96,96 42,20 33,29

Китай 2001 99 69,7 57,1

Россия 2010 93,8 21,6 21,4

Критерии отнесения субъектов предпринимательства к категории «малое предприятие» во многих странах закреплены законодательно: в США с 1953 г., Великобритании с 1971 г., Германии с 1952 г., Китае с 2003 г., России с 1990 г. При анализе законодательных актов данных стран можно сделать вывод, что существуют два разных концептуальных подхода к дифференциации предприятий по категориям «малое», «среднее», «крупное»:

Отраслевой подход, применяемый в США, Китае (отраслевые различия в самих критериях и их значениях);

Укрупненный подход, используемый Европейским союзом, Россией (ограниченное количество показателей, равнозначных для всех отраслей).

Преимуществом первого подхода является возможность разработки более эффективных, адресных инструментов поддержки малых предприятий. Каждая отрасль в любой стране имеет свои особенности организации: тип рынка, стадия развития, стоимость входа, поэтому и формы и размеры поддержки должны иметь отраслевые отличия. Данный подход необходимо использовать в том случае, если одним из основных инструментов развития малых предприятий являются государственные льготы, субсидии, гарантии, то есть в том случае, если используется значительная доля бюджетных средств и идет речь об эффективности их использования. Но данный подход усложняет сбор статистической информации и разработку кредитных продуктов со стороны независимых финансовых институтов.

Используемый в Европейском союзе укрупненный подход к классификации малых предприятий основывается на принципиально ином методе поддержки данного сегмента рынка - становление институциональной среды. Данный метод заключается в выявлении и преодолении барьеров разви-

тия малых структур (численность менее 50 чел.), а основные финансовые риски реализации этих программ несут кредитные учреждения.

Данные различия являются результатом исторического процесса становления бизнеса этих стран. Если изначально экономика Америки и Китая шла по пути концентрации капитала, создания трастов, крупного бизнеса, то в Европе малые предприятия всегда были основой рыночной динамики, экономического роста.

Мы согласны с выводами К. Грэй и Дж. Стэнуорт: «Никакое универсальное определение малого предприятия не сможет быть достаточным для всех задач. Мойщик окон, независимый магазин с двумя работниками, фермер с трёхстами акрами земли, одним наёмным рабочим и трактором или каким-нибудь другим оборудованием, швейная фабрика с пятьюдесятью сотрудниками - все они сталкиваются с общими проблемами, отличными от проблем транснациональных корпораций. Необходимо не столько иметь для всех задач универсальное определение, точно отделяющее малое предприятие от крупного, сколько сделать полезные обобщения о малых и крупных предприятиях» . Данные обобщения, на наш взгляд, носят качественный характер, при этом наши исследования показали, что они имеют существенные отличия по странам.

В данной статье мы приводим особенности, характерные для малых предприятий Российской Федерации, сгруппировав их в следующие группы: цели, структура собственности, менеджмент, планирование, персонал, масштабы производства, источники капитала, поведение на рынке.

Российские малые предприятия по организационно-правовой форме могут являться как «индивидуальными предпринимателями», так и юридическими лицами. Малые предприятия, зарегистрированные как «индивидуальные предприниматели», составляют 60,63%. Это та часть предприятий, где руководители несут личную ответственность по всем обязательствам.

Требование к структуре собственности категории «малых предприятий» определено в Российской Федерации на законодательном уровне - суммарная доля в уставном капитале коммерческих, государственных предприятий не должна превышать 25% . Современная структура уставного капитала российских малых предприятий по акционерам-учредителям находится на границе этого порога , это говорит о большой степени аффелированности малых предприятий в России от крупного бизнеса.

Масштабы производства российских малых предприятий также ограничены законом. Объем выручки, величины активов определяют данную категорию субъектов предпринимательства.

Если говорить о целеполагании в деятельности малых предприятий, то современный этап их развития характеризуется умением ставить цели и планировать их достижение: 63,9% малых предприятий России имеют планы стратегического развития . Они в основном носят краткосрочный характер: до 6 месяцев - у 49,3% предприятий, 6-12 месяцев - у 35% .

В России руководители малых предприятий не склонны нанимать управленческий персонал. В исследовании Национального института системных исследований предпринимательства отмечается, что лишь на 42% малых предприятий присутствуют наемные руководители различных уровней . При этом современный уровень конкуренции требует от владельцев малых предприятий использования качественных технологий менеджмента, поэтому и контроль и регламентация деятельности сотрудников осуществляется на большинстве предприятий .

Отношения владельца малого предприятия и наемного персонала часто носят персонифицированный характер, то есть используется индивидуальный подход к каждому сотруднику. Во-первых, это объясняется небольшой численностью персонала. Во-вторых, является противовесом профессиональных опасений сотрудников: более низкая заработная плата, чем на крупных предприятиях, отсутствие стабильности, выполнение широкого спектра функции.

Среди источников капитала превалируют собственные. Коэффициент автономии российских малых предприятий составляет 55,8%, у средних - 26,3% , агрегированный показатель для всех типов предприятий составляет 50,5% . Данные статистики показывают, что значительных отличий в структуре источников капитала крупных и малых предприятий нет, но для малых предприятий существует проблема доступности финансовых ресурсов.

Значимость «личных связей» руководителя как фактора успешности малого предприятия отметили 80,4% респондентов . Поэтому зачастую клиенты данной категории предприятий имеют индивидуальные условия поставок, ценообразования и т.д.

Во многих исследованиях отмечается, что малые предприятия в большинстве случаев функционируют на локальных, местных рынках. Но современный уровень развития коммуникаций, Интернет позволяют малым предприятиям расширять свои рынки как на национальном, так и на глобальном уровне. В работах отмечается, что именно стратегия глобализации своей деятельности является одним из основных факторов развития данных субъектов предпринимательства.

Спорным является утверждение , что малые предприятия не могут оказывать влияния на уровень цен и объем сбыта. Специализируясь на определенных товарах, категориях клиентов, малые предприятия занимают монопольное положение на определенном рынке. Это также подтверждается исследованиями: 0,7% малых предприятий отметили размер своего предприятия в отношении рынка как «крупное» .

Проведенное исследование позволяет сформулировать количественные и качественные характеристики малых предприятий в России.

Количественные критерии «малого предприятия»: количество работников - менее 100 человек; среднегодовая выручка - менее 400 млн руб.; суммарная доля в уставном капитале коммерческих, государственных предприятий не должна превышать 25% .

Качественные критерии «малого предприятия»:

Любые физические, юридические лица, соответствующие количественным критериям;

Масштабы производства соответствуют количественным критериям;

Наличие определенных краткосрочных целей на рынке;

Руководство предприятием осуществляется владельцем на основе технологий менеджмента, во многом отличных от технологий, применяемых на крупных предприятиях;

Отношения с сотрудниками являются персонифицированными;

Низкая доступность финансовых ресурсов;

Ведение бизнеса на основе «личных» связей руководителя; положение на рынке и его охват зависит от стратегии предприятия.

Разрабатывая классификацию малых предприятий, мы постарались отразить все разнообразие научных исследований субъектов малого предпринимательства и бизнеса. Основу классификации составляют 12 признаков аспектов дифференциации.

По количественному критерию во многих странах (Европейский союз, Китай, Россия) из всего разнообразия малых предприятий выделяют микропредприятия. Это связано в первую очередь с изучением проблем самозанятости населения. Как показывает национальная статистика, роль таких предприятий в экономике стран весьма различна (табл. 2).

Таблица 2

Статистика микропредприятий1

Показатель Евросоюз Германия США Россия

2012 2012 2007 2010

Доля микропредприятий в общем объеме зарегистрированных фирм, % 92,2 83,61 78,77 80,7

Доля занятых в микропредприятиях, % 29,6 30,64 10,87 10,7

Доля микропредприятий в ВВП,% 21,2 27,68 8,67 7,6

Изучение малых предприятий с точки зрения типа собственности (частные, государственные, муниципальные, смешанные) тесно связано с целью их функционирования (коммерческие, некоммерческие) и выполняемыми ими социальными, институциональными функциями.

Значительный сегмент исследований связан с организационно-правовой формой малых предприятий: физические, юридические лица. От этого зависит используемая ими система налогообложения, участие в государственных закупках, доступ к финансовым ресурсам. Хотелось бы отметить, что в изучении малых предприятий важную роль имеет позиция исследователя, так как, с одной стороны,

1 Показатели представлены по предприятиям с численностью менее 10 человек; среднегодовой размер выручки не учитывался (без учета индивидуальных предпринимателей).

2013. Вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

их не причисляют к категории предприятий (в США, России, Европейском союзе) и по ним ведется отдельная статистика, с другой стороны, они могут иметь наемных работников и таким образом с формальной точки зрения классифицироваться как малые предприятии.

Как и крупные предприятия, малые характеризует содержание их деятельности: производство или услуги (коммерческие, финансовые, консультационные, информационные). При этом деятельность можно классифицировать по отраслям или по видам экономической деятельности (ОКВЭД). Отметим, что в некоторых странах (США, Китай и т.д.) в зависимости от отраслевой принадлежности регламентируются количественные категории малых предприятий. По динамике малых предприятий в отрасли можно характеризовать уровень ее развития: стоимость входа, уровень конкуренции, инноваций.

Многие малые предприятия в результате ограниченности ресурсов характеризует высокая степень специализации либо в производстве товаров, либо в рынке функционирования, либо в потребителях.

Потребительская специализация выражается в ограничении сбытовой деятельности предприятий следующими рынками:

B2B (бизнес для бизнеса) - сектор рынка, где взаимодействие происходит только между предприятиями в результате производства и реализации товаров и услуг;

В2С (бизнес для клиента) - сектор рынка, где малые предприятия взаимодействуют только с конечным потребителем;

В2G (бизнес для государства) - сектор рынка, где потребителем товаров и услуг малого предприятия является государство.

По широте охвата рынка малые предприятия классифицируются как местные, региональные, межрегиональные, национальные, международные, мировые. В работе авторы убедительно доказывают на реальных примерах, что современные малые предприятия начинают носить глобальный характер. Имея достаточно узкую продуктовую или потребительскую специализацию, данные предприятия расширяют свои возможности за счет выхода на международный рынок.

Часто деятельность малых предприятий зависит от крупных партнеров. Такая зависимость может носить аффилированный и неаффилированный характер, иметь форму псевдопредпринимательства.

Псевдопредпринимательством занимаются малые предприятия, созданные для перевода прибылей, а иногда и части оборотного капитала, амортизационных отчислений с крупного государственного или приватизированного предприятия на счет заинтересованных лиц или подставных компаний .

Категория аффилированности закреплена законодательно: физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность . Федеральный закон определяет три способа влияния через организацию управления, имущественные отношения, договорные обязательства.

Аффилированность малых и средних предприятий в России представляет собой регистрацию нескольких юридических лиц друзьями, родственниками с целью оптимизации налогового бремени и использования налоговых льгот, доступности к мерам по государственной поддержке малого предпринимательства . Поэтому, на наш взгляд, такие малые предприятия нельзя рассматривать как субъекты малого предпринимательства и объекты государственной поддержки.

Но малые предприятия могут иметь и другие формы интеграции с крупными предприятиями:

Интрапренерство - создание временного малого предприятия - интрапренера, состоящего из внутренних сотрудников, для реализации цели, проекта крупной корпорации;

Инкубаторство - создание малой фирмы, предприятие-poult для реализации проекта, цели, процессов, оказание ей различной помощи на этапах становления;

Сателлиты - создание экономически зависимых, но юридически самостоятельных организаций малой формы. Крупное предприятие может выступать основным поставщиком, например на основе дилерских или дистрибутивных договоров, для малого предприятия либо, наоборот, быть его единственным заказчиком, клиентом.

Как известно, 90% предприятий прекращают свое существование в первые три года своего создания, поэтому во многих странах приняты специальные программы для поддержки предпринимательства на уровне «start-ups». Для выявления специфических потребностей малых предприятий на всех этапах развития многие учеты классифицируют их по стадиям жизненного цикла.

Малое предприятие, являясь субъектом предпринимательства, может характеризоваться таким специфическим признаком, как «семейное», то есть предприятия, принадлежащие семье в нескольких поколениях. При этом данные предприятия могут носить традиционный и инновационный характер.

Традиционное предпринимательство ориентировано на максимальную отдачу используемых ресурсов, оптимальное управление наличными объемами предпринимательских факторов фирмы, непрерывный поиск новых путей повышения эффективности деятельности организации, диверсификацию продукции .

Инновационное предпринимательство - инициативная, творческая, рисковая деятельность физических и юридических лиц в любом секторе экономики, направленная на распределение капитала, соединение и комбинирование факторов производства, принятие управленческих решений, несение ответственности за результаты своей деятельности в рамках реализации всех структурных элементов процесса разработки и внедрения инноваций: развитие идей, создание предприятий, производство новых продуктов и услуг, освоение новых рынков, внедрение организационных и технологических новшеств. Целью инновационного предпринимательства является получение дохода и прибыли за счет создания нового источника удовлетворения потребностей, нового блага, формирования нового потребительского спроса, изменения и преобразования ценностных установок.

Исходя из предложенного нами определения инновационного предпринимательства можно выделить предприятия, которые базируются на технологических, продуктовых и смешанных инновациях.

Огромное количество работ отечественных и зарубежных авторов посвящено роли малых предприятий в решении социальных проблем: реализация титульных наций через предпринимательство; женщины в малом бизнесе, занятость инвалидов. Признаком классификации малых предприятий по данным направлениям являются социальные аспекты предпринимательства: этнос, гендер-ность, инвалидность.

Проведенное исследование ставит ряд важных задач перед учеными и законодателями. Во-первых, необходимо определение цели, роли малых предприятий в экономике страны: экономический рост или экономическое развитие и инновации, от этого будет зависеть, какой подход (отраслевой или укрупненный) необходимо использовать при разработке количественных критериев категории «малые предприятия». Во-вторых, зная качественные особенности данных субъектов предпринимательства, формировать эффективную институциональную среду их функционирования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1974.

2. Ленин В.И. Полн. собр. соч. М., 1962.

3. Гильфердинг Р. Финансовый капитал. М., 1959.

4. Рубе В.А. Малый бизнес: История. Теория. Практика. М.: ТЭИС, 2000.

5. Чупров А.И. Мелкое земледелие и его основные нужды. М.,1918.

6. Мазоль С.И. Экономика малого бизнеса: учеб. пособие. Минск: Кн. Дом, 2004.

7. Шумпетер Й. Теория экономического роста: исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры. М.: Прогресс, 1982.

8. Nordström K., Ridderstrale J. Funky business. Stockholm., 2002.

9. Ичитовкин Б.Н. Под прессом большого бизнеса. Положение мелкого и среднего предпринимательства. М., 1985.

10. Wymenga P., Spanikova V., Barker А., Konings J., Canton E. EU SMEs in 2012: at the crossroads Annual report on small and medium-sized enterprises in the EU, 2011/12. Rotterdam, 2012.

11. Database for the Annual report 2012. URL: http://ec.europa.eu

12. URL: http://sodrushestvo.okis.ru/file/sodrushestvo/anal.pdf

13. Итоги сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. Федеральная служба государственной статистики. М., 2012.

14. Bank The World Transition: The first ten years analysis and lessons for Eastern Europe and the former Soviet Union. N.Y., 2000.

15. Stanworth J., Gray C. 20 Years On: The Small Firm in 1990s. Small Business Research Trust, 1991.

16. Жизненный цикл малого предприятия / под общ. ред. А.А. Шамрая. М., 2010.

17. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

18. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / под ред. Б.Г. Ясина, А.Ю. Чепу-ренко, В.В. Буева. М., 2003.

19. Финансы России / Росстат. М., 2012.

20. Kaplan A. Small Businnes: its Place and Problems. N.Y., 1948.

21. Романенко Е.В. Государство и малое предпринимательство: особенности взаимодействия в современных условиях. М., 2010.

22. URL: http://www.census.gov/econ/smallbus.html

23. Ходов Л. О структуре малого бизнеса и особенностях его мотивации // Вопр. экономики. 2002. №7. С. 147-151.

24. Федеральный закон от 23 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

25. Хлопотова И.В. Субъекты малого предпринимательства в аспекте их аффилированности: монография. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008.

26. Турчанинова Т.В., Храпов В.Е. Государственная поддержка малых предприятий в сфере производства: монография. Мурманск: МАЭУ, 2009.

Поступила в редакцию 01.09.13

А.В. Ovchinnikova

Quantitative and qualitative components of a type of Small business in Russian Federation

The article aims to identify quantitative and qualitative criteria to classify business entities into the type "Small business". The relevancy of the theme is explained by the problems of statistical and economic analysis across management

and law-making and tax regulations, ownership, investment policy for this type of business.

Keywords: small enterprises, small entrepreneurship, small business.

Овчинникова Анна Владимировна, кандидат экономических наук, доцент

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) E-mail: [email protected]

Ovchinnikova A.V.,

candidate of economics, associate professor

Udmurt State University

426034 Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4

Термин «малое предпринимательство» предполагает количественную определенность, отделение его от крупных форм хозяйствования. Заметная роль малого бизнеса в экономике различных стран побудила исследователей и практиков дать этому явлению более или менее универсальное определение. Определение малого предпринимательства отличается как с количественной, так и качественной точек зрения в зависимости от типа страны. Та и другая описывают различные стороны жизнедеятельности малых предприятий, позволяют составить более или менее полную картину этого сектора экономики, определить его специфическое место в социально-экономической структуре общества .

Проблема определения малого предпринимательства имеет не только теоретическое значение. Точное определение объекта позволяет, во-первых, предметно вести статистический учет хозяйственной деятельности в этом секторе экономики и представлять его вклад в экономическое развитие страны. Во-вторых, разрабатывать программы налоговой, кредитно-финансовой, административной и т. п. государственной поддержки малых предприятий.

Традиционно в литературе к числу количественных критериев малого бизнеса относят:

численность занятых;

объем продаж (оборот);

стоимость активов.

Использование только количественных критериев для отнесения предприятия к субъектам малого бизнеса недостаточно по следующим обстоятельствам:

объективные условия предпринимательской деятельности в различных отраслях экономики несопоставимы, что требует корректировки понятия малого и среднего предприятия для каждой конкретной страны и отрасли, т. е. определения не только набора используемых параметров, но величины каждого из них;

межстрановые различия в методике расчета таких количественных критериев, как объем продаж, оборот, стоимость активов и т. п., что на практике может вести к подмене объекта сравнения при сопоставлении вклада данной категории предприятий в макропоказатели экономического развития; очевидные различия количественных критериев при отнесении к категории малого предприятия .

Формально-количественный подход необходимо дополнять качественными критериями. Такой подход позволяет рассматривать малое предприятие не как уменьшенную разновидность большой компании, а как организацию, функционирование которой отличается от жизнедеятельности крупной фирмы рядом специфических особенностей, а именно: высокой степенью неопределенности, потенциально более высокой степенью восприимчивости к техническим, организационным, управленческим нововведениям, а также вынужденной постоянной изменчивостью, необходимостью постоянно адаптироваться к изменениям внешней среды и, следовательно, видоизменяться внутренне. Таким образом, можно объединить малые и средние предприятия в особую, отличную от крупных корпораций типологическую форму предпринимательства со специфическими проблемами, методами и способами организации и ведения бизнеса, особенностями внутрифирменного управления и построения отношений с государством и корпоративным сектором экономики.

К таким качественным критериям малого бизнеса относятся:

относительно небольшое число производимых продуктов (услуг);

сравнительно ограниченные ресурсы (финансовые, кадровые и т. п.) и преимущественное использование нецентрализованных (неформальных) источников финансирования, что практически не позволяет выходить за рамки основной деятельности;

высокая организационно-функциональная гибкость и мобильность;

менее развитые системы управления, сравнительно несложные процедуры оценки и контроля стратегического положения фирмы;

несистематичность менеджмента, преобладание «управления здравого смысла»;

концентрация большинства акций и соответственно управленческих постов у основателей предприятия и/или их родственников (функции собственности и управления чаще всего не разделены);

Термин «малое предпринимательство» предполагает количественную определенность, отделение его от крупных форм хозяйствования. Заметная роль малого бизнеса в экономике различных стран побудила исследователей и практиков дать этому явлению более или менее универсальное определение. Определение малого предпринимательства отличается как с количественной, так и качественной точек зрения в зависимости от типа страны. Та и другая описывают различные стороны жизнедеятельности малых предприятий, позволяют составить более или менее полную картину этого сектора экономики, определить его специфическое место в социально-экономической структуре общества.

Проблема определения малого предпринимательства имеет не только теоретическое значение. Точное определение объекта позволяет, во-первых, предметно вести статистический учет хозяйственной деятельности в этом секторе экономики и представлять его вклад в экономическое развитие страны. Во-вторых, разрабатывать программы налоговой, кредитно-финансовой, административной государственной поддержки малых предприятий.

Традиционно в литературе к числу количественных критериев малого бизнеса относят:

  • -численность занятых. Так в США к малым и средним компаниям относят фирмы с числом занятых до 500 человек в обрабатывающей промышленности, в оптовой торговле до 100 человек, в розничной торговле и других отраслях до 50 человек. В Японии число занятых на предприятии, также является основным показателем, с помощью которого определяется принадлежность к этой категории. Оно должно быть менее 1000 человек в горнодобывающих отраслях, менее 300 человек - для всех дру-гих видов промышленности, транспорта, связи и строительства, менее 100 человек - в оптовой торговле и менее 50 человек - в розничной торговле и сфере услуг.
  • -объем продаж (оборот);
  • -стоимость активов. Этот критерий менее количественно определен, чем предыдущие два. Его используют в тех случаях, когда в рамках поддержки малого бизнеса государство поддерживает относительно крупные фирмы, играющие ключевые роли в экономике страны. Так в 1966 году Американская администрация малого бизнеса отнесла к категории малого бизнеса "Америкэн моторос". Это было сделано, для того, чтобы дать фирме возможность участвовать в торгах на получение правительственных подрядов. В то время компания "Америкэн мотрос" считалась 63-м крупнейшим производителем, имела 32 тыс. работников и выручку от продаж в размере 991 млн. долл. Свое решение Администрация малого бизнеса оправдывала тем, что предприятие не доминировало в отрасли и по своему положению и поддержка ее могла сыграть ключевую роль в обеспечении устойчивости национального автомобилестроения.

Использование только количественных критериев для отнесения предприятия к субъектам малого бизнеса недостаточно по следующим обстоятельствам:

  • *объективные условия предпринимательской деятельности в различных отраслях экономики несопоставимы, что требует корректировки понятия малого и среднего предприятия для каждой конкретной страны и отрасли, т. е. определения не только набора используемых параметров, но величины каждого из них;
  • *межстрановые различия в методике расчета таких количественных критериев, как объем продаж, оборот, стоимость активов и т. п., что на практике может вести к подмене объекта сравнения при сопоставлении вклада данной категории предприятий в макропоказатели экономического развития;
  • * очевидные различия количественных критериев при отнесении к категории малого предприятия.

Формально-количественный подход необходимо дополнять качественными критериями. Такой подход позволяет рассматривать малое предприятие не как уменьшенную разновидность большой компании, а как организацию, функционирование которой отличается от жизнедеятельности крупной фирмы рядом специфических особенностей, а именно: высокой степенью неопределенности, потенциально более высокой степенью восприимчивости к техническим, организационным, управленческим нововведениям, а также вынужденной постоянной изменчивостью, необходимостью постоянно адаптироваться к изменениям внешней среды и, следовательно, видоизменяться внутренне. Таким образом, можно объединить малые и средние предприятия в особую, отличную от крупных корпораций типологическую форму предпринимательства со специфическими проблемами, методами и способами организации и ведения бизнеса, особенностями внутрифирменного управления и построения отношений с государством и корпоративным сектором экономики.

К таким качественным критериям малого бизнеса относятся:

  • *относительно небольшое число производимых продуктов (услуг);
  • *сравнительно ограниченные ресурсы (финансовые, кадровые и т. п.) и преимущественное использование нецентрализованных (неформальных) источников финансирования, что практически не позволяет выходить за рамки основной деятельности;
  • *высокая организационно-функциональная гибкость и мобильность;
  • *менее развитые системы управления, сравнительно несложные процедуры оценки и контроля стратегического положения фирмы;
  • *несистематичность менеджмента, преобладание «управления здравого смысла»;
  • *концентрация большинства акций и соответственно управленческих постов у основателей предприятия и/или их родственников (функции собственности и управления чаще всего не разделены);
  • *способность овладевать только ограниченными (локальными) сегментами рынка;
  • *устойчивое стремление сохранить юридическую независимость фирмы.

Малые предприятия могут иметь следующие организационно-правовые формы:

  • -полное товарищество (статьи 69 - 81 Гражданского Кодекса Российской Федерации);
  • -коммандитное товарищество (статьи 82 - 86 Гражданского Кодекса Российской Федерации);
  • -общество с ограниченной ответственностью (статьи 87 - 94 Гражданского Кодекса Российской Федерации);
  • -общество с дополнительной ответственностью (статья 95 Гражданского Кодекса Российской Федерации);
  • -акционерное общество (статьи 96 - 104 Гражданского Кодекса Российской Федерации, а также Федеральный -Закон «Об акционерных обществах» от 26.12.95 N 208-ФЗ (в редакции от 13.06.96));
  • -производственный кооператив (статьи 107 - 112 Гражданского Кодекса Российской Федерации, а также Федеральный Закон «О производственных кооперативах» от 08.05.96 N 41-ФЗ).

Общее представление об уровне развития малого предпринимательства в РФ можно получить, проведя классификацию по совокупности индикаторов, характеризующих текущее состояние малого бизнеса. Как наиболее показательные были выбраны следующие из них:

  • 1)количество зарегистрированных МП;
  • 2)среднесписочная численность занятых на МП;
  • 3)средний объем производства продукции (работ, услуг) одним МП в денежном выражении;
  • 4)среднее количество инвестиций в основной капитал в расчете на одно МП.

Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей малости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны.

Основные экономические черты малого предпринимательства:

  • *обособленность, т.е. хозяйствование на свой страх и риск;
  • *специализация на каком-либо виде деятельности;
  • *реализация производственных товаров (услуг) через куплю-продажу на рынке.

Малое предпринимательство - это сектор бизнеса, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. И если крупный бизнес - это стержень современной экономики, то малый и средний бизнес - связующие его звенья. Поэтому развитие малого бизнеса важно как для всей России в целом, так и для отдельно взятого региона.


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТОЛИЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ БИЗНЕС-КОЛЛЕДЖ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Учет на предприятии малого бизнеса
по теме: Понятие субъектов малого предпринимательства. Основные критерии определения малого предприятия.
студентки 5 курса отделения менеджмент по отраслям
Коробковой Анастасии Сергеевны

Проверил:
Погосян А.С.
Оценка:
_______
Подпись:
_______

Рязань, 2012 г.

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие «малое предпринимательство» 5
2. Основные критерии определения малого предпринимательства 7
3. Количественные критерии определения малого предпринимательства 8
4. Качественные критерии определения малого предпринимательства 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13

ВВЕДЕНИЕ

Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из важнейших факторов экономического и социального развития региона, так как именно малый бизнес позволяет создать дополнительные рабочие места, обеспечить занятость населения и рост производства, и, как следствие, смягчить последствия кризиса и снизить социальную напряженность в обществе.
Цель государственной политики – создание благоприятных условий для развития предпринимательства в тех направлениях, которые дают максимальный социально-экономический эффект, а также своевременное принятие решений, направленных на стимулирование бизнеса, определение наиболее перспективных направлений, которые стимулируют появление так называемых новых «точек роста». Для реализации этой цели очень важно знать понятие субъектов малого бизнеса и основные критерии их определения.
Несмотря на длительную историю развития рыночной экономики в мировой практике нет унифицированного определения малого бизнеса. В настоящее время в странах Европейского союза, Японии, США уже существует опыт исследований национального и международного уровней по различным аспектам проблемы развития малых и средних предприятий. Появляются примеры таких исследований и в России, а также в других странах Восточной Европы. Однако полученные данные носят достаточно фрагментарный характер. Во многом это объясняется различием подходов к определению малого и среднего предприятия. Вместе с тем, отдельные попытки как зарубежных, так и отечественных исследователей выработать единое или обобщенное определение малого бизнеса, по-видимому, изначально обречены на провал.
Однако в каждой стране, параллельно существуют свои национальные подходы к определению малого предпринимательства, варьирующиеся для конкретных целей.
Цель контрольной работы – дать понятие субъектам малого предпринимательства и выявить основные критерии определения малого предприятия.

    Понятие «малое предпринимательство»

Существует немало подходов к определению сущности понятия «малый бизнес», а общепринятая трактовка варьируется в зависимости от субъективного восприятия автора терминологической трактовки, государственной и отраслевой принадлежности малого предпринимателя и многих других факторов.
Если рассматривать расширенное понятие малого предпринимательства, оно представляет собой мобильную совокупность юридических и физических лиц-малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства. В более узком смысле малый бизнес представляет собой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах государственной важности.
Также существует более широкое понятие - «предпринимательство», которое подразумевает целенаправленную рисковую деятельность физического или юридического лица, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения разного рода работ и оказания услуг. Эффективность предпринимательской оценивается не столько на основе удорожания его бизнеса, столько на основе процентного роста прибыли за определённый период.
У малого и среднего бизнеса есть своя организация - «Опора России».
Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу.
Согласно п. 1 ч.1 ст. 4 настоящего Федерального Закона (далее ФЗ)
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства.

    Основные критерии определения малого предпринимательства

Проблемы, возникающие при сравнительных исследованиях уровня развития малого и среднего бизнеса в отдельных странах, наглядно демонстрируют методологические и практические трудности, связанные с установлением единых подходов к определению границ малого предпринимательства.
В ходе анализа международной практики выработки критериев выделения сектора малого и среднего бизнеса, как правило, используются либо количественные, либо качественные ограничения, причем первые, в силу их измеримости, используются чаще и являются более предпочтительными.
В зависимости от сложившихся экономических моделей и культуры разных стран, как количественные, так и качественные критерии могут существенно различаться. Нередки ситуации, когда различаются даже цели разграничения на малые, средние и крупные предприятия внутри одной страны.

    Количественные критерии определения малого предпринимательства

Ограничение по статусу
    Доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25 %.
Для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования); (п.1 ч.1 ст.4 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Ограничение по численности работников

    К малому и среднему бизнесу относятся средние, малые и микропредприятия.
Число постоянных работников не должно превышать 250 человек
Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

Ограничение по выручке
С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

    микропредприятия - 60 млн рублей;
    малые предприятия - 400 млн рублей;
    средние предприятия - 1 млрд рублей.

    Качественные критерии определения малого предпринимательства

Среди качественных критериальных признаков, свойственных малому предпринимательству, и традиционно указываемых в международной практике, следует назвать следующие:
единство права собственности и непосредственного управления предприятием. Владелец, как правило, сам управляет предприятием, беря на себя риск и неся ответственность не только за инвестированный капитал, но и за принимаемые текущие решения;
обозримость и прозрачность малого предприятия, масштабы которого позволяют владельцу быть в курсе практически всего происходящего на фирме, от каждого изделия и его особенностей до контакта с каждым работником и знания его интересов и трудностей, что создает более действенный механизм мотивации труда;
персонифицированный характер отношений предпринимателя с партнерами-поставщиками ресурсов и покупателями готовой продукции, а также неформальный, личностный характер отношений с каждым работником предприятия;
относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие малой фирме оказывать существенное влияние на цены и объем реализации продукции в рамках отрасли, что вынуждает их применять стратегии приспособления к среде. Из этого правила есть исключения. Некоторые малые фирмы столь удачно определяют свою рыночную нишу, что практически становятся в ее пределах монополистами;
семейный характер предприятия, ведение дела: семья нередко включается в число работников, базовый капитал малого предприятия часто формируется за счет семейных сбережений, само дело наследуется представителями семьи и т.д.;
малым фирмам свойствен особый характер финансирования. Если крупные корпорации формируют необходимые финансовые средства через фондовые биржи, то малое предприятие может рассчитывать на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и неформальный рынок капитала (средства берутся взаймы у друзей, родственников, других предпринимателей и т.п.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, степень развития малого бизнеса и активности предпринимателей во многом определяет уровень демократизации государства и открытости его экономики. За счёт поддержки сегмента малого предпринимательства государство решает общие проблемы повышения уровня благосостояния населения и увеличения в процентном соотношении граждан со средним уровнем дохода, а также налоговые поступления от малого бизнеса в значительной степени способствуют пополнению бюджета. Кроме того, малый бизнес позволяет повысить средний уровень социальной ответственности, экономической инициативы и осведомлённости граждан отдельно взятого государства. Стоит отметить, что роль малого предприятия в рыночной экономической системе трудно переоценить, так как, по сути, именно предпринимательство является конструктивной единицей и гарантией существования развитой рыночной экономики.
На данный момент в России принято необходимое законодательство по поддержке малого предпринимательства. В нем сформулировано не только понятие субъектов малого бизнеса, их категории и критерии, по которым физические и юридические лица относят к предприятиям малого и среднего бизнеса, но также прописаны положения государственной политики развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.
Однако большим рывком для нашей страны стало бы воплощение в жизнь всех принятых мер и программ поддержки. Это позволило бы России не только решить мелкие текущие проблемы, но и перейти на новый уровень экономического развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Конституция РФ
    Гражданский кодекс РФ
    Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
    Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". б.д. http://www.auditit.ru/ articles/account/basis/a79/ 44632.html (дата обращения: 10 март 2012 г.).
5. Колесникова Л.А.. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием, М. – 2000. – 210 с.
6. Малый бизнес в России. Институт стратегического анализа и развития предпринимательства. М., КОНСЭКО, 1998. – С.45 - 47.

Концепция охватывает следующие количественные и качественные характеристики - прогнозы развития малых предприятий города Москвы на перспективу:

Концепция охватывает следующие количественные и качественные характеристики - прогнозы развития малых предприятий города Москвы на перспективу:

* количественные характеристики – общее усиление позиций малого предпринимательства в экономике и социальной сфере города, рост общего числа малых предприятий; структура малых предприятий по сферам деятельности; рост числа занятых в сфере малого предпринимательства; структура занятых в малом предпринимательстве по сферам деятельности; среднее число занятых на одном малом предприятии. К числу количественных характеристик можно также отнести такие показатели, как динамика доли малых предприятий в общем числе рабочих мест в городе, в общем числе вновь созданных рабочих мест в городе в течение соответствующего года, в налоговых и иных поступлениях в городской бюджет.

* качественные характеристики - рост степени зрелости (среднего возраста) малых предприятий; рост степени концентрации малых предприятий по основному виду деятельности; изменение структуры занятости на малых предприятиях в пользу увеличения доли постоянно занятых; рост доли малых предприятий, получающих банковские кредиты; рост доли малых предприятий, участвующих в выполнении заказов для государственных и муниципальных нужд, рост доли малых предприятий, имеющих устойчивые производственно-кооперационные связи с крупными предприятиями; рост доли устойчиво прибыльных малых предприятий.

Динамика количественных характеристик развития малого предпринимательства Москвы на предстоящую перспективу отражена системой показателей, приведенa таблицах 5.2., 5.3 и 5.4. Количественные характеристики охватывают в основном те позиции, которые занимает и будет занимать малый бизнес в сфере производства, инвестиций и занятости в экономике города, что, соответственно, определяет возможности малых форм хозяйствования оказывать ту ли иную меру позитивного воздействия на развитие экономических и социальных процессов в Москве. Сюда же относятся и тренды внутригородской территориальной дислокации малых предприятий.

Таблица 5.2.

Динамика валового регионального продукта Москвы и его доли,

формируемой за счет сферы малого предпринимательства (млрд. руб.).

Доля сферы малого предпринимательства в общем числе работающих в городе (в %)

Доля сферы малого предпринимательства в ВРП города (в %)

Как показывают данные таблицы 5.2, по нашим оценкам, доля малого бизнеса в ВРП региона (города) по “оптимальному варианту” увеличится с нынешних 12-13% до 35-37%, существенно снизится разница между долей малого бизнеса в общем числе занятых и в общем объеме производства товаров и услуг в городской экономике. По “оптимальному варианту” число малых предприятий в городе (здесь и далее – по действующим признакам субъектов малого предпринимательства) увеличится со 180 тыс. в 2000 году до 200 тыс. в 2010 году и 230 тыс. в 2020 году (с учетом названной выше тенденции к опережающему росту индивидуальных форм предпринимательства, число которых возрастет до примерно 500 тыс.).

В результате такого значительного количественного роста перспективе заметно усилится воздействие малых форм хозяйствования на ситуацию в области занятости населения города и всю сферу трудовых отношений. Доля занятых в данном секторе может возрасти к концу прогнозируемого периода примерно – до 55% и даже 60% от общего числа занятых в городе (См. табл.5.3).

Таблица 5.3.

Общие показатели развития малого предпринимательства

Москвы с 1996 г. по 2020 г.

Количество малых

предприятий (тыс.)

Число занятых в сфере малого предпринимательства (тыс. чел. Среднесписочного состава, плюс совместители и работающие по договорам, тыс. чел.)

Число занятых на одном

Предприятии

*) Примечание: по наиболее достоверным оценкам, это соответствует примерно 60% от прогнозируемого общего числа занятых в городе.

Среднее число занятых на одном малом предприятии если и будет увеличиваться, то незначительно – с нынешних 9 человек до примерно 12 человек с сохранением действующей пропорции постоянно/временно занятых. Сохранится и даже увеличится роль факторов вторичной и даже третичной занятости в сфере малого бизнеса. Как мы полагаем, к концу прогнозируемого периода в расчете на “полнодневную занятость” во всех сферах малого бизнеса будет трудиться примерно 60% общего числа работающих в городе.

Что касается отраслевой структуры городского малого бизнеса , то здесь наиболее предположительны следующие тенденции. По данным официальной статистики, в структуре среднесписочной численности работников малых предприятий города в 2000 г. на промышленность приходилось 9,7%, на транспорт – 1,9%, на связь – 0,3%, на строительство - 16,9%, на торговлю и общественное питание – 42,8%, на общекоммерческую деятельность - 5,7%, на науку - 2,6%, на другие отрасли – 20,1%. Показательно, что при снижении, по данным официальной статистики, численности работающих по сравнению с 1999 г. в сфере малого предпринимательства на 6,2 % (до 1 млн. 426 тыс. человек), доля занятых в промышленных МП сократилась до 9,7 %; в строительстве так же снижение этого показателя на 16,9%, сокращение на 2,6% в научных малых предприятиях, а в торговле - имел место рост занятых до 42,8%.

В соответствии со сделанными прогнозами (см. табл.5.4), в структуре реализации продукции малых предприятий города (производство товаров и услуг) доля промышленности увеличится с нынешних 7-8% до 13% в 2010 году, но затем стабилизируется или даже сократится. Доля транспорта и связи останется относительно неизменной. Доля строительства увеличится, достигнув докризисного уровня 1998 года (15%). Существенно сократится доля торговли и общественного питания (с 64-65% до 42-45%). Несколько восстановит утраченные в ходе кризиса позиции такая сфера деятельности малого бизнеса, как общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (до 7-8% против нынешних 3%). Заметно увеличится доля продукции малых предприятий, действующих в сфере ЖКХ и непроизводственных видов бытового обслуживания (с нынешних 0,2-0,3% до 2-3%).

Восстановит свои позиции начала-середины 90-х годов и малый бизнес, действующий в сфере науки и научного обслуживания (с нынешних 2-2,5% до 7-8% против почти 10% в середине 1990-х годов). Вдвое – примерно до 8% - возрастет доля “продукции” малых предприятий, действующих в сфере кредитования, страхования, социального обслуживания и пенсионного обеспечения (см. табл.5.4).

Таблица 5.4.

Изменение структуры выручки от реализации товаров и услуг

в сфере малого предпринимательства Москвы

в том числе:

Промышленностъ

Транспорт,

Строительство

Торговля и общественное питание

Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка

Жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения

Наука и научное обслуживание

Кредитование, финансы, страхование и пенсионное обеспечение

Другие отрасли

Таким образом, в отраслевом разрезе в структуре “продукта” малого предпринимательства доля промышленности будут несколько увеличиваться, но только до 2010, а далее уже будет сокращаться. Заметно усилятся позиции строительного малого бизнеса, а также малого бизнеса, действующего в сфере общего хозяйственного обслуживания. Существенным будет и увеличение доли малого предпринимательства в сфере ЖКХ и непроизводственных видов бытового обслуживания.

В территориальном разрезе сферы малого предпринимательства г. Москвы также произойдут существенные изменения. В настоящее время по количеству малых предприятий и, соответственно, числу занятых на них лидирует Центральный АО (60,83 тыс. малых предприятий и около полумиллиона работников). Западный АО и Юго-Западный АО близки по этому показателю друг к другу и составляют вторую группу с числом МП порядка 20.000 и числом работников порядка 120-180 тыс. чел. Северный, Северо-Восточный, Юго-Восточный, Восточный и Южный АО можно объединить в третью группу, с числом малых предприятий от 10.000 до 15.000 с численностью работников, как правило, от 70 до 100 тыс. человек. Замыкают этот ряд Северо-Западный округ (7,5 тыс. малых предприятий и 104,7 тыс. работников и г. Зеленоград (2,77 тыс. малых предприятий с 21, 35 тыс. работников).

Согласно оценкам, к концу прогнозируемого периода (см. табл. 5.4) доля малых предприятий, расположенных в ЦАО, ко всей численности МП Москвы сократится с 34,5% до 28%. Доли остальных АО увеличатся (кроме ЗАО и ЮЗАО), особенно значительно – за счет САО, СВАО и Зеленограда (см. табл.5.5).

Таблица 5.5.

Структура малых предприятий по Административным Округам Москвы

(к итогу, в %. г. Москва в целом = 100%)

В перспективный период, как показывают данные табл.5.5, усилят свои позиции в московском малом бизнесе ВАО, САО, СВАО, СЗАО, ЮВАО, ЮАО и Зеленоград. Произойдет также некоторое “сглаживание” различий между округами по степени насыщенности малыми предприятиями на 1000 человек населения. Ныне это различие составляет примерно 10 к 1 (ЦАО и ЮАО), но концу прогнозируемого периода этот разрыв составит примерно 7 к 1 (см. табл.5.6).

Зеленоград

Анализ статистических данных показывает существенные различия округов Москвы не только по их общей “насыщенности” малыми предприятиями, но и по средней численности работников на одном малом предприятии. При средней численности малых предприятий в 1999 году в 7,5 чел. (с учетом совместителей эта величина составляла 8,7 чел., а на 2000 год ее оценивают в 8,9 чел.) минимальное число занятых на одно малое предприятие (3,7 чел.) приходилось на Юго-Восточный округ и наибольшее (14,1 чел.) - на Северо-Западный округ. Надо сказать, что столь значительные разрывы в средней численности малых предприятий по округам Москвы едва ли объяснимы с точки зрения территориальной специфики их отраслевой структуры и, видимо, регулируются некими территориальными особенностями (возможностями) привлечения как “базовой”, так и “теневой” части персонала малых фирм. В этой связи, данный аспект дифференциации в настоящий момент с трудом поддается какому-либо прогнозированию и очевидно нуждается в дополнительном изучении.

Перспективные тенденции развития московского малого бизнеса, как мы полагаем, будут отмечены выравниванием межтерриториальной дифференциации в степени насыщенности малыми предприятиями различных округов Москвы, однако надо иметь в виду, что в силу специфики деятельности малых предприятий на отдельных территориях города, заметные значения названной выше дифференциации сохранятся и в перспективе.

Для правильного понимания перспектив малых форм хозяйствования в городе и формирования систем (инструментов) их поддержки очень важна правильная оценка такого качественного фактора (ранее практически не представленного в соответствующих экспертно-аналитических разработках), как степень зрелости московского малого бизнеса. Важность этого фактора в том, что осуществляемая политика поддержки должна быть перспективной, но не должна значительно опережать ту реальную стадию развития (зрелости) малого предпринимательства, на которой он находится. Несоответствие этих условий друг другу превращало бы предпринимаемые городскими властями усилия в области поддержки малого бизнеса в заведомо неэффективные. Сложность здесь состоит, что отслеживание качественных показателей городской среды малого предпринимательства представляет собой куда более сложную задачу, нежели анализ названных выше количественных показателей.

Официальной “демографической” статистики малого предпринимательства не существует. Это не позволяет в полной мере реализовать аналитические и практические возможности, заложенные в таком важном показателе, как средняя продолжительность существования (реальной хозяйственной) деятельности для малых предприятий города.

Кроме того, наиболее существенным моментом в выявлении степени зрелости московского малого предпринимательства следует считать оценку среднего уровня имущественной обеспеченности типичного малого предприятия (в дальнейшем для краткости – “имущественный ценз малого предприятия”). Имущественный ценз прямо и косвенно выражает и фондовооруженность предприятия, стабильность малого бизнеса и потенциальную широту маневра его предпринимательской деятельности, уровень благосостояния предпринимателя, возможности создания рабочих мест и пр. А все это вместе определяет стиль и варианты направлений предпринимательского поведения.

Проведенное социологическое обследование показало, что в среднем имеющееся имущественное обеспечение явно недостаточно ни для масштабного привлечения кредитных ресурсов банковского сектора (оставляя в стороне проблемы самих банков при кредитовании малого бизнеса), ни даже для самофинасирования (например, за счет амортизационных отчислений). Совершенно ясно, что нынешний имущественный уровень предопределяет склонность владельцев малого бизнеса подчас к неоправданному риску, к недобросовестности в ведении дел с партнерами: в имущественном плане им часто просто “нечего терять”.

Характерно, что использование личного имущества в предпринимательских целях распространено примерно на 35% опрошенных малых предприятий. Налицо очевидный феномен смешанной формы имущества – существенный признак того, что зрелость российского малого бизнеса (за пределами его индивидуализированных форм, где последнее естественно) не имеет соответствующей материальной базы, прежде всего, на началах полной собственности. В этой связи, как мы полагаем, существенной стороной развития московского малого бизнеса в предстоящей перспективе и один из важнейших приоритетов его поддержки должно стать преодоление дисбаланса между степенью его зрелости в смысле возраста, опыта хозяйствования, широты хозяйственных связей и проч., и чрезвычайной узостью той имущественной базы, на которой он строит свою экономическую активность. Это потребует специально адаптированных к сфере малого бизнеса инструментов поддержки инвестиционной деятельности малого бизнеса, а также особых мер по защите интересов собственника в сфере малого предпринимательства (льготные возможности наследования, перенятия малых бизнесов, защита имущественных интересов членов семей в рамках семейных малых предприятий, систем комплексного страхования смешанных коммерческих / потребительских активов малых предпринимателей и пр.).

Несомненно, что степень зрелости малого бизнеса характеризуется также его финансово-кредитными отношениями. В рамках проведенного обследования уточнялись роль различных источников кредитования малого предпринимательства и основные причины обращения к тем или иным источникам финансовых ресурсов. Из опроса выяснилось, что абсолютное большинство малых предприятий вынуждено привлекать для финансирования текущих операций и капиталовложений почти исключительно собственные средства и средства др. физических лиц. На коммерческие банки во главе со Сбербанком приходится очень незначительная доля внешнего финансирования московского малого бизнеса.

Практически 80-90% заемных средств в сферу малого бизнеса поступают из внутренних источников и от физических лиц, что фактически подтверждает существование в городской предпринимательской среде мощного неформального рынка кредитов. Такой рынок в преобладающей мере находится в теневой сфере финансового обращения, и при этом большая часть спорных вопросов там решается вне правового поля. Также существует высокая вероятность определённой криминализации этого рынка. Декриминализация возможна только за счет расширения доступной сети источников заемных средств малого бизнеса. При этом, как свидетельствует и мировой опыт, декриминализация в сфере финансирования малого бизнеса, устойчиво ведет к декриминализации его деятельности в целом. Очень важно создать условия для антикриминальной защиты наиболее уязвимых в этом смысле стартовых малых предприятий – до обретения ими опыта и навыка противодействия подобным криминальным проявлениям.

В этом контексте в перспективе формирование зрелости московского малого бизнеса будет идти по пути “нормализации” его взаимоотношений с институтами банковско-кредитной системы. Для легализации той части ссудного рынка, который обслуживает московский малый бизнес, и ее канализации в русло институтов банковско-кредитной системы необходимо активное государственное участие в комплексном преобразовании всей системы предоставления банковских услуг \ кредитов для малых предприятий. При этом весь пройденный опыт подсказывает, что решение этой проблемы, скорее всего, лежит не в направлении создания специализированных (например, муниципальных) банков для малого бизнеса (это, по существу, консервация еще одного канала перекачивания бюджетных средств), а в создании систем, обеспечивающих условия и стимулы для работы с малом бизнесом и на конкурентных началах для всех институтов банковской системы. Динамика иных качественных показателей развития малого предпринимательства Москвы на предстоящую перспективу может быть выражена следующей системой показателей (см. табл.5.7).

Таблица 5.7.

Качественные показатели развития малого предпринимательства

г. Москвы

Динамика степени зрелости (среднего возраста) малых предприятий

Более 5 лет

Рост степени концентрации малых предприятий по одному основному виду деятельности

Не более 15%

Доля постоянно занятых в общей занятости на малых предприятиях

Динамика доли малых предприятий, получающих банковские кредиты

Динамика доли малых предприятий, участвующих в выполнении заказов для государственных и муниципальных нужд

Динамика доли малых предприятий, имеющих устойчивые производственно-кооперацион-ные связи с крупными предприятиями

Динамика доли устойчиво прибыльных малых предприятий

Доля малых предприятий, использующих свои производственные, торговые и иные помещения на началах собственности

(*) по данным мониторинговых обследований и частично по данным официальной

статистики; (**) экспертный прогноз.