Советы депутатов трудящихся. Совет рабочих уполномоченных

Весной 1905 г. по всей России ширились революционные выступления, начавшиеся первомайскими забастовками рабочих. Летом бастовали рабочие Москвы, Петербурга, Баку, Иваново-Вознесенска и многих других городов. Забастовки перерастали в политические демонстрации. Дело доходило до вооруженных столкновений с полицией. В эти революционные дни творчеством народа были созданы не виданные ранее в истории массовые политические организации - Советы рабочих депутатов.

Одним из первых возник Совет рабочих депутатов в Иваново-Вознесенске, крупном центре текстильной промышленности. 12 мая текстильщики объявили забастовку. На следующий день их поддержали железнодорожники, печатники, рабочие мелких предприятий. Стачкой руководили иваново-вознесенские большевики, возглавляемые Ф. А. Афанасьевым и М. В. Фрунзе. Бастующие требовали ввести 8-часовой рабочий день, установить минимум заработной платы, улучшить условия труда. Текстильщики выдвинули и политические требования, в частности, созыва Учредительного собрания.

В центре города, на площади перед городской управой, требования были вручены фабричной инспекции. Бастующие предложили фабрикантам вести переговоры на этой же площади в присутствии всех рабочих. Фабриканты соглашались вести переговоры, но только об экономических требованиях и отдельно по каждой фабрике. Этим они рассчитывали разобщить силы бастующих. Однако рабочие держались дружно. Уже 13 мая по предложению большевиков стали выбирать уполномоченных от каждой фабрики для переговоров с фабрикантами от имени всех бастующих. Большей частью выборы депутатов происходили за городом, на реке Талке, куда каждый вечер сходились тысячи рабочих. Всего избрали 150 человек, среди них много женщин-работниц. В числе депутатов было 46 большевиков. Из выборных представителей рабочих иваново-вознесенских фабрик и заводов был создан Совет уполномоченных, который стал одним из первых Советов рабочих депутатов в России. Он существовал более 2 месяцев.

По утрам на берегу Талки обычно собирались рабочие-депутаты. Они обсуждали события дня, выбирали делегатов для переговоров с городскими властями, фабричными инспекторами, фабрикантами. Днем сюда приходили тысячи бастующих рабочих. Они рассказывали о своей каторжной жизни, делились своими заботами, горестями, нуждами. Выступавшие большевики объясняли, почему так тяжело живется рабочему люду, учили, как нужно бороться со своими угнетателями. Здесь же, на собрании, депутаты рассказывали о ходе стачки, о принятых Советом решениях, которые активно обсуждались присутствующими. Собрания на Талке, как и сама стачка, были хорошей школой политического воспитания народных масс, подлинным рабочим университетом.

Совет рабочих депутатов не только руководил стачкой, он стал фактическим хозяином в городе. Впервые трудящиеся получили демократические права, запрещенные царским правительством: они могли теперь свободно собираться и открыто высказывать свои мысли, могли иметь свои газеты, журналы, типографии, создавать свои организации. Чтобы поддерживать порядок в городе, Совет создал рабочую милицию. Совет запретил торговцам поднимать цены на продукты и закрывать фабричные лавки. Только лишь с разрешения Совета можно было напечатать что-либо в городской типографии, произвести срочные работы на любой фабрике. Возникнув вначале как орган стачечной борьбы, Совет под влиянием событий превратился в зачаточный орган новой, революционной власти. Так было и в некоторых других городах.

Осенью 1905 г., когда революционные события охватили всю страну, Советы рабочих депутатов возникали повсюду. В некоторых городах Советы, хотя и на короткое время, фактически брали власть в свои руки. В конце 1905 г. в Красноярске на сторону рабочих перешли солдаты местного гарнизона. Под руководством большевистской организации, которую возглавляли М. С. Урицкий, А. И. Рогов и др., был создан объединенный Совет рабочих и солдатских депутатов. Рабочие и солдаты разогнали городскую думу, разоружили жандармов и полицию. Почти месяц Совет, который солдаты и рабочие с гордостью называли «Красноярская республика», удерживал власть в городе. Более двух недель существовала «Новороссийская республика».

Большевики и меньшевики по-разному расценивали Советы. Большевики видели в Советах органы вооруженного восстания, которые должны руководить революционной борьбой рабочих против самодержавия. Меньшевики считали Советы только органами стачечной борьбы, в лучшем случае органами местного самоуправления. Поэтому деятельность Совета зависела от того, кто его возглавлял - большевики или меньшевики.

Последовательно проводил революционную политику Московский Совет, руководимый большевиками. Депутаты были избраны в дни всеобщей октябрьской стачки, а торжественное заседание состоялось 22 ноября 1905 г. Совет установил контроль над всеми важнейшими предприятиями города. Он регулировал торговлю, обеспечивал снабжение населения Москвы в дни Декабрьского вооруженного восстания (см. стр. 574). Московский Совет обеспечивал охрану общественного порядка, боролся с погромщиками и провокаторами. Совет пользовался громадным авторитетом среди трудящихся, которые видели в нем свое, рабочее правительство. «У нас есть свое правительство, - говорили они.- Что скажет Совет, то и сделаем». По его решению были закрыты все буржуазные газеты. Явочным порядком устанавливались демократические свободы.

Совет сыграл важную роль в подготовке Декабрьского вооруженного восстания. Состоявшееся 6 декабря заседание Московского Совета приняло обращение с призывом к всеобщей политической забастовке и вооруженному восстанию. Непосредственное руководство им было возложено на Исполнительный комитет Совета. Под руководством Совета разрабатывался план восстания, строились баррикады, создавались боевые дружины. Совет организовал снабжение восставших оружием и вел упорную борьбу за привлечение солдат на сторону революции.

Совершенно иную роль в революции сыграл столичный, Петербургский Совет. Возник он несколько раньше Московского, но к руководству им пробрались меньшевики - Хрусталев, Троцкий, Парвус и др., которые фактически стали на путь измены революции. Созданный пролетариатом Петербурга Совет рабочих депутатов меньшевики упорно называли «стачечным комитетом», «стачечной комиссией», «революционным самоуправлением». И лишь под давлением рабочих он был провозглашен Петербургским Советом рабочих депутатов. Под давлением рабочих, явочным порядком устанавливавших 8-часовой рабочий день, Совет вынес решение о введении его на всех предприятиях города. В ответ капиталисты стали закрывать заводы, увольнять рабочих. По настоянию В. И. Ленина, которого поддерживали депутаты-большевики и революционно настроенные рабочие, Петербургский Совет обсудил вопрос о борьбе с массовыми увольнениями рабочих и принял постановление, текст которого был написан Лениным. Так рабочий класс Петербурга сплоченно и организованно выступил против этой провокации капиталистов.

Чтобы печатать свою газету «Известия Совета рабочих депутатов», Петербургский Совет захватывал частные типографии. Но меньшевистское руководство не хотело, чтобы Совет руководил подготовкой вооруженного восстания, и даже сдерживало революционное настроение рабочих. Когда в Москве началось Декабрьское восстание, рабочие Петербурга выражали готовность начать вооруженную борьбу с самодержавием, но Исполнительный комитет Петербургского Совета ограничился призывами к забастовке.

Всего во время революции было создано около 80 Советов рабочих депутатов. Активно действовали Советы в Нижнем Новгороде, Харькове, Луганске, Юзовке, Казани, Киеве, Баку, во многих городах Урала, Сибири и Дальнего Востока. В Москве возник также Совет солдатских депутатов, а на Урале объединенные Советы рабочих и крестьянских депутатов. Были также объединенные Советы рабочих, солдатских и казачьих депутатов.

Исключительно велико значение первых Советов. Используя их опыт, рабочий класс России, руководимый Коммунистической партией во главе с В. И. Лениным, в 1917 г. взял власть в свои руки. Позднее В. И. Ленин говорил, что «если бы народное творчество революционных классов не создало Советов, то пролетарская революция была бы в России делом безнадежным…». Первые Советы, возникшие во время революции 1905 г., стали прообразом Советской власти.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Совет рабочих уполномоченных (после 1917 года стал известен как Иваново-Вознесенский общегородской совет рабочих депутатов ) - выборный представительский орган власти рабочих , существовавший в Иваново-Вознесенске (сейчас Иваново) во время Первой русской революции с 15 (28) мая по 19 июля (1 августа) 1905 года. В Совет был избран 151 депутат от фабрик с численностью рабочих более тысячи (один депутат от каждых 500 человек). Всего 151 депутат. Председатель - А. Е. Ноздрин . Считается первым Советом в России.

Совет появился в 1905 году в ходе Иваново-Вознесенских стачек . С 12 мая в Иваново-Вознесенске шла стачка, в которой участвовало более 70 тысяч человек. Ведущую роль в стачке играли большевики . Бастующие требовали восьмичасового рабочего дня, повышения зарплат, отмены штрафов, ликвидации фабричной полиции, свободы слова, союзов, печати, стачек, созыва Учредительного собрания , но преобладали всё же экономические требования.

13 мая у городской управы (ныне площадь Революции) собрался митинг, на котором рабочие выдвинули свои требования фабрикантам. Однако фабриканты отказались вести переговоры с толпой и настояли на избрании рабочими уполномоченных от каждого предприятия. Вечером этого же дня на Талке была установлена норма представительства: избирался один депутат на 500 рабочих от фабрик с численностью рабочих более тысячи и выборы открытым голосованием начались. В этот день выбрали 50 человек. 15 мая на Талке выборы завершились. Был избран 151 депутат, в том числе 25 женщин. Как оказалось позднее, трое (или двое: принадлежность В. П. Барашкова спорна) депутатов были агентами охранки . Председателем стал иваново-вознесенский поэт Авенир Евстигнеевич Ноздрин. Вопреки намерениям фабрикантов депутаты отказались вести сепаратные переговоры на каждой фабрике в отдельности, а объединились в общегородской совет. Совет почти целиком (за исключением одного служащего) состоял из рабочих, средний возраст депутатов был 23 года.

Совет был призван руководить стачкой и переговорами с властями и фабрикантами, а также устраивать среди рабочих пропаганду марксизма и революционных идей. Вечером 15 мая в здании Мещанской управы (теперь известно как Дом первого Совета) прошло первое заседание Совета, во время которого управу охраняли рабочие. Позже заседания были перенесены на берег Талки. Советом созданы боевые дружины и выборный суд. 20 мая создана рабочая милиция, лидером которой стал И. Н. Уткин . 22 мая она послана для поддерживания в городе порядка и охраны фабрик от штрейкбрехеров . Законные же власти старались подавить стачечное движение посредством выселения рабочих из прифабричных казарм, повышения цен на продукты, но Совет пытался противодействовать этому путём открытия фабричных лавок и снабжением бастующих питанием. Он создал комиссию по руководству забастовками, возглавлявшуюся С. И. Балашовым , финансовую и продовольственную комиссии. Власть в городе частично находилась в руках Совета, с попустительства которого в городе начались поджоги и погромы домов фабрикантов, магазинов и лавок, во многих местах была нарушена связь. В рядах фабрикантов наметился раскол.

Хозяева не удовлетворили все требования рабочих, однако пошли на существенные уступки. В среднем до 10,5 часа сократилась продолжительность рабочего дня, увеличилась на 10 % зарплата, .

В конце июня заводчик П. Грязнов первым пошёл на уступки рабочим, вскоре присоединились и другие фабриканты: на предприятиях города рабочий день был сокращён на различное время (например, на заводе Мурашкина на 1,5 часа, на заводе Жохова на полчаса) и теперь составлял 10,5 часов в среднем, на 10 % увеличилась зарплата, беременные женщины и кормящие матери получили некоторые льготы, а участников стачки пообещали не увольнять. В виду этого 27 июня Совет принял постановление о прекращении стачки с 1 июля. Но в начале июля фабриканты решили отказаться от всех уступок и устроить локаут с целью подавления революционного движения. Несмотря на отсутствие у стачечников средств, митинги возобновились. Вновь начал проводить заседания Совет. Фабриканты снова пошли на уступки и, хотя далеко не все требования были выполнены, рабочие ими удовлетворились. 19 июля совершилось последнее заседание Иваново-Вознесенского Совета, на котором депутаты постановили возобновить работу.

После Февральской революции одновременно с системой буржуазных органов сложились другие, принципиально отличные от нее органы власти – Советы рабочих, солдатских, крестьянских и иных депутатов .

В конце февраля 1917 г. после всеобщей стачки рабочих в Петрограде на заводах начали избирать депутатов в Петроградский Совет. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов стал первым органом революционной власти, вслед за ним по всей стране создавались Советы рабочих, солдатских, крестьянских и различных других депутатов. Первоначально Петроградский Совет выполнял функции руководителя советской системы, которая скоро стала упорядочиваться.

Советы создавали свои исполнительные органы – уездные, губернские и иные исполнительные комитеты Советов. Во главе обеих систем стали соответственно Центральный Исполнительный Комитет крестьянских Советов и ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов, избранные названными съездами. В июне 1917 г. Исполком Советов крестьянских депутатов принял решение о необходимости объединения с ЦИК рабоче-солдатских Советов, хотя практически это объединение произошло после Октября.

Все советские органы были выборными . Первые Советы рабочих депутатов избирались на собраниях трудовых коллективов, солдатские комитеты – по воинским подразделениям и частям, крестьянские Советы – на сельских сходах. В этих выборах не участвовала буржуазия, трудящиеся же обладали всеобщим избирательным правом.

Советы сразу стали органами власти, возникла ситуация двоевластия , когда Временному правительству принадлежала номинальная власть, а Советам – фактическая.

Весной 1917 г. постепенно начиналась большевизация Советов. Этот процесс усилился в августе-сентябре, когда Советы Москвы и Петрограда перешли в руки большевиков. Большевики стали инициаторами созыва II Всероссийского съезда Советов.

II съезд Советов открылся 25 октября 1917 г. Абсолютное большинство Советов, представленных на съезде, требовало ликвидации власти помещиков и капиталистов и передачи ее в руки Советов. Для управления страной было образовано Советское правительство – Совет Народных Комиссаров. Предусматривалось также создание органов отраслевого управления – народных комиссариатов (комиссий). Был избран новый Центральный Исполнительный Комитет. Верховным органом Советского государства, обладающим всей полнотой власти, стал Всероссийский съезд Советов.

13 января 1918 г. III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов объединился с III Всероссийским съездом крестьянских депутатов, что положило конец существованию двух систем Советов.

14 – 16 марта 1918 г. в Москве проходил Чрезвычайный IV Всероссийский съезд Советов, центральным вопросом повестки дня которого был Брестский мир. Главным решением V Всероссийского съезда Советов, открывшегося 4 июля 1918 г., было принятие первой советской Конституции, закрепившей окончательно власть советов.

Весной-летом 1905 года волнения перекинулись в армию и на флот. В районе Одессы на учения вышел броненосец "Князь Потемкин-Таврический". 14 июня команда отказалась от обеда, приготовленного из гнилого мяса. Командир приказал всем построиться на палубе и вызвал караул. Среди матросов внезапно раздались крики: "Братцы! Довольно терпеть!". В этот самый момент один из офицеров выстрелил в матросского вожака Г.Н.Вакуленчука. Матросы начали расправляться с офицерами. Власть перешла в руки восставших. К "Потемкину" присоединилось еще два корабля.

Матросы избрали судовой комитет во главе с А.Н.Матюшенко и решили идти в Одессу, где еще с 8 июня шли забастовки. Но местные власти приняли меры, чтобы изолировать восставших моряков от рабочих.

На подавление восстания вышла Черноморская эскадра, однако сочувствие матросов потемкинцам было столь явным, что эскадру увели в Севастопль.

11 суток восставший броненосец находился в море под красным флагом, а когда закончилось топливо и продовольствие, сдался румынским властям. В румынском порту Констанца матросы выработали обращение "Ко всему цивилизованному миру", в котором требовали немедленного прекращения русско-японской войны, свержения самодержавия, созыва Учредительного собрания.

Важным событием в истории революции 1905 года было создание первого Совета рабочих депутатов. 12 мая в Иваново-Вознесенске началась стачка. Во главе ее стояли руководитель иваново-вознесенской организации РСДРП Ф.А.Афанасьев и 19-летний студент Петербургского политехнического института М.В.Фрунзе.

Для руководства стачечным движением было решено избрать Совет рабочих депутатов, который вскоре превратился в орган революционной власти в городе. Совет взял в свои руки охрану фабрик и заводов, запретил на определенный срок выселять рабочих из квартир, повышать цены на продукты, закрыл казенные винные лавки, следил за порядком в городе, создав отряды рабочей милиции. В Совете были сформированы финансовая, продовольственная, следственная, агитационно-пропагандистская комиссии, вооруженная дружина. По всей стране шел сбор средств бастующим рабочим. Однако утомленные более чем двухмесячной забастовкой, рабочие в конце июля согласились выйти на работу, так как владельцы ряда фабрик пошли на уступки.

“Союз союзов". Еще в октябре 1904 года левое крыло из "Союза освобождения" начало работу по объединению всех потоков освободительного движения. С этой целью проводится работа по созданию профессионально-политических союзов, которые стали формой вовлечения демократической интеллигенции и служащих в политическую жизнь. К 1905 году уже существовали союзы адвокатов, инженеров, профессоров, писателей, медперсонала и т.д. "Освобожденцы" претендовали на ведущую роль в освободительном движении: они входили даже в руководящие органы Всероссийского крестьянского союза. Их влияние преобладало в союзах железнодорожных служащих и рабочих, конторщиков, бухгалтеров, агрономов, статистиков, учителей, почтово-телеграфных служащих и др. Разные союзы выдвигали различные требования, но в них содержались и общие положения для всех союзов.

8-9 мая 1905 года состоялся съезд, на котором все союзы были объединены в единый "Союз союзов". Во главе его стал П.Н.Милюков. Большевики обвинили съезд в умеренном либерализме и покинули его.

Четыре союза в "Союзе союзов" создавались не по профессиональному признаку: Крестьянский, Земцев-конституционалистов (помещики), Союз еврейского равноправия и Союз равноправности женщин.

На II съезде "Союза союзов" (конец мая 1905г.) было принято решение об организации всеобщей политической забастовки совместно с революционными партиями. Находясь на левых позициях в либерально-буржуазном лагере, "Союз союзов" пытался объединить все оппозиционные царизму силы. Он предлагал мирный, легальный путь борьбы.

Булыгинская Дума. В условиях разрастающейся революции царизм предпринял очередной маневр: 6 августа 1905 года издается высочайший манифест об учреждении Государственной Думы. В манифесте было сказано: "Государственная Дума учреждается для предварительной разработки и обсуждения законодательных предположений, восходящих, по силе основных законов, через Государственный Совет к Верховной Самодержавной власти".

Дума должна была обсуждать вопросы бюджета, штатов, некоторых законов, однако оставалась при этом законосовещательным органом. На выборах преимущество отдавалось крестьянам "как преобладающему... наиболее надежному монархическому и консервативному элементу".

Проект Думы был разработан под руководством Булыгина, поэтому она вошла в историю под названием "булыгинской". Большая часть населения России была лишена избирательных прав: женщины, военнослужащие, рабочие, учащиеся, бродячие "инородцы" и т.д.

При такой системе выборов Петербург с населением более 1,5 млн. человек давал бы только 7 тысяч избирателей.

Естественно, что значительная часть сторонников либерального и революционного лагеря высказалась за бойкот булыгинской Думы.

(фактические лидеры Петербургского совета ), меньшевики , эсэры-максималисты . Большевики считали их зачаточными, разрозненными, стихийными, а потому бессильными органами революции. Позже В. И. Ленин выдвинул идею Советов как форму политической организации трудящихся в борьбе за пролетарскую революцию и диктатуру пролетариата.

Эти органы создавались исключительно революционными слоями населения, они создавались вне всяких законов и норм всецело революционным путем, как продукт самобытного народного творчества, как проявление самодеятельности народа, избавившегося или избавляющегося от старых полицейских пут. Это были, наконец, именно органы власти, несмотря на всю их зачаточность, стихийность, неоформленность, расплывчатость в составе и в функционировании.

- Ленин «Победа кадетов и задачи рабочей партии». 1906 г.

В ходе первой русской революции возникли 62 Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. 47 Советов возглавлялись большевиками или находились под их влиянием, 10 возглавляли меньшевики.

Во время Декабрьского восстания в Москве , возглавляемый большевиками Московский Совет рабочих депутатов и Советы окраин руководили восстанием рабочих, став революционными органами власти. Советы были ликвидированы правительством после поражения Революции 1905-1907 года , депутаты подверглись преследованию.

В период Февральской революции

Немедленно после восстания в Петрограде было избрано два петроградских Совета - рабочих и солдатских депутатов, которые 1 марта объединились в Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов , осуществлявший власть в столице наряду с Временным правительством и вопреки ему, а кроме того, пытавшийся брать на себя полномочия всероссийского органа власти .

Вслед за тем, Советы стали образовываться по всей стране, становясь органами диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства. Исполкомы Советов формируют рабочую милицию. Как правило создавались единые Советы рабочих и солдатских депутатов. Возникали Советы крестьянских депутатов (губернские, уездные, волостные). На фронте функции Советов выполнялисолдатские комитеты (полковые, дивизионные, корпусные, армейские, фронтовые и прочие). На Всероссийском совещании Советов в марте-апреле 1917 г. была определена территориальная система Советов: областные, губернские, уездные, районные объединения (съезды) и Всероссийские объединения (съезды, совещания). В марте 1917 в городах и губерниях существовало около 600 Советов рабочих и солдатских депутатов.

На данном этапе развития советской власти нетрудовые классы (буржуазия, интеллигенция , служащие, учащиеся) на практике не имели возможности воспользоваться избирательным правом, хотя формально они не были лишены его, так как выборы в советы проходили не по территориальному, а по производственному принципу :129 .

КОММЕНТАРИЙ АВТОРА:

В википедии про советы вранье и это вполне естественно. Парвуса с троцким приплели, никогда не имевших никакого отношения к советам. Это говорит только о том, насколько важен вопрос о Советской власти советы - не стачкомы. Уже разница в названии указывает на разницу этих организаций. Стачечные комитеты возникли вместе со стачками (забастовками). Стачечные комитеты занимались организацией забастовок - постановка цели, планирование, проведение, организация связи с общественностью, материальное обеспечение забастовщиков - вот работа стачкомов. Советы возникли (стали известны для широкой грамотной публики) во время РЕВОЛЮЦИИ 1905 года. Советы возникли как форма власти. Они являлись центрами организации порядка новой революционной власти вместо власти царской администрации. Борьба с преступностью, городское хозяйство, организация работы предприятий, борьба с голодом, экономика города - вот сфера деятельности первых советов в далеко не полном объеме.
Советы были замечены многими партиями, но именно Ленин увидел в них форму власти трудящихся. До появления советов марксисты обсуждали формы власти - на основе теории маркса и пракктики Парижской Коммуны. Советы заявили о себе практически по всей стране - в считанные дни Советы возникли во всех уголках царской россии. Они возникли как полностью готовая форма власти, эффективно действующая власть и имели одинаковую структуру по всей стране. Принимая во внимание, что ни одна политическая партия до появления Советов не подозревала о возможности такой формы власти, можно сделать вывод, что Советы всегда были (на протяжении веков) в русской деревне, были тайной для царской власти и являются древнейшей формой русской власти. Троцкий и парвус здесь совершенно ни при чем.

Главное - 1. Эта форма власти была в деревне давно (след первобытных коммун)

2. В европе о ней не слыхали до 1905 года.

3. Выбор не по деньгам а по авторитету среди трудящихся.

4. Организовывает все стороны жизни.

5. Мобильно реагирует на все возможные житейские проблемы.

6. Действует в интересах не меньшенства, а всего населения - большинства.

7. Даже набрав в верховный совет перестроечных предателей невозможно было допустить ворам жировать, пришлось в 1993 году расстреливать Белый дом.

Сила и эффективность Советов были замечены в революции 1905 года многими политиками, и в 1917 году буржуи решили перекрыть возможность настоящей Советской власти, и создали петросовет практически одновременно с временным правительством. Во главе пертросовета были те же представители временного правительства.

Двоевластие


В марте 1917 года в Петрограде оформляется режим двоевластия: с одной стороны, власть Госдумы и Временного правительства, с другой - власть Петросовета. Первоначально у руководства Петросовета, большинство которого составляли меньшевики и эсеры , не было намерения создавать в лице Советов альтернативную структуру государственной власти. Противовесом Временному правительству Советы стали стихийно. В. И. Ленин, разглядев в советской системе власти инструмент с помощью которого возможно полное разрушение буржуазного государства, в силу своего прагматизма, согласился следовать за спонтанным творчеством народных масс, хотя и выступал ранее против этой формы власти. Он выдвинул в«Апрельских тезисах» идею передачи Советам всей полноты власти и лозунг: «Вся власть Советам!», характеризуя систему Советов как новый тип государства. При этом он уже тогда понимал, что после того, как вся полнота власти в государстве перейдёт к советам, следующим этапом борьбы за власть для его партии станет захват и большевизация уже самих советов .

Однако меньшевики и эсэры, лидеры в большинстве Советов, расценили лозунг Ленина как экстремистский, будучи уверены в необходимости коалиции с буржуазией и преждевременности преобразованийсоциалистического толка в России. Позднее, советской исторической школой период с февраля по июль характеризовался как «возможность мирного перехода власти к Советам». Союзники большевиков того времени - эсеры и меньшевики - считали Советы всего лишь способом поддержать новое правительство снизу, временными общественными организациями с целью «добровольно передать власть буржуазии» .

В армии и на флоте Временное правительство опиралось на традиционное командование, Петросовет - на солдатские и матросские комитеты. Власть Госдумы на местах опиралась на традиционные земства и городские думы, Петросовета - на Советы на местах. Реальная власть Петросовета фактически сосредоточилась в руках его Исполкома, невыборного органа, поголовно состоявшего из радикальной интеллигенции, представлявшей различные социалистические партии. Историк Ричард Пайпс характеризовал Петросовет как «слоистую структуру»: «сверху - выступающий от имени Совета орган, состоящий из социалистов-интеллигентов, оформленный в Исполнительный комитет, снизу - неуправляемый сельский сход».

В течение марта 1917 г. Исполком Петросовета образовал ряд комиссий, параллельных соответствующим министерствам Временного правительства, и фактически превратился в теневое правительство . Были образованы комиссии по железным дорогам, почте и телеграфу, продовольствию, финансам, назначены комиссары в штаб Верховного Главнокомандующего и штабы Командующих фронтами и флотами. Также Исполком по своему усмотрению занимался законодательной деятельностью, в частности, выпустив декрет о восьмичасовом рабочем дне.

Основным механизмом режима «двоевластия» стала Контактная Комиссия исполкома Петросовета, образованная 8 (21) марта 1917 года , и фактически осуществлявшая контроль Советов над Временным правительством «в целях осведомления Совета о намерениях и действиях Временного правительства, осведомления последнего о требованиях революционного народа, воздействия на правительство для удовлетворения этих требований и непрерывного контроля над их осуществлением». В состав Контактной комиссии входили Чхеидзе Н. С. , Скобелев М. И. ,Стеклов Ю. М. , Суханов Н. Н. и Филлипповский В. Н.

Весной 1917 г. по инициативе Всероссийского совещания Советов (29 марта (11 апреля) - 3 (16) апреля) была начата подготовка к созыву высшего органа власти Советов - непостоянногоСъезда Советов . 3-24 июня в Петрограде прошел I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов . В течение 1917 года таких съездов было проведено два, в их отсутствие высшим органом считался ВЦИК в составе 320 человек (из них 123 меньшевика , 119 эсеров , 58 большевиков , 13 объединённых социал-демократов, 7 представителей остальных партий). В период между Февральской революцией и I Съездом Советов, сформировавшим первый состав ЦИК летом 1917 года, высшей властью фактически являлся Исполком Петросовета. Даже после появления ВЦИК, Исполком Петросовета не оставил попыток вмешиваться в решение всероссийских дел, конкурируя таким образом с ВЦИК .

К маю 1917 года было сформировано до 50 тыс. солдатских и матросских комитетов разных уровней, в которых состояло до 300 тыс. человек. Значительной революционной силой становитсяЦентральный комитет Балтийского флота (Центробалт) во главе с Дыбенко П. Е. .

В российской промышленности шло стихийное формирование фабрично-заводских комитетов, выдвинувших лозунг рабочего контроля над производством. К июню 1917 года был сформирован Центральный совет фабрично-заводских комитетов, к октябрю 1917 такие комитеты были сформированы в 50 основных промышленных центрах.

В условиях России с её многовековыми сословными традициями Советы разделились на рабочие и солдатские секции, вплоть до 1918 года Съезды крестьянских депутатов проходили отдельно от Съездов рабочих и солдатских депутатов. Нормы представительства были не равными; так, при выборах первого в 1917 году состава Петросовета были приняты нормы: один делегат от тысячи рабочих и один от роты солдат (то есть примерно от ста человек).

На выборах I Съезда Советов крестьянских депутатов Организационным комитетом по созыву съезда была установлена норма: один делегат от 150 тыс. крестьян, в то же время на I Съезде Советов рабочих и солдатских депутатов норма составляла - один делегат от 25 тыс. человек. Фактически, представительство было перекошено, в первую очередь, в пользу солдат, во вторую - в пользу рабочих. Отличались также нормы представительства рабочих крупных (один делегат от тысячи рабочих) и мелких предприятий (один делегат от каждого предприятия), в результате в первых составах Петросовета в 1917 году рабочие крупных заводов, составлявшие 87 % всех рабочих, направили столько же делегатов, сколько и рабочие мелких заводов .

В целом система Советов в 1917 году отличалась значительным хаосом: кроме Советов рабочих и солдатских депутатов и Советов крестьянских депутатов на местах могли также существовать Советы военных депутатов, Советы матросских и офицерских депутатов, Советы безземельных крестьян, Советы казачьих депутатов, Советы студенческих депутатов , Советы рабочих старост, Советы депутатов трудовой интеллигенции и т. д. По данным исследователя Бориса Колоницкого , в Прибалтике организовывались «Советы пасторских депутатов» ; по другим источникам, предпринимались даже безуспешные попытки организовать «Совет дворянских депутатов». Нормы представительства при выборах на местах советов уровня волости также назначались хаотично: в Роминской волости избиралось по 3-10 депутатов от селения, в Подбужской - 3 депутата от 1000 избирателей, в Будской - 1 от 200, в Яровщинской - по 5 от селения, Пупповской - по 1 депутату от 10 дворов ; как видно, не были унифицированы не только нормы представительства, но даже единицы измерения - в одних случаях это был двор, в других определённое количество жителей, в третьих - деревни в целом. Нормы представительства были унифицированы только большевистской конституцией 1918 года. При всей хаотичности власти Советов общим местом было то, что в Советах не был представлен буржуазный класс («цензовые элементы», «цензовая буржуазия»), составлявший большинство в Госдуме III созыва (см. Избирательная система 1907 года ). Следствием этого стало резкое преобладание в Советах представителей социалистов и анархистов.

Сравнивая степень представительности Временного правительства и Советов, историк Александр Рабинович писал, что последние были более представительны. В поддержку этого вывода историк приводил следующие аргументы: депутаты IV Думы избирались по нормам , исключавшим, по мнению Рабиновича, участие большинства населения в выборах; Советы представляли собой «низовые демократические организации», которые возникли в городах и сельской местности по всей стране; в мае в столице был созван I Всероссийский съезд крестьянских депутатов, а в июне - I Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов, которые избрали постоянно действующие органы - Центральный Исполнительный Комитет Советов рабочих и солдатских депутатов (ЦИК) и Исполнительный Комитет Всероссийского Совета крестьянских депутатов (ИВСКД), «которые вместе были более представительны и благодаря поддержке рабочих, крестьян и особенно солдат потенциально более сильны, чем Временное правительство» .

Июльское восстание

После поражения июльского восстания , возглавленного большевиками , двоевластие закончилось и власть перешла в руки Второго коалиционного правительства, большевики быстро теряли популярность, их влияние в советах резко сократилось. Ввиду этого Шестой съезд РСДРП(б) снял лозунг «Вся власть Советам!», нацелив рабочих на подготовку вооруженного восстания.

После Корниловского выступления

В дни корниловского выступления для защиты революции через попавшие под влияние большевиков Советы происходила организация вооружённых отрядов - «красной гвардии» . После подавления выступления Корнилова популярность большевиков резко возросла. Прошедшие в сентябре перевыборы дали большинство во многих Советах большевикам. РСДРП(б) вновь выдвинула лозунг «Вся власть Советам!». При Советах создавались Военно-революционные комитеты .

Накануне Октябрьской революции действовало 1429 Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Среди них 706 представляли собой объединенные Советы рабочих и солдатских депутатов, 235 являлись Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, 33 - Советами солдатских депутатов. Все эти 974 Совета составляли всероссийскую организацию, руководимую ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов первого созыва. Остальные 455 были крестьянскими Советами и объединялись Исполнительным комитетом Совета крестьянских депутатов, избранным на I Всероссийском съезде Советов крестьянских депутатов уже после октябрьскго вооружённого восстания .

В период Октябрьской революции

После победы вооружённого восстания , 25 октября (7 ноября ) 1917 года в Петрограде открылся II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов , решением которого власть в стране перешла к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Первый раз в мире власть государства построена у нас в России таким образом, что только рабочие, только трудящиеся крестьяне, исключая эксплуататоров, составляют массовые организации - Советы, и этим Советам передаётся вся государственная власть.

- Ленин , «Что такое Советская власть?»

Советы рабочих и солдатских депутатов исполняли функции власти в городе, а Советы крестьянских депутатов - на селе. Высшим органом власти в стране в период между Съездами Советов был Всероссийский центральный исполнительный комитет Советов (ВЦИК). Временным рабочим и крестьянским Правительством являлся Совет народных комиссаров (СНК), избранный II Всероссийским съездом Советов. Все три государственных органа имели законодательные полномочия. 24 ноября 1917 года СНК принял Декрет о праве отзыва, вводивший право избирателей отзывать своих депутатов.По мнению российского политика-кадета А. А. Червен-Водали и министра внутренних дел во Всероссийском правительстве А. В. Колчака , «Советы основывались на насильственном навязывании всему населению воли небольшой его части» .

Осенью 1917 года большинство крестьянских Советов находилось под влиянием эсеров, много эсеров было делегировано на Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов 10 (23) ноября - 25 ноября (8 декабря ) и II Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов 26 ноября (9 декабря ) - 10 (23) декабря . Большевиков поддержали левые эсеры, и Съезды признали все декреты Советской власти и необходимость объединения Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Состоялось слияние Центральных исполнительных комитетов Советов крестьянских депутатов и Советов рабочих и солдатских депутатов, а затем слияние в январе 1918 года III Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов с III Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов. III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов стал альтернативой разогнанному Учредительному собранию . Была утверждена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа , объявившая Россию Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. К марту 1918 года в основном завершился процесс объединения Советов на местах. Возникла единая система Советов. Местные советы самостоятельно решали местные вопросы, но должны были действовать в соответствии с нормативными актами центральных органов и вышестоящих Советов. 15 (28) января 1918 года был принят Декрет о созданииРабоче-крестьянской Красной армии и Советы стали называться Советами рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (от слова «солдат» в Советской России отказались, как от«контрреволюционного» :129).

По Конституции РСФСР 1918 года

10 июля 1918 года V Всероссийский съезд Советов принял первую Конституцию РСФСР , определившую конструкцию Советской власти. Большевистская конституция унифицировала систему Советов, которая до этого была организована хаотично в силу стихийности своего формирования.

На высшем уровне Советы представлял Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов - высший орган власти в РСФСР. Таким образом, Съезды Советов рабочих и солдатских депутатов окончательно объединялись со Съездами Советов крестьянских депутатов, в1917 году проходившими раздельно.

При этом сами выборы в высший орган власти оставались, как и в Российской империи , непрямыми и неравными (дискриминационными ) : корпус его депутатов составлялся из представителей городских советов«по расчету 1 депутат на 25.000 избирателей, и представителей губернских Съездов Советов, по расчету 1 депутат на 125.000 жителей» :Cт.25 . Таким образом городской пролетариат получал преимущество перед сельским населением, имеющим право голоса. Сделано это было специально в интересах правящей партии большевиков, так как деревенские избиратели имели меньше склонности к большевизму, чем городские избиратели . С другой стороны, подобное неравное представительство возникло ещё в феврале - марте 1917 года.

Всероссийский Съезд созывался Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов (ВЦИК) не реже двух раз в год. Всероссийский Съезд Советов избирал свой постоянный орган - ВЦИК Советов в числе не свыше 200 человек, несущий перед ним ответственность и являвшийся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом в период между Съездами. ВЦИК Советов образовывал подотчетное правительство - Совет Народных Комиссаров РСФСР .

Разделения властей на законодательную и исполнительную Конституцией не предусматривалось: ст. 41 обязывала Совнарком представлять на «рассмотрение и утверждение» ВЦИК решения, «имеющие крупное общеполитическое значение», с правом «непосредственно» осуществлять мероприятия, требующие «неотложного выполнения». С другой стороны, ст. 33 уполномачивала ВЦИК рассматривать «проекты декретов и иных предложений» СНК и отдельных ведомств, и выпускать собственные декреты.

Властью на местах были областные, губернские (окружные), уездные (районные), волостные Съезды Советов составлявшиеся из представителей городских и сельских Советов депутатов (Совдепов), избиравшихся населением прямым открытым голосованием на избирательных собраниях. Кандидатские списки или отдельные кандидатуры могли предлагаться общественными, партийными, профессиональными организациями и отдельными гражданами. Съезды Советов и Советы депутатов формировали свои исполнительные органы для текущей работы -исполнительные комитеты (Исполкомы).
В советских республиках и областях (Украина, Белоруссия и пр.) во главе системы Советов стояли Республиканские съезды Советов, избиравшие ЦИК республик.

Была унифицирована также и структура Советов на местах. Попытки отдельных местных Советов учредить собственные Совнаркомы и даже «наркоматы иностранных дел» стали незаконными: ст. 48 Конституции устанавливала, что «звание Народного Комиссара принадлежит исключительно членам Совета Народных Комиссаров, ведающего общими делами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, и никаким иным представителям Советской власти, как в центре, так и на местах присвоено быть не может» .

Конституция сохранила сложившуюся в 1917 году многоступенчатость выборов. Так, ст. 25 определяла, что Всероссийский Съезд избирается не напрямую, а городскими Советами и губернскими Съездами Советов. В свою очередь, согласно ст. 53 губернские Съезды Советов составлялись из представителей городских Советов и волостных Съездов Советов, а волостные Съезды - из представителей отдельных сельсоветов. Нормы представительства, численность Советов и сроки полномочий депутатов впервые с февраля 1917 года были унифицированы (см. ст. 53, 54, 57 и т. д.)

Правом избирать и быть избранным пользовались независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т. п. все граждане РСФСР обоего пола, достигшие 18 лет (или даже младше - если решение опонижении возрастной нормы примет местный Совет) и добывающие средства к жизни «производительным и общественно полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда»: рабочие, земледельцы, служащие (вышеперечисленные категории - только при условии, что они не пользуются наёмным трудом с целью извлечения прибыли), солдаты и матросы «Советской армии» и все вышеперечисленные категории граждан, если они в какой-то мере лишились своей трудоспособности. Правом избирать и быть избранными наделялись так же и иностранцы, проживающие на территории Российской Советской республики и удовлетворяющие вышеперечисленным требованиям - норма невиданная ещё в практике избирательного права.

Для осуществления принципа диктатуры пролетариата избирательных прав были лишены лица:


65. Не избирают и не могут быть избранными…:

а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;

б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т. п.;

в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;

г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;

д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома;

е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой:

ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.

В период Гражданской войны

В период Гражданской войны продолжали созываться Всероссийские съезды Советов , осуществлялась дальнейшая организация и развитие системы местных Советов на подконтрольных большевикам территориях. В декабре 1919 года был установлен сессионный порядок работы ВЦИК Советов, сессии созывались каждые два месяца. В декабре 1920 года Президиум ВЦИК, проводивший заседания ВЦИК, наблюдавший за выполнением его постановлений, назначавший наркомов и пр., был наделен законодательными полномочиями.

Органом управления, сосредоточившим всю власть в области обороны, в ноябре 1918 года стал Совет Рабочей и Крестьянской обороны (СРКО), преобразованный в апреле 1920 в Совет Труда и Обороны (СТО) на правах комиссии при СНК . Возникли чрезвычайные органы власти - Революционные комитеты (Ревкомы) для организации обороны, поддержания порядка, проведения мобилизации и прочее. 2 сентября 1918 для осуществления руководства вооруженными силами страны постановлением ВЦИК был образованРеволюционный военный совет Республики (Реввоенсовет).

На первоначальном этапе в Советах, особенно в сельской местности, существовала многопартийность (был представлен спектр левых партий). Однако уже в то время партия большевиков заявила претензию на монопольное руководство деятельностью Советов через партийные фракции. Не всегда подобные стремления большевистской партии к контролю над Советами осуществлялись демократическим путём. 14 июня 1918 г. ВЦИК исключил социал-демократов (меньшевиков) и эсеров (всех, кроме левых эсеров) их советов, мотивируя это решение участием этих партий в вооружённой борьбе против «советской власти» (а на деле против власти большевиков). После разгрома июльского восстания левых эсеров в том же году и запрета их партии, из Советов исключили и их. После этого Советы де-факто превратились в чисто-большевистские органы, которые руководствовались в своих решениях инструкциями ЦК РКП(б) :130 . Повсеместно по советской стране большевики разгоняли те Советы, в которых в результате выборов преобладание получали иные партии . К примеру, в Одессе , одном из крупнейших центров советской Украины, большевики, при помощи ревкомов, изгоняли из советов неугодных им депутатов (избранных, тем не менее, согласно действующей системы выборов), добиваясь таким образом безусловного подчинения Советов местным ячейкам большевистской партии . Как было заявлено в постановлении VIII съезда РКП(б) , «коммунистическая партия особенно добивается проведения своей программы и своего полного господства в современных государственных организациях, какими являются Советы» .

По Конституции СССР 1924 года

22 декабря 1922 года был образован Союз Советских Социалистических Республик . В Конституции СССР и Конституциях союзных республик отразились изменения в системе Советов. Съезд Советов СССР стал верховным органом власти, созывался один раз в год, по требованию - созывался чрезвычайный Съезд. Он составлялся из представителей городских Советов и Советов городских поселений - по 1 депутату на 25 тыс. жителей (рабочих) и из представителей губернских съездов Советов - по 1 депутату на 125 тыс. жителей (крестьян).

Для руководства страной в период между Съездами избирался Центральный исполнительный комитет СССР , в свою очередь избиравший Президиум ЦИК СССР из 21 члена. Президиум созывал очередные сессии ЦИК не реже 3 раз в год. ЦИК состоял из двух равноправных палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. Съезд Советов СССР избирал Союзный Совет из представителей союзных республик, пропорционально населению каждой, в составе 414 человек. Совет Национальностей образовывался из представителей союзных и автономных республик (по 5 человек от каждой), автономных областей РСФСР (по одному от каждой) и утверждался Съездом Советов СССР.

ЦИК СССР образовывал исполнительный и распорядительный орган - во главе с Председателем СНК СССР.

В союзных и автономных республиках власть осуществляли Съезды Советов. На период между съездами они избирали ЦИКи республик, которые образовывали свои исполнительные органы -СНК республик . Краевые, областные, губернские, окружные, уездные, районные и волостные Съезды Советов, избираемые Советами депутатов городов и селений, избирали свои исполнительные органы - Исполнительные Комитеты и их Президиумы. С изменением административно-территориального деления менялись и советские органы.

Депутаты избирались трудящимися прямым открытым голосованием на избирательных собраниях из кандидатов коммунистов и беспартийных. Устанавливался перечень лиц, лишённых избирательных прав (лишенцев ), аналогичный Конституции РСФСР 1918 года . Количество лишённых избирательных прав уменьшалось: в городах в 1923 году - 8,2 %, в 1934 году - 2,4 %.

По Конституции СССР 1936 года

Конституция СССР 1936 года создала новую единую систему органов государственной власти в центре и на местах, преобразовав Советы рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся. Это стало следствием диктатуры пролетариата - победы над классами эксплуататоров двух дружественных классов: рабочих и крестьян. Все ограничения избирательных прав были отменены, введены всеобщие, равные и прямые выборы при тайном голосовании во все Советы. Избирательное право предоставлялось гражданам СССР, достигшим 18 летнего возраста, за исключением умалишенных и осужденных судом с лишением избирательных прав. Кандидаты выставлялись по избирательным округам общественными организациями и обществами трудящихся.

Высшим органом государственной власти в СССР являлся Верховный Совет СССР , избиравшийся на 4 года. Он состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза избирался гражданами СССР по избирательным округам по норме: 1 депутат на 300 тысяч жителей. Совет Национальностей избирался гражданами СССР по норме: 25 депутатов от союзной республики, 11 от автономной республики, 5 от автономной области и 1 от каждого национального округа. Верховный Совет СССР избирал Президиум Верховного Совета СССР - высший орган власти Союза ССР в период между сессиями Верховного Совета. Также Верховный Совет СССР избирал правительство СССР - Совет Народных Комиссаров СССР (после 1946 г. -Совет Министров СССР ), высший исполнительный и распорядительный орган. Аналогично формировалась система органов власти и управления союзных и автономных республик. Местными органами власти в краях, областях, автономных областях, округах, районах, городах, селах были Советы депутатов трудящихся, избиравшиеся гражданами СССР на 2 года. Исполнительными и распорядительными органами местных Советов являлись Исполнительные Комитеты . Все Советы избирались гражданами по установленной Конституцией и Положением о выборах в Советы норме представительства.

При разработке проекта Конституции в 1936 году планировалось сделать выборы альтернативными, то есть с альтернативными кандидатами при голосовании за каждый депутатский мандат. Однако, негативное отношение партийной номенклатуры

Все Советы депутатов трудящихся избирались на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании: Верховный Совет СССР и Верховные Советы союзных и автономных республик - на 4 года, местные Советы - на 2 года. Советы образовывали систему, низовым уровнем которой были сельские и поселковые Советы, высшим - Верховный Совет СССР . Советы были обязаны систематически отчитываться перед населением в своей работе.

Верховный Совет СССР был высшим представительным и единственным законодательным органом в СССР. Верховные Советы союзных и автономных республик - высшими органами власти на территории республик. Местные Советы - органами власти на территории административно-территориальных единиц (краев, областей, автономных областей, округов, районов, городов, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов). Полномочия каждого уровня системы местных Советов подробно определялись Указами Президиума Верховного Совета СССР, законами союзных и автономных республик. Указы Президиума Верховного Совета СССР «Об основных правах и об основных обязанностях сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся» (1968), «Об основных правах и обязанностях городских и районных в городах Советов депутатов трудящихся» (1971), «Об основных правах и обязанностях районных советов депутатов трудящихся» (1971), Закон СССР о статусе депутатов Советов депутатов трудящихся в СССР (1971).

Верховный Совет избирал Совет Министров СССР , а Советы республик избирали Советы Министров союзных и автономных республик. Местные Советы избирали из числа депутатов Исполнительные Комитеты (Исполкомы) - исполнительные и распорядительные органы Советов, подотчетные им и вышестоящим исполкомам.

Исполкомы созывали Сессии Совета (общее собрание депутатов) не реже 4 раз в год (для областных, краевых и городских Советов городов, имеющих районное деление); для районных, городских (в городах без районного деления), районных в городах, сельских и поселковых Советов - не реже 6 раз в год. На сессиях решались вопросы, отнесённые законом к полномочиям данного Совета. По инициативе депутатов совета и вышестоящих Советов созывались внеочередные Сессии. Решения принимались простым большинством голосов присутствующих депутатов. Советы образовывали отраслевые депутатские комиссии.

В своей работе Советская цивилизация , социолог Сергей Кара-Мурза писал:


Поначалу обретение Советами власти происходило даже вопреки намерениям их руководства (эсеров и меньшевиков)… …Та сила, которая стала складываться сначала в согласии, а потом и в противовес Временному правительству и которую впоследствии возглавили большевики, была выражением массового стихийного движения. Идейной основой его был не марксизм и не идеология, а народная философия более фундаментального уровня. Сила эта по своему типу не была «партийной». …На уровне государства это был, конечно, новый тип, но на уровне самоуправления это был именно традиционный тип, характерный для аграрной цивилизации - тип военной, ремесленной и крестьянской демократии доиндустриального общества. В России Советы вырастали именно из крестьянских представлений об идеальной власти. .. Совет, имея авторитет в среде рабочих и солдат, оказался гораздо более дееспособным, чутким и гибким в создании условий жизни граждан.
Верховным органом партийных комитетов КПСС являются, - в полном соответствии с партийным уставом, - пленумы этих комитетов, то есть собрания всех их членов. Но фактически не пленумы решают вопросы. Их решают бюро (в ЦК КПСС - Политбюро) и секретариаты партийных комитетов. Здесь принимаются окончательные решения. На рассмотрение пленумов выносятся лишь немногие из них, причем только для проформы.

В феврале 1979 г. возникла группа «Выборы-79», члены которой намеревались явочным порядком осуществить предоставляемое Конституцией СССР право выдвижения независимых кандидатов на выборах вВерховный Совет СССР политического кризиса Верховная Рада

    1. Принцип «работающих корпораций». Советы являлись одновременно законодательными и исполнительными органами власти. Право формировать подотчетные исполнительные комитеты, самостоятельно решать любой вопрос, относящийся к ведению исполнительного органа, исполнять свои решения. Отрицание доктриныразделения властей .
    1. Принцип «непостоянной непрофессиональной основы». В состав Советов входят граждане, непосредственно занятые на производстве, то есть исполняющие общественные и государственные обязанности наряду со своей производственной деятельностью. Статус депутата не является профессией. Выборным должностным лицам, оторванным от производства, назначается зарплата не больше средней зарплаты рабочего.
    1. Принцип «демократического централизма ». Сочетание демократических принципов выборности, сменяемости, подотчётности, инициативы, самоуправления, гласности и свободы критики с централизацией и дисциплиной - руководством из единого центра, учётом мнения меньшинства при выработке решения и безусловным подчинением меньшинства большинству после принятия решения, обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих.
    1. Принцип «общественной организации». Советы - всеобщая организация, объединяющая и представляющая трудящийся народ, вокруг Советов группируются общественные организации и инициативные группы населения (домкомы, женсоветы и пр.), на которые Советы опираются в работе и откуда получают пополнение. Конституция СССР 1977 года
, всё больше опираясь на класс советской бюрократии, так называемую партийную «номенклатуру » .