Накладные расходы при ремонте нежилого здания. Что такое смета и накладные расходы в смете? Накладные расходы, что это, что включают

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ
(Госстрой России)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ
ВЕЛИЧИНЫ СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ
В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

МДС 81-25.2001

Москва 2001

Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве (МДС 81- 25.2001) /Госстрой России/ Москва 2001 г.

Настоящие Методические указания предназначены для широкого круга специалистов, занимающихся вопросами сметного нормирования и ценообразования в строительстве.

РАЗРАБОТАНЫ Межрегиональным центром по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России (руководитель - И.И. Дмитренко, ответственный исполнитель - Г.П. Шпунт), Государственной академией профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы (ГАСИС) Министерства образования Российской Федерации (Г.М. Хайкин, И.Г. Цирунян) и ГП Краснодарским краевым центром ценообразования в строительстве «Кубаньстройцена» (И.А. Крупенина).

РАССМОТРЕНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России (Редакционная комиссия: В.А. Степанов - руководитель, Г.А. Шанин. Т.Л. Грищенкова, В.В. Сафонов, А.В. Белов) и на заседании Межведомственной комиссии (рабочей группы) при Госстрое России по разработке документов по ценообразованию в строительстве.

ВНЕСЕНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России.

ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 01.03.2001г. постановлением Госстроя России от 28.02.2001 № 15.

ВЗАМЕН Методических рекомендаций по определению величины сметной прибыли при формировании свободных цен на строительную продукцию (письмо Минстроя России от 30.10.92 № БФ-906/12) и раздела 3 Методических указаний по определению величины накладных расходов и сметной прибыли в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним (МДС 81-5.99).

ВВЕДЕНИЕ

«Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве МДС 81-25.2001» (в дальнейшем Методические указания) определяют принципы и порядок расчета величины сметной прибыли при формировании сметной стоимости строительства.

Методические указания применяются для определения начальной (стартовой) цены строительной продукции при разработке тендерной документации для проведения конкурсов по размещению подрядов на выполнение работ и оказание услуг в строительстве и договорных цен на строительную продукцию, устанавливаемых на основе переговоров с подрядчиками.

В Методических указаниях учтены положения, содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном Законе Российской Федерации «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Налоговом кодексе Российской Федерации, Типовых методических рекомендациях по планированию и учету себестоимости строительных работ (утверждены Минстроем Российской Федерации 4 декабря 1995 г. № БЕ-11-260/7), Методических рекомендациях по разработке ценовой политики предприятия (приказ Министерства экономики Российской Федерации № 118 от 1 октября 1997 г.), а также в действующих нормативных актах по бухгалтерскому учету и др. документах, согласно .

Методические указания согласованы с Минфином России (письмо от 30.01.01. №06-10-24/31) и Минэкономразвития России (письмо от 15.12.2000. № ША-681/05).

Положения, приведенные в Методических указаниях, обязательны для всех предприятий и организаций независимо от принадлежности и формы собственности, осуществляющих капитальное строительство за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных кредитов, получаемых под государственные гарантии, других средств, поступающих в качестве государственной поддержки, если иное не предусмотрено соответствующими распорядительными документами Правительства Российской Федерации.

Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, положения настоящего документа носят рекомендательный характер.

Положения Методических указаний распространяются на работы, выполняемые хозяйственным способом, а также на объекты капитального ремонта зданий и сооружений по отраслям.

В Методических указаниях учтены требования и положения правовых и нормативно-методических документов по состоянию на 1 февраля 2001 года.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Методические указания предназначены для определения сметной прибыли:

Инвесторами (заказчиками-застройщиками) при составлении инвесторских смет для оценки инвестиционных программ (проектов), при подготовке заключаемого договора, в т.ч. при подрядных торгах и определении договорных цен в случаях формирования их на основе переговоров заказчиков с подрядчиками;

Подрядными организациями при составлении ценовых предложений на конкурсные торги;

Проектными организациями при разработке сметной документации.

Сметная прибыль в составе сметной стоимости строительной продукции - это средства, предназначенные для покрытия расходов подрядных организаций на развитие производства и материальное стимулирование работников.

Сметная прибыль является нормативной частью стоимости строительной продукции и не относится на себестоимость работ.

1.4. В качестве базы для исчисления сметной прибыли принимается величина средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) в текущих ценах в составе сметных прямых затрат.

Порядок определения размера средств на оплату труда рабочих приведен в «Методических указаниях по определению стоимости строительства на территории Российской Федерации МДС 81-1.99 », приложение 4.

1.5. Сметная прибыль определяется с использованием:

Общеотраслевых нормативов, устанавливаемых для всех исполнителей работ;

Нормативов по видам строительных и монтажных работ;

Индивидуальной нормы, разрабатываемой (в отдельных случаях) для конкретной подрядной организации. Решение по выбору варианта исчисления величины сметной прибыли принимается инвестором (заказчиком-застройщиком) и подрядчиком на равноправной основе.

2. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ НОРМАТИВОВ СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ

2.1. При определении сметной стоимости строительно-монтажных работ общеотраслевой норматив сметной прибыли составляет 65% к величине средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) и используется для выполнения общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере.

2.2. Общеотраслевой норматив сметной прибыли в составе сметной стоимости ремонтно-строительных работ составляет 50% к величине средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов).

2.3. Общеотраслевые нормативы сметной прибыли целесообразнее применять для разработки инвесторских смет, технико-экономического обоснования проектов и определения начальной (стартовой) цены предмета конкурса при проведении подрядных торгов.

По согласованию между заказчиком-застройщиком и подрядчиком указанные нормативы сметной прибыли могут применяться на стадии разработки рабочей документации и расчетах за выполненные работы.

2.4. При определении сметной стоимости строительно-монтажных работ на стадии разработки рабочей документации и расчетах за выполненные работы применяются нормативы сметной прибыли по видам строительных и монтажных работ.

Указанные нормативы приведены в .

2.5. В связи с выходом новых законодательных и нормативных актов Госстрой России осуществляет периодическую корректировку общеотраслевых нормативов сметной прибыли и нормативов по видам строительных и монтажных работ.

2.6. В тех случаях, когда условия производства работ отличаются от принятых в усредненных нормативах и прибыль, рассчитанная на основе общеотраслевых нормативов не покрывает расходы подрядной организации на развитие производства и материальное стимулирование работников по согласованию с заказчиком-застройщиком, рекомендуется разрабатывать и применять индивидуальный норматив сметной прибыли (за исключением строек, финансируемых из федерального бюджета).

2.7. Внесение изменений и дополнений в утвержденные Госстроем России нормативы не допускается.

3. ПОРЯДОК РАСЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО НОРМАТИВА СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ

3.1. При расчете индивидуальных нормативов используются действующие законодательные и нормативные документы, регламентирующие величину нормируемых статей, а также данные государственной статистической отчетности и бухгалтерского учета.

Индивидуальные нормативы сметной прибыли определяются на основе расчетов подрядных организаций, осуществляемых путем калькулирования по статьям затрат, приведенным в .

3.2 . При определении размера средств по статье «Модернизация оборудования, реконструкция объектов основных фондов» следует выполнить анализ показателей, характеризующих имущественное положение подрядных организаций (доля основных средств в активах, доля активной части основных средств) и фактического состояния основных производственных фондов (обновление и выбытие коэффициент износа, наличие собственных оборотных средств и т.п.).

Размер средств по указанной статье определяется расчетом на основе данных бизнес-плана инвестиционного развития организации и бухгалтерского учета расходов подрядной организации на эти цели в предшествующий период.

3.3 . Размер средств, связанных с материальным стимулированием работников, следует определять на основе данных подрядных организаций за предшествующий период, получивших отражение в приложении к бухгалтерскому балансу.

В приложении отражаются денежные выплаты и поощрения, не связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, в т.ч.:

Расходы на отдельные виды вознаграждений помимо предусматриваемых в трудовых договорах (контрактах);

Материальная помощь (в т. ч. безвозмездная) работникам для участия в системе ипотечного кредитования или на частичное погашение кредита, предоставленного на индивидуальное жилищное строительство и иные социальные потребности;

Выплата разницы стоимости при реализации по льготным ценам (ниже рыночных) товаров (работ и услуг) работникам организации;

Оплата путевок на лечение или отдых экскурсий или путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, посещение культурно-зрелищных или физкультурных (спортивных) мероприятий, а также других аналогичных выплат.

В указанные выплаты и денежные поощрения включаются начисления единого социального налога в соответствии с действующим законодательством, от суммы планируемых средств на оказание материальной помощи рабочим и служащим и др.

3.4. На затраты, определенные в соответствии с , , начисляются налоги в соответствии с действующим законодательством.

3.5 Налог на прибыль определяется в соответствии с расчетными показателями по каждой статье, включаемой в расчет планируемой сметной прибыли.

3.6 Расчет налога на имущество выполняется на основе данных об основных фондах используемых при выполнении строительно-монтажных работ, а также планируемых средств на их приобретение и модернизацию.

3.7 Расчет индивидуальной нормы сметной прибыли осуществляется по формуле:

,(1)

где: Н и - норма индивидуальной прибыли, в процентах;

П п - размер прибыли, определенный по расчету для конкретной подрядной организации, тыс. руб.;

З - величина средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов в составе прямых затрат), тыс. руб.

4. ПОРЯДОК НАЧИСЛЕНИЯ СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

4.1 При составлении локальных сметных расчетов (смет) без деления на разделы, начисление сметной прибыли производится в конце расчета (сметы), а при формировании по разделам - в конце каждого раздела и в целом по сметному расчету (смете).

4.2 Порядок начисления норматива сметной прибыли в сметной документации зависит от метода определения сметной стоимости строительной продукции и стадийности проектирования.

4.3 При определении сметной стоимости строительной продукции в текущем уровне цен, величина сметной прибыли может быть определена по формулам:

на стадии «проект»:

,(2)

,(3)

где: П - величина сметной прибыли, тыс. руб.;

З - величина средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов, учитываемая в составе прямых затрат локального сметного расчета (сметы), тыс. руб.;

Нз - общеотраслевой норматив сметной прибыли, установленный к фонду оплаты труда рабочих (строителей и механизаторов) в составе прямых затрат;

Н cni - норма сметной прибыли по i -му виду строительных и монтажных работ, приведенная в , в процентах;

n - общее количество видов работ по данному объекту.

4.4 При применении базисно-индексного метода, величина сметной прибыли определятся по формулам:

на стадии «проект»:

,(4)

на стадии «рабочая документация»:

,(5)

где: З б - величина средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов, учитываемая в составе прямых затрат локального сметного расчета (сметы), составленного с использованием сметных норм и цен базисного уровня, тыс. руб.;

З ci и З mi - суммарные по i -му виду работ сметные величины оплаты труда (основной заработной платы) рабочих-строителей и механизаторов, тыс. руб.;

И от - индекс текущего уровня средств на оплату труда в строительстве по отношению к уровню оплаты труда (основной сметной заработной платы рабочих), учтенной сметными нормами и ценами базисного уровня;

n - общее количество видов работ по данному объекту.

4.5. При определении стоимости строительно-монтажных работ, выполняемых индивидуальными предпринимателями (физическими лицами) по договорам бытового или строительного подряда, величину сметной прибыли рекомендуется определять по индивидуальной норме, согласованной с заказчиком.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НОРМАТИВОВ СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ

5.1. Общее методическое руководство разработкой нормативов сметной прибыли осуществляет Управление ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России (далее - Управление ценообразования).

5.2. Разработка общеотраслевых нормативов, а также норм по видам строительных и монтажных работ производится организациями - разработчиками, определяемыми Управлением ценообразования.

Разработанные проекты нормативов сметной прибыли рассматриваются Межведомственной комиссией (рабочей группой) по разработке документов по ценообразованию в строительстве (МВК) Госстроя России.

С учетом результатов рассмотрения на МВК организации-разработчики вносят в проекты нормативов соответствующие коррективы.

Откорректированные нормативы передаются в Управление ценообразования, которое после окончательной экспертизы представляет их на утверждение в установленном порядке.

5.3. Разработка индивидуальных норм для отдельных подрядных организаций осуществляется непосредственно подрядными организациям или региональными центрами по ценообразованию в строительстве (РЦЦС), проектными и другими организациями на основе заключенных договоров на выполнение указанных работ. Разработанные проекты индивидуальных норм сметной прибыли передаются подрядчиком заказчику-застройщику для рассмотрения и проведения экспертизы. На основе экспертных заключений организации-разработчики вносят соответствующие коррективы в проекты индивидуальных норм сметной прибыли и передают для согласования заказчику-застройщику.

5.4. В случае экономической целесообразности, что должно быть подтверждено проектом организации строительства (ПОС), допускается включение затрат, связанных с инфраструктурой строительно-монтажных организаций и развитием производственной базы ( , ) в главу 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета стоимости строительства и договорные цены на основании расчета, согласованного с заказчиком-застройщиком.

Приложение 1

Перечень законодательных и нормативных документов, использованных при подготовке «Методических указаний по определению величины сметной прибыли в строительстве»

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 1999, № 28, ст. 3487; 2000, № 2, ст. 134).

2. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст.3825; 1999, № 28, ст. 3488; 2000, № 32, ст. 3341).

3. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. №118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3341).

4. Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 г. № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 44, ст. 1426; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 37, ст. 102; собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 29, ст. 3010; 1995, № 26, ст. 2402; № 35, ст. 3503; 1996, № 1, ст. 4; 1997, № 22, ст. 2545; 1998, № 13, ст. 1473; № 26, ст. 3013; 1999, № 1, ст. 1; № 7, ст. 879; № 16, ст. 1930; № 18, ст.2221).

5. Закон Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 12, ст. 599; № 34, ст. 1976; 1993, № 4, ст. 118; № 25, ст. 905; собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 18, ст.1590).

6. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» п. 2 статьи 18 и статьи 19, 20, 21 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 11, ст. 52; № 34, ст. 1976; 1993, № 4, ст. 118; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3593; 1998, № 31, ст. 3816, 3828; № 43, ст. 5213; 1999, № 1, ст. 1; № 7, ст. 879; № 25, ст. 3041; № 28, ст. 3475; 2000, № 32, ст. 3341).

7. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 11, ст. 525; № 34, ст. 1976; № 4. ст. 118; «Российская газета», 1993, 3 ноября, № 205; собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 27, ст. 2823; № 29, ст. 3010; № 32, ст. 3304; 1995, № 18, ст. 1592; № 26, ст. 2402, 2403; № 49, ст. 4695; 1996, № 1, ст. 4, 20; № 51, ст. 5682; 1997, № 3, ст. 357; 998, № 47, ст. 5702; 1999, № 2, ст.237; № 10. ст. 1162; № 14, ст. 1660; 2000, № 32, ст. 3341).

8. Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000. № 26. ст. 2729).

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. № 552 «Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, № 9, ст. 602; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 27, ст. 2587; № 28, ст. 2686; № 48, ст. 4683; 1996, № 43, ст. 4924; № 49, ст. 5557; 1998, № 2, ст. 260; № 22, ст. 2469; № 37, ст. 4624; 1999, №29, ст. 3757; 2000, №23, ст. 2431).

11. Инструкция МНС России от 15 июня 2000 г. № 62 « О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций».

12. Письмо Госналогслужбы России от 2 апреля 1.996 г. № 07-3-08/112 «О налоге на прибыль приватизированных предприятий и организаций».

13. Письмо Госналогслужбы России от 6 января 1997 г. № 02-4-07/1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций».

14. Письмо Департамента налоговых реформ Минфина России от 24 июня 1997 г. № 04-02-14 «О перечне затрат, включаемых в себестоимость продукции при формировании затрат на прибыль».

15. Письмо Госналогслужбы России от 27 октября 1998 г. № ШС-6-02/768 «Методические рекомендации по отдельным вопросам налогообложения прибыли» (с изменениями от 12 июля 1999г.).

16. Письмо МНС России от 17 января 2000 г. № 02-1-16/2 «О налогообложении прибыли, полученной участником совместной деятельности».

17. Письмо департамента налоговой политики Минфина России от 14 февраля 2000 г. № 04-02-05/2 «О налогообложении курсовых и суммовых разниц».

18. Приказ Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98» (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 1999 г.).

19. Приказ Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99».

20. Приказ Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской федерации» (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 1999 г., 24 марта 2000 г.).

21. Приказ Минфина России от 13 января 2000 г. № 4н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

22. Приказ Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 1999г.).

23. Приказ Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 1999 г.).

24. Приказ Минфина России от 15 июня 1998 г. № 25н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/98» (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 1999 г., 24 марта 2000 г.).

25. Приказ Минфина России от 3 сентября 1997 г. № 65н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/97» (с изменениями и дополнениями от 24 марта 2000 г.).

26. Приказ Минфина России от 10 января 2000 г. № 2н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000».

27. Инструкция Госналогслужбы России от 8 июня 1995 г. № 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий» (с изменениями и дополнениями от 12 июля, 9 октября 1995 г., 29 мая, 13 июня 1997 г., 2 апреля 1998 г.).

28. Приказ МНС России от 15.11.2000 № БГ-3-04/389 «О внесении изменений в инструкцию Госналогслужбы России от 08.06.95 № 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий».

29. Инструкция МНС России от 4 апреля 2000 г. № 59 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды».

30. Приказ МНС России от 20 октября 2000 г. № БГ-3-03/361 «О внесении изменений в Инструкцию МНС России от 04.04.2000 № 59 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды».

31. Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 632 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992, № 10. ст. 726; 1995, № 3, ст. 190).

32. Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов, утвержденные Минприродой России от 27 ноября 1992 (с изменением и дополнением от 18 августа 1993 г.).

33. Письмо Минфина России от 22 декабря 1992 г. № 9-5-12 и Минприроды России от 21 декабря 1992 г. № 04-04/72-6344 «Порядок направления предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, иностранными юридическими лицами и гражданами средств в государственные внебюджетные экологические фонды» (с изменениями и дополнениями от 23 мая 1995 г., 11 августа 1997 г.).

34. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 октября 1993 г. № 22 «О некоторых вопросах практики применения Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1994, № 3; 2000, № 6).

Приложение 2

Затраты, не учитываемые в нормативах сметной прибыли

1. Затраты, не влияющие на производственную деятельность подрядной организации,

в т.ч. на:

Благотворительные взносы;

Развитие социальной и коммунально-бытовой сферы;

Добровольные пожертвования в избирательные фонды;

Премирование работников непроизводственной сферы;

Оплату дополнительных (сверх установленной продолжительности) отпусков;

Выделение единовременных пособий работникам, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям;

Компенсацию стоимости питания в столовых и буфетах;

Оплату проездов в транспорте общего пользования;

Возмещение расходов сверх установленных норм при направлении работников для выполнения монтажных, наладочных и строительных работ, за подвижной и разъездной характер их деятельности, за производство работ вахтовым методом;

Оплату подписки на газеты и журналы;

Оплату командировочных расходов сверх установленных норм;

Страхование персонала строительных организаций (кроме обязательного социального страхования и обеспечения медицинского страхования);

На создание совместных предприятий;

Покупку акций, облигаций и других ценных бумаг, затраты, связанные с выпуском и распространением ценных бумаг;

Погашение кредитов коммерческих банков и выплату процентов по ним, а также по отсроченным и просроченным ссудам (сверх сумм по учетной ставке Центрального банка России);

Частичное погашение банковского кредита работникам на жилищное строительство, на обзаведение домашним хозяйством;

Платежи за превышение предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ;

Другие расходы, производимые за счет собственных средств организации.

2. Затраты, связанные с пополнением оборотных средств

Порядок пополнения указанных средств предусматривается при заключении договоров подряда, включая авансирование работ или получение банковского кредита на приобретение материалов, изделий и конструкций.

3. Затраты, связанные с инфраструктурой строительно-монтажной организации

К ним относятся:

Строительство жилых и других объектов непроизводственного назначения;

Техническое перевооружение, реконструкция, расширение и строительство новых объектов производственного назначения.

Приложение 3

(Измененная редакция.

Письмо Минпромэнерго России

от 18.11.2004 г. № АП-5536/06 )

Рекомендуемые нормативы сметной прибыли по видам строительных и монтажных работ

№ п/п

Виды строительных и монтажных работ

Нормативы

сметной прибыли

в % к фонду оплаты труда рабочих (строителей

и механизаторов)

Область применения

(Номера сборников ГЭСН, ГЭСНм, ГЭСНп)

(ФЕР, ФЕРм, ФЕРп)

Земляные работы, выполняемые:

механизированным способом

ГЭСН–2001-01

табл. 01-01-001÷138;

01-02-01÷11;

ручным способом

табл. 01-02-55÷64;

с применением средств гидромеханизации

табл. 01-01-144÷155;

по другим видам работ (подготовительным, сопутствующим, укрепительным)

табл. 01-02-17÷49;

01-02-65÷135;

Горновскрышные работы

ГЭСН–2001-02

Буровзрывные работы

ГЭСН–2001-03

Скважины

ГЭСН–2001-04

Свайные работы

ГЭСН–2001-05

раздел 01

Опускные колодцы

раздел 02

Закрепление грунтов

раздел 03

Бетонные и железобетонныемонолитные конструкции в строительстве:

промышленном

ГЭСН–2001-06

раздел 01 (отделы 1÷14)

жилищно-гражданском

раздел 01

(отделы 16,17,18)

Бетонные и железобетонные сборные конструкции в строительстве:

промышленном

ГЭСН–2001- 07

разделы 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08 (табл. 07-08-002,003);

жилищно-гражданском

разделы 05, 08 (табл. 07-08-001, 07-08-006);

Конструкции из кирпича и блоков

ГЭСН–2001-08

Строительные металлические конструкции

ГЭСН–2001-09

Деревянные конструкции

ГЭСН–2001-10

Полы

ГЭСН–2001-11

Кровли

ГЭСН–2001-12

Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии

ГЭСН–2001-13

14.1

Конструкции в сельском строительстве:

металлические

ГЭСН–2001-14

14.2

железобетонные

14.3

каркаснообшивные

14.4

строительство теплиц

Отделочные работы

ГЭСН–2001-15

Сантехнические работы - внутренние (трубопроводы, водопровод, канализация, отопление, газоснабжение, вентиляция и кондиционирование воздуха)

ГЭСН–2001-16; 17, 18, 19, 20

Временные сборно-разборные здания и сооружения

ГЭСН–2001-21

Наружные сети водопровода, канализации, теплоснабжения, газопроводы

ГЭСН–2001-22; 23, 24

Магистральные и промысловые трубопроводы

ГЭСН–2001-25

Теплоизоляционные работы

ГЭСН–2001-26

Автомобильные дороги

ГЭСН–2001-27

(за исключением раздела 10)

Железные дороги

ГЭСН–2001-28

23.1

23.2

Тоннели и метрополитены

закрытый способ работ

открытый способ работ

ГЭСН–2001-29

Мосты и трубы

ГЭСН–2001-30

Аэродромы

ГЭСН–2001-31

Трамвайные пути

ГЭСН–2001-32

Линии электропередачи

ГЭСН–2001-33

28.1

Сооружения связи, радиовещания и телевидения:

прокладка и монтаж сетей связи

ГЭСН–2001-34

ГЭСНм–2001-10

(отдел 06, раздел 2,

раздел 3 (при прокладке городских волоконно-оптических кабелей),

раздел 5

монтаж радиотелевизионного и электронного оборудования

ГЭСНм–2001-10

(отделы 04, 05)

ГЭСНм–2001-11

(отдел 04)

прокладка и монтаж междугородных линий связи

ГЭСНм–2001-10

(отдел 06, раздел 1, раздел 3 (при прокладке междугородных (зоновых) волоконно-оптических кабелей)

Горнопроходческиеработы:

ГЭСН–2001-35

29.1

в угольной промышленности

29.2

в других отраслях

Земляные конструкции гидротехнических сооружений

ГЭСН–2001-36

Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений

ГЭСН–2001-37

Каменные конструкции гидротехнических сооружений

ГЭСН–2001-38

Металлические конструкции гидротехнических сооружений

ГЭСН–2001-39

Деревянные конструкции гидротехнических сооружений

ГЭСН–2001-40

Гидроизоляционные работы в гидротехнических сооружениях

ГЭСН–2001-41

Берегоукрепительные работы

ГЭСН–2001-42

Судовозные пути стапелей и слипов

ГЭСН–2001-43

Подводностроительные (водолазные) работы

ГЭСН–2001-44

Промышленные печи и трубы

ГЭСН–2001-45

Озеленение. Защитные лесонасаждения

ГЭСН–2001-47

Скважины на нефть и газ

ГЭСН–2001-48

Скважины на нефть и газ в морских условиях

ГЭСН–2001-49

Монтаж оборудования

ГЭСНм–2001-1÷7, 9, 10

(отделы 01-03, отдел 06, раздел 4, отделы 08-09), 11 (кроме отдела 04), 12 (кроме отдела 18), 14-19, 21-37, 39 (кроме контроля монтажных сварных соединений при монтаже оборудования АЭС), 41;

Монтаж оборудования на атомных электростанциях

ГЭСНм–2001-13, 39 (контроль монтажных сварных соединений при монтаже оборудования АЭС)

Электромонтажные работы:

45.1

на атомных электростанциях

ГЭСНм–2001-8

45.2

на других объектах

ГЭСНм–2001-8, 20

(отдел 02)

Устройство сигнализации, централизации, блокировки и связи на железных дорогах

ГЭСНм–2001-20

(отдел 01)

ГЭСНм–2001-10

(отдел 07)

Устройство средств посадки самолетов и систем управления воздушным движением на аэродромах

ГЭСНм–2001-8, 10, 11

Пусконаладочные работы

ГЭСНп–2001

Работы по реконструкции зданий и сооружений (усиление и замена существующих конструкций, разборка и возведение отдельных конструктивных элементов)

ГЭСН–2001-46

Примечания:

1. При определении сметной стоимости ремонтных работ, аналогичных технологическим процессам в новом строительстве (в том числе возведение новых конструктивных элементов в ремонтируемом здании), с использованием сборников ТЕР-2001 (ФЕР-2001) нормативы сметной прибыли следует применять с коэффициентом 0,85.

2. Для организаций, использующих упрощенную систему налогообложения, нормативы сметной прибыли применяются с коэффициентом 0,9.

Приложение 4

(Введено дополнительно.

Письмо Минпромэнерго России

от 18.11.2004 г. № АП-5536/06 )

Рекомендуемые нормативы сметной прибыли по видам ремонтно-строительных работ

Виды ремонтно-строительных работ

Нормативы сметной прибыли в % от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов

Область

применения

Земляные работы, выполняемые:

механизированным способом

ГЭСНр-2001-51

ручным способом

Фундаменты

ГЭСНр-2001-52

ГЭСНр-2001-53

Перекрытия

ГЭСНр-2001-54

Перегородки

ГЭСНр-2001-55

ГЭСНр-2001-56

ГЭСНр-2001-57

Крыши, кровли

ГЭСНр-2001-58

Лестницы, крыльца

ГЭСНр-2001-59

Печные работы

ГЭСНр-2001-60

Штукатурные работы

ГЭСНр-2001-61

Малярные работы

ГЭСНр-2001-62

Стекольные, обойные и облицовочные работы

ГЭСНр-2001-63

Лепные работы

ГЭСНр-2001-64

Внутренние санитарно-технические работы:

демонтаж и разборка

смена труб

ГЭСНр-2001-65

Наружные инженерные сети:

разборка, очистка

замена труб

ГЭСНр-2001-66

Электромонтажные работы

ГЭСНр-2001-67

Благоустройство

ГЭСНр-2001-68

Прочиеремонтно-строительные работы

ГЭСНр-2001-69

Примечание:

Для организаций, использующих упрощенную систему налогообложения, нормативы сметной прибыли применяются с коэффициентом 0,9.

Территориальные сметные нормативы для Москвы ТСН-2001

Глава 8

НОРМЫ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ И СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ

ТСН -2001.8

Территориальные сметные нормативы для Москвы рассмотрены Межведомственным Советом по ценовой политике в строительстве при Правительстве Москвы (Протокол от 25 сентября 2006 года № МС-9-06), введены в действие с 1 декабря 2006 года Постановлением Правительства Москвы от 14 ноября 2006 г. № 900-ПП «О порядке перехода на определение сметной стоимости строительства объектов в городе Москве с применением территориальных сметных нормативов в уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года»

Техническая часть

Накладные расходы - это сумма средств, предназначенных для возмещения затрат подрядных организаций, связанных с созданием общих условий строительного производства, его организацией, управлением и обслуживанием. Перечень статей накладных расходов приведен в

Сметная прибыль - это сумма средств, необходимых для покрытия общих расходов подрядных организаций на развитие производства, социальной сферы и материальное стимулирование работников. Перечень статей сметной прибыли приведен в

Накладные расходы и сметная прибыль исчисляются по нормативам, установленным по видам работ, которые приведены в таблице 1, от заработной платы рабочих, учтенной в сборниках норм и расценок ТСН-2001.

По эксплуатации строительных машин и механизмов накладные расходы и сметная прибыль определяется соответственно в размере 98 % и 77 % от заработной платы, учтенной в статье «Эксплуатация машин» в сборниках норм и расценок.

Налоги, отчисления и платежи, предусмотренные законодательными актами (кроме налога на пользователей автомобильных дорог, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы), учтены в прямых затратах и накладных расходах, если источник покрытия налога себестоимость продукции, и в сметной прибыли, если источник покрытия налога - прибыль.

Таблица 1

Нормативы накладных расходов и сметной прибыли по видам строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ

(в % к заработной плате)

Виды строительно-монтажных работ

Накладные расходы

Сметная прибыль

I. Строительные и монтажные работы

Земляные работы, выполняемые:

Механизированным способом

Буровзрывные работы

Свайные работы

Закрепление грунтов, опускные колодцы

Бетонные, железобетонные конструкции монолитные

Бетонные и железобетонные конструкции сборные

Комплекс работ по монтажу конструкций крупнопанельных жилых домов

Нулевой цикл, подземная часть

Надземная часть

Конструкции из кирпича и блоков

Металлические конструкции

Деревянные конструкции

Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии

Конструкции в сельском строительстве (строительство теплиц)

Отделочные работы (малярные, штукатурные, стекольные, облицовочные, обойные, лепные)

Санитарно-технические работы внутренние (трубопроводы, водопровод, канализация, отопление, газоснабжение, вентиляция и кондиционирование воздуха)

Теплоизоляционные работы

Автомобильные дороги

Тротуары, дорожки и площадки

Железные дороги

Мосты, трубы и путепроводы

Городские транспортные тоннели и подземные переходы

Линии электропередачи

Сооружения связи

Прокладка и монтаж сетей связи

Монтаж радиотелевизионного оборудования

Берегоукрепительные работы, гидротехнические сооружения

Промышленные печи, трубы

Озеленение

Монтаж оборудования

Монтаж электротехнических установок

Пусконаладочные работы

Другие строительные работы

Сооружений линий метрополитена:

Открытым способом

Закрытым способом

II. Ремонтно-строительные работы

Земляные работы, выполняемые ручным способом

Бетонные и железобетонные монолитные конструкции

Бетонные и железобетонные сборные конструкции

Металлические конструкции

Деревянные конструкции

Отделочные работы: малярные, штукатурные, стекольные, обойные, облицовочные

Сантехнические работы - внутренние (трубопроводы, водопровод, канализация, отопление, газоснабжение, вентиляция и кондиционирование воздуха)

Электромонтажные работы

Монтажные работы

Наружные сети водопровода, канализации, теплоснабжения, газопровода

Дорожные работы

Другие ремонтно-строительные работы (усиление конструкций, кладка стен из штучных материалов, устройство лесов и др.)

Разборка конструкций и систем инженерного оборудования зданий и сооружений

Озеленение

III. Реставрационно-восстановительные работы по памятникам истории и культуры

Архитектурно-художественные и декоративно-прикладные работы

Конструкции из камня и кирпича

Металлические конструкции и изделия

Деревянные конструкции и изделия

Приложение 1

I . Административно-хозяйственные расходы

1. Расходы на оплату труда административно-хозяйственного персонала.

2. Отчисления на социальные нужды (обязательные отчисления по установленным законодательством Российской Федерации нормам: на государственное социальное и медицинское страхования, пенсионное обеспечение и в государственный фонд занятости населения) от расходов на оплату труда работников административно-хозяйственного персонала.

3. Почтово-телеграфные расходы, расходы на содержание и эксплуатацию телефонных станций.

4. Расходы на содержание и эксплуатацию вычислительной техники.

5. Расходы на типографские работы, на содержание и эксплуатацию машинописной и другой оргтехники.

6. Расходы на содержание и эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, занимаемых и используемых административно-хозяйственным персоналом.

7. Расходы на приобретение канцелярских принадлежностей.

8. Расходы на проведение всех видов ремонта (отчисления в ремонтный фонд или резерв на ремонт) основных средств, используемых административно-хозяйственным персоналом.

9. Расходы, связанные со служебными разъездами работников административно-хозяйственного персонала в пределах пункта нахождения организации.

10. Расходы на содержание и эксплуатацию служебного легкового автотранспорта, числящегося на балансе строительной организации и обслуживающего работников аппарата управления этой организации.

11. Амортизационные отчисления (арендная плата) по основным средствам, предназначенным для обслуживания аппарата управления.

12. Представительские расходы.

13. Оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг.

14. Оплата услуг банка.

15. Другие административно-хозяйственные расходы.

II . Расходы на обслуживание работников

1. Затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров.

2. Отчисления на социальные нужды от расходов на оплату труда рабочих, занятых на подрядных работах, а также эксплуатацией строительных машин.

3. Расходы по обеспечению выполнения санитарно-гигиенических требований и бытовых условий.

4. Расходы на охрану труда и технику безопасности.

III . Расходы на организацию работ на строительных площадках

1. Износ и расходы по ремонту малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и производственного инвентаря.

2. Износ и расходы, связанные с ремонтом, устройством, содержанием и разборкой временных устройств и приспособлений.

3. Затраты по обеспечению пожарной и вневедомственной охраны 1 .

4. Расходы по нормативным работам.

5. Расходы по геодезическим работам, осуществляемым при производстве подрядных работ.

6. Расходы по проектированию производства работ.

7. Расходы на содержание производственных лабораторий.

8. Расходы по благоустройству и содержанию строительных площадок.

9. Расходы по подготовке объектов строительства к сдаче.

IV . Прочие накладные расходы

1. Амортизация по нематериальным активам.

2. Платежи по кредитам банков.

Приложение 2

1. Модернизация оборудования и реконструкция объектов основных фондов.

2. Плата за кредиты банка.

3. Пополнение собственных оборотных средств.

4. Социальные льготы и материальная помощь.

5. Расходы, связанные с содержанием социальной сферы.

7. Затраты на строительство жилья.

8. Налог на прибыль.

9. Налог на имущество.

1 Кроме затрат по усиленной охране объектов охранными организациями, которые учитываются в главе 9 сводного сметного расчета стоимости строительства.

Особенность начисления накладных расходов и сметной прибыли - один из самых распространенных вопросов среди тех, что возникают у специалистов по ценообразованию в процессе работы. Это неудивительно, ведь ни одна смета не обходится без начисления НР и СП, в то время как огромное количество нормативных документов и пояснительных писем на эту тему все еще оставляет множество неясностей, в которых сегодня мы и попробуем разобраться.

Итак, что же такое «накладные расходы» и «сметная прибыль» ? Как мы уже отметили, это обязательная составляющая любого сметного расчета, ведь сметная стоимость складывается из следующих элементов:

Где


Дополнительные затраты - затраты, которые несет подрядчик из-за сложных условий производства (временные знания и сооружения, зимнее удорожание, непредвиденные расходы, возвратные суммы, налоги в виде различных федеральных и муниципальных сборов в бюджет строительных организаций).

Налоги - компенсация по НДС.

Как видно из формулы, накладные расходы и сметная прибыль вместе составляют косвенные затраты по смете, т.е. затраты на организацию строительного производства и обслуживание производства, а также прибыль строительной организации. Разберем каждую из этих переменных подробно.

Накладные расходы (НР) - это затраты на организацию строительного производства и обслуживание производства. К ним относят затраты на содержание административно-управленческого персонала, расходы по организации и производству работ, расходы по обслуживанию рабочих.

Чтобы внести больше конкретики в наш разговор, отметим, что для определения НР разработаны следующие методические указания:МДС 81-33.2004 «Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве» (без учета районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним), а также МДС 81-34.2004 «Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве, осуществляемом в районах крайнего севера и местностях, приравненных к ним» . В Приложении 6 данных нормативных документов, содержится полный перечень статей затрат, входящих в состав накладных расходов в строительстве . Этот перечень, в свою очередь, делится на 5 разделов . Таким образом, обратившись к указанному Приложению, мы выясним, что к НР относятся :

1. Административно-хозяйственные расходы , которые связаны, в основном, с управлением производством при строительстве объектов: расходы на оплату труда работников аппарата управления, линейного персонала, рабочих хозяйственного обслуживания; отчисления по уплате единого социального налога; почтово-телеграфные, типографские, канцелярские и представительские расходы; расходы на эксплуатацию зданий, сооружений и помещений, занимаемых административно-хозяйственным персоналом; расходы на эксплуатацию служебного легкового автотранспорта; расходы на служебные командировки, оплату услуг банков и аудиторских форм и другие расходы, связанные с управленческой деятельностью.

2. Расходы на обслуживание работников строительства : затраты на подготовку и переподготовку кадров; отчисления на единый социальный налог от фонда оплаты труда рабочих, учтенного в прямых затратах; расходы по обслуживанию санитарно-гигиенических и бытовых условий; расходы на охрану труда и технику безопасности.

3. Расходы на организацию работ на строительных площадках : износ и расходы, связанные с содержанием, ремонтом и разборкой временных (нетитульных) сооружений, приспособлений и устройств; износ и расходы по ремонту малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и производственного инвентаря; расходы на содержание пожарной и сторожевой охраны; расходы по нормативным и геодезическим работам; расходы, связанные с изобретательством и рационализаторством; расходы по проектированию производства работ и содержанию производственных лабораторий; расходы по благоустройству и содержанию строительных площадок; затраты по подготовке объекта строительства к сдаче и другие расходы.

4. Прочие накладные расходы: амортизация по нематериальным активам; платежи по кредитам банков и расходы на рекламу.

5. Затраты, не учитываемые в нормах накладных расходах, но относимые на накладные расходы :платежи по обязательному страхованию имущества строительной организации и отдельных категорий работников; налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком; расходы, возмещаемые заказчиками строек за счет прочих капитальных затрат, связанных с деятельностью подрядчика. Затраты 5 раздела в бухгалтерской отчетности относятся на статью «Накладные расходы», а в сметной документации включаются в главу 8 «Временные здания и сооружения» и главу 9 «Прочие работы и затраты».

Теперь, когда мы знаем, что именно подразумевается под статьей «накладные расходы», стоит также отметить, что по своему функциональному назначению и масштабу применения НР делятся на следующие группы (Пункт 1.4 МДС 81-34.2004): - укрупненные нормативы по основным видам строительства , нормы которых перечислены в Приложение 3 (целесообразно применять для разработки инвесторских смет и на стадии подготовки тендерной документации); - нормативы по видам строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ , нормы которых перечислены в Приложение 4, 5 (следует применять на стадии разработки рабочей проектно-сметной документации, а также при расчетах за выполненные работы); - индивидуальные нормы для конкретной строительно-монтажной или ремонтно-строительной организации (рассчитываются в отдельном порядке для учета реальных условий конкретного строительства, отличающихся от усредненных, предусмотренных в укрупненных нормативах накладных расходов).

Независимо от группы определение накладных расходов происходит всегда одинаковым образом - косвенным способом в процентах от сметных затрат на оплату труда строителей и механизаторов в составе прямых затрат , т.е. от фонда оплаты труда (ФОТ) . Однако формулы нахождения НР и последовательность произведения расчета зависят как от группы, так и от способа составления сметы (ресурсный, базисно-индексный).

Если отталкиваться от группы , то при использовании укрупненных нормативов накладных расходов по видам строительства начисление накладных расходов производится в конце сметы за итогом прямых затрат. А вот начисление накладных расходов по видам работ производится на комплексы работ, определяемых в соответствии с наименованием сборников ГЭСН-2001, ГЭСНм-2001, ГЭСНр-2001, ГЭСНп-2001 (привязка нормативов НР по видам работ к сборникам приведена в приложениях 4 и 5).

Если же мы говорим о способе составления сметы , то при применении ресурсного метода , когда в процессе составления локальных сметных расчетов (смет) средства на оплату труда рабочих определены в текущем уровне цен, величина накладных расходов может быть определена по формуле:

на стадии проекта:

H - величина накладных расходов, руб. или тыс. руб.;

З - величина средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов, учитываемая в составе прямых затрат локального сметного расчета (сметы), руб. или тыс. руб.;

Н с - укрупненный норматив накладных расходов по видам строительства, приведенный в приложении 3 (в процентах);

Н n - индивидуальная норма накладных расходов для подрядной организации (в процентах);

H pi - норматив накладных расходов по i -тому виду строительных, монтажных и ремонтных работ, приведенных в приложениях 4 и 5 (в процентах).

При применении базисно-индексного метода , когда расчет средств на оплату труда рабочих производится на основе сметной величины оплаты труда, учтенной в сметно-нормативной базе 2001 г., могут быть применены следующие формулы:

На стадии проекта:

На стадии рабочей документации:

З с и З м - суммарная по объекту сметная величина оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов в уровне сметных норм и цен на 01.01.2000, в руб.;

И от - индекс текущего уровня средств на оплату труда в строительстве по отношению к уровню сметной оплаты труда рабочих, учтенной сметными нормами и ценами 2001 г.;

З ci и З м i - суммарные по i -тому виду работ сметные величины оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов в уровне сметных цен на 01.01.2000, в руб.;

n

Именно по данным формулам производится основная часть расчета накладных расходов в смете. Но, определив величину НР, сами вычисления на этом не заканчиваются. Дело в том, что сумма прямых затрат и накладных расходов вместе образуют лишь сметную себестоимость , т.е. затраты на проведение самих работ и их организацию. Понятно, что по себестоимости ни одна организация работать не может, поэтому следующее, что приходится найти, - это сметная прибыль .

Сметная прибыль - средства, предназначенные для покрытия расходов подрядных организаций на развитие производства и материальное стимулирование работников.

Для определения сметной прибыли существует отдельное методическое указание - МДС 81-25.2001 «Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве» . Согласно данному документу, в состав сметной прибыли входят следующие затраты: - отдельные федеральные, региональные и местные налоги и сборы, в т.ч.: налог на прибыль организаций, налог на имущество, налог на прибыль предприятий и организаций по ставкам, устанавливаемым органами местного самоуправления в размере не выше 5 процентов; - расширенное воспроизводство подрядных организаций (модернизация оборудования, реконструкция объектов основных фондов); - материальное стимулирование работников (материальная помощь, проведение мероприятий по охране здоровья и отдыха, не связанных непосредственно с участием работников в производственном процессе); - организацию помощи и бесплатных услуг учебным заведениям.

В Приложении 2 МДС 81-25.2001 приведены также затраты, не учитываемые в нормативах сметной прибыли . Это, прежде всего: - затраты, не влияющие на производственную деятельность подрядной организации; - затраты, связанные с пополнением оборотных средств; - затраты, связанные с инфраструктурой строительно-монтажной организации.

Сметная прибыль, как и накладные расходы, является нормированной частью стоимости строительной продукции и также подразделяется на следующие группы нормативов :

  • общеотраслевые нормативы , устанавливаемые для всех исполнителей работ (65% для строительно-монтажных работ, 50% для ремонтно-строительных работ), используются для разработки инвесторских смет, технико-экономического обоснования проекта, определения стартовой конкурсной цены;
  • нормативы по видам строительных и монтажных работ (перечислены в Приложение 3 МДС 81-25.2001), используются на стадии разработки рабочей документации и расчетах за выполненные работы;
  • индивидуальные нормы , разрабатываемые для конкретной подрядной организации.

В качестве базы для определения сметной прибыли также используется общий фонд оплаты труда рабочих (ФОТ) . Именно поэтому НР и СП называют «косвенными затратами» - при их расчете берут определенные проценты от составляющих прямых затрат, т.е. определение величины идет «косвенно», а не «напрямую». Но опять же, есть определенные нюансы в самой схеме расчета . Например, при составлении локальных сметных расчетов (смет) без деления на разделы, начисление сметной прибыли производится в конце расчета (сметы), а при формировании по разделам - в конце каждого раздела и в целом по сметному расчету (смете).

Если же говорить о формуле начисления норматива сметной прибыли в сметной документации, то она также зависит от метода определения сметной стоимости строительной продукции и стадийности проектирования , как и в случае с НР. Например, при определении сметной стоимости строительной продукции в текущем уровне цен ресурсным способом величина сметной прибыли может быть найдена по формулам:

На стадии «проект»:

П - величина сметной прибыли, тыс. руб.;

З - величина средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов, учитываемая в составе прямых затрат локального сметного расчета (сметы), тыс. руб.;

Н з - общеотраслевой норматив сметной прибыли, установленный к фонду оплаты труда рабочих (строителей и механизаторов) в составе прямых затрат;

Н с ni - норма сметной прибыли по i-му виду строительных и монтажных работ, приведенная в приложении 3, в процентах;

n - общее количество видов работ по данному объекту.

А при применении базисно-индексного метода, формула для сметной прибыли выглядит уже иначе:

На стадии «проект»:

На стадии «рабочая документация»:

З б - величина средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов, учитываемая в составе прямых затрат локального сметного расчета (сметы), составленного с использованием сметных норм и цен базисного уровня, тыс. руб.;

З ci и Зт i - суммарные по i-му виду работ сметные величины оплаты труда (основной заработной платы) рабочих-строителей и механизаторов, тыс.руб.;

И от - индекс текущего уровня средств на оплату труда в строительстве по отношению к уровню оплаты труда (основной сметной заработной платы рабочих), учтенной сметными нормами и ценами базисного уровня;

n - общее количество видов работ по данному объекту.

И, наконец, при определении стоимости строительно-монтажных работ, выполняемых индивидуальными предпринимателями (физическими лицами) по договорам бытового или строительного подряда, величину сметной прибыли рекомендуется определять по индивидуальной норме, согласованной с заказчиком и определенной по следующей формуле:

Н и - норма индивидуальной прибыли, в процентах;

П n - размер прибыли, определенный по расчету для конкретной подрядной организации, тыс.руб.;

З - величина средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов в составе прямых затрат), тыс. руб.

С НР и СП связан ещё один немаловажный момент . Дело в том, что результаты многочисленных наблюдений и анализ сметных затрат свидетельствуют, что в настоящее время структура прямых затрат в сметной стоимости строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ с увеличением доли затрат по оплате труда рабочих по сравнению с базисным уровнем, учтенным в сметно-нормативной базе 2001 г., значительно изменилась. Это привело к увеличению сметной величины накладных расходов и сметной прибыли, так как в качестве их базы исчисления приняты сметные затраты по оплате труда рабочих-строителей и механизаторов. Поэтому в целях приведения нормативов накладных расходов в соответствие со сложившейся структурой прямых затрат строительно-монтажных работ и соблюдения единого методологического подхода по применению указанных в МДС нормативов при определении сметной стоимости строительства к НР и СП применяется ряд так называемых понижающих коэффициентов.

С 2001 года вышел целый ряд писем Минрегиона , разъясняющих применение понижающих коэффициентов к НР и СП: 1. Письмо Минрегиона №41099-КК/08 от 06.12.2010г.; 2. Письмо Минрегиона №3757-КК/08 от 21.02.2011г.; 3. Письмо Минрегиона №6056-ИП/08 от 17.03.2011г.; 4. Письмо Минрегиона №10753-ВТ/2 от 29.04.2011г.; 5. Письмо Минрегиона №15127-ИП/08 от 09.06.2011г.; 6. Письмо Минрегиона №20246-АП/08 от 28.07.2011г.; 7. Письмо Минрегиона №22317-ВТ/08 от 24.08.2012г.; 8. Письмо Минрегиона №29630-ВК/08 от 26.11.2012г.; 9. Письмо Госстроя №2536-ИП/12/ГС от 27.11.2012г.

Однако на данный момент из всего списка действуют только последние два письма . Если резюмировать информацию, содержащуюся в данных документах, а также в МДС 81-33.2004 и МДС 81-25.2001 , можно выделить 4 основных пары коэффициентов , применяемых к накладным расходам и сметной прибыли при составлении смет.

НР

СП

Основание для применения

Примечание

0,85

Если смета составляется по ГЭСН, либо если смета индексируется по статьям затрат. Если же смета индексируется единым индексом для СМР, то коэффициенты не применяются, так как уже учтены этим индексом.

Указанные коэффициенты не распространяются на работы по строительству мостов, тоннелей, метрополитенов, атомных станций, объектов по обращению с облученным ядерным топливом и радиоактивными отходами.

0,94

Для организаций, работающих по упрощенной системе налогообложения

0,85

Если смета составлена для ремонтно-строительных работ, но по общестроительным сборникам.

Приложение 4 МДС 81-33.2004 Примечание 1.

При ведении строительства хозспособом (строительство или ремонт за счет собственных средств и с помощью непрофильных отделов, цехов или отдельных сотрудников предприятия), без заключения договоров подряда на выполнение работ.

К накладным расходам существуют также такие коэффициенты, как:

1,2 - необходимо использовать при составлении сметы на реконструкцию и капитальный ремонт действующих атомных электростанций и других объектов с ядерными реакторами, а также на реконструкцию объектов метрополитена, мостов, путепроводов, искусственных сооружений, относящихся к категории сложных.

0,9 - при выполнении работ по капитальному ремонту оборудования (ГЭСНмр-2001-41) в жилых и общественных зданиях.

Таким образом, мы выяснили, что же такое накладные расходы и сметная прибыль, как они находятся и какими документами регулируются. Теперь логично перейти от теории к практике . Однако об этом мы поговорим в нашем следующем посте.

Сметная прибыль в строительстве - это средства, предусмотренные в сметах на строительный подряд и предназначенные для покрытия расходов подрядных организаций на развитие производственных мощностей и материальное стимулирование работников. Сметная прибыль является вознаграждением подрядчика — статья 709 Гражданского кодекса РФ. Ее размер определяется на уровне необходимых затрат для расширения воспроизводства строительных предприятий региона и устанавливается для каждой конкретной организации индивидуально по результату обоснования контрактной (договорной) цены строительства. Сметная прибыль — это часть стоимости строительных работ и продукции, не относящаяся на себестоимость.

Для расчета сметной прибыли следует руководствоваться Методическими указаниями по определению величины сметной прибыли в строительстве (МДС 81-25.2001).

Нормативы сметной прибыли

Управление ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России выполняет функцию общего методического руководства и контроля над подготовкой отраслевых нормативов сметной прибыли, а также нормативов по видам работ, которые разрабатываются специальными организациями.

Все проекты нормативов проходят рассмотрение в Межведомственной комиссии по разработке документов по ценообразованию в строительстве (МВК) Госстроя России. Организации-разработчики, учитывая замечания МВК, корректируют нормативы и передают их на экспертизу в Управление ценообразования.

Нормативы бывают трех видов (на их основе и определяется сметная прибыль):

  • Общие для строительной отрасли и устанавливаемые для всех предприятий. Для строительно-монтажных работ — 65% от фонда оплаты труда рабочих в составе прямых затрат сметы-бюджета, для ремонтно-строительных — 50%.
  • Разделенные по видам работ. Этот вид нормативов определен в приложении 3 к Методическим указаниям МДС 81-25.2001 и применяется на стадии подготовки рабочей документации.
  • Индивидуальные для конкретных подрядных предприятий. Этот вид нормативов не применяется для подрядчиков, осуществляющих работы за счет средств федерального бюджета.

Процентная ставка к фонду оплаты труда рабочих по видам работ определяется федеральными и территориальными центрами по ценообразованию в строительной отрасли и с выходом новых нормативных актов подвергаются официальной корректировке (в том числе возможно применение понижающих коэффициентов с 01.01.2011 — 0,8 для всех и 0,9 — для упрощенной системы налогообложения). Самостоятельно при заключении договоров подряда вносить в них изменения запрещено.

Стороны заключаемого договора подряда имеют равные права при выборе вида подходящего расчетного норматива.

Расчет индивидуального норматива сметной прибыли

Индивидуальные нормативы прибыли разрабатываются в том случае, если общеотраслевые нормативы и нормативы по видам работ не покрывают издержек подрядчика на развитие производства и материальное стимулирование работников. Как правило, расчет ведется силами подрядчика и проходит согласование и необходимую экспертизу у инвестора (заказчика). В случае возникновения разногласий подрядчик вносит предложенные инвестором корректировки и отправляет расчет на повторное согласование.

Также расчет может выполняться региональным центром по ценообразованию в строительной отрасли или проектными организациями на основании договоров на выполнение этой работы.

Расчет индивидуального норматива выполняется по формуле:

Ни — норматив индивидуальной прибыли, процент;

Пп — размер прибыли, определенный для подрядной организации индивидуально по расчету, тыс. руб.;

З — величина фонда оплаты труда рабочих (механизаторов и строителей) в составе прямых сметных затрат, тыс. руб.

Начисление сметной прибыли при разработке документации

В том случае, если локальный сметный расчет не разбит на отдельные разделы, начисление сметной прибыли производится в конце всего расчета. Если же смета разбита на главы, то начисление выполняют под каждой главой и в конце сметы, как итого.

Норма прибыли в строительстве подсчитывается в разном порядке в зависимости от способа вычисления сметной стоимости продукции строительного производства и стадии разработки проекта документации:

По текущему уровню цен

Стадия «Проект»

Стадия «Рабочая документация»

П — размер сметной прибыли, тыс. руб.;

З — величина фонда оплаты труда рабочих в составе прямых затрат сметы, тыс. руб.

Нз — общеотраслевая норма сметной прибыли, установленная к фонду оплаты труда рабочих (механизаторов и строителей) в составе прямых затрат;

Н cni — норматив сметной прибыли по i-му виду работ, приведенных в приложении № 3 МДС 81-25.2001, в процентах;

n — общее количество видов работ на объекте подряда.

Базисно-индексный метод

Стадия «Проект»:

Стадия «Рабочая документация»:


Зб — величина фонда оплаты труда рабочих в составе прямых затрат сметы, составленной с применением сметных нормативов и цен базисного уровня, тыс. руб.;

Зci и Зmi — сметные величины оплаты труда рабочих, суммарные по i-му виду планируемых работ, тыс. руб.;

Иот — индекс текущего уровня ФОТ по отношению к уровню ФОТ, учтенного сметными нормативами и ставками базисного уровня;

n — полное количество видов выполняемых работ на данном объекте.

Что не учитывается в составе сметной прибыли

Согласно Методическим указаниям некоторые виды затрат не учитываются при расчете величины сметной прибыли. Эти затраты сгруппированы в три категории: не принадлежащие производственной деятельности предприятия, относящие к пополнению оборотных средств, направленные на поддержание инфраструктуры предприятия.

Затраты на пополнение оборотных средств

Эти затраты должны быть предусмотрены при заключении договоров подряда, в которые должны быть включены пункты, относящиеся к приобретению необходимых материалов в кредит или выплата аванса.

Затраты, не относящиеся к производственной деятельности подрядной организации

  • благотворительность;
  • улучшение социальных и коммунально-бытовых условий;
  • пожертвования и взносы в избирательные фонды;
  • выплата премия работникам, не связанным с основным производством;
  • оплата дополнительных отпусков;
  • единовременная помощь при уходе работников на пенсию, а также различные надбавки пенсионерам;
  • компенсация питания работников;
  • оплата проездных документов (за общественный транспорт);
  • расходы на периодические печатные издания;
  • оплата командировочных расходов и расходов, связанных с выполнением работ вахтовым методом или с разъездным характером работ, сверх установленных нормативов;
  • дополнительное страхование работников (за исключением обязательных социальной и медицинской страховки);
  • расходы на организацию совместных предприятий;
  • затраты на выпуск и распространение ценных бумаг;
  • затраты на содержание вышестоящих организаций и учебных заведений собственной балансовой принадлежности;
  • платежи за превышение выбросов загрязняющих веществ;
  • расходы на оплату кредитов и ссуд, в том числе и процентов, сверх учетной ставки Центробанка РФ;
  • безвозмездная частичная оплата жилищных кредитов работников, в том числе и кредитов, направленных на приобретение домашней мебели и утвари;
  • расходы на содержание собственных сельскохозяйственных подразделений;
  • другие расходы из собственных ресурсов предприятия.

Затраты, направленные на поддержание инфраструктуры организации

  • оплата нужд социальных объектов балансовой принадлежности предприятия;
  • расходы на строительство производственных и непроизводственных объектов.

Что учитывается в составе сметной прибыли

В составе сметной прибыли должны быть учтены следующие расходы:

  • Модернизация и переоборудование объектов, относящихся к основному фонду предприятия и влияющих на рост производства. Примечание: Для расчета по этому пункту используют данные из инвестиционного бизнес-плана развития предприятия-подрядчика и бухгалтерский учет расходов по этой статье за прошедший период. Также следует проанализировать имущественное состояние подрядчика (доли основных и активной части основных средств) и действительно положение дел с основными производственными фондами (вывод из эксплуатации и обновление, износ оборудования, собственные оборотные средства).
  • Оказание материального стимулирования работников — выплата финансовой помощи, оздоровительные мероприятия для работников, не связанных с основным производством; Примечание: Расходы по этому пункту обязательно должны быть отражены в приложении к бухгалтерскому балансу за прошедший период. Также в приложении должны быть следующие непроизводственные расходы (при наличии) с указанием единого социального налога:
    • оплата путевок на санаторно-курортное лечение, спортивных абонементов, билетов на культурно-массовые мероприятия;
    • дополнительные вознаграждения, не предусмотренные в контрактах и трудовых договорах работников;
    • расходы на оказание материальной помощи работникам, участвующих в программах ипотечного кредитования;
    • расходы на оказание помощи работникам на индивидуальное жилищное строительство;
    • расходы, возникающие при предоставлении работникам предприятия товаров и услуг по льготным ценам.
  • Безвозмездная помощь учебным заведениям, не находящимся на балансе строительной организации. Примечание: Данный пункт должен быть подтвержден в бухгалтерском балансе.
  • Налоговые выплаты: на прибыль организации, на имущество, отдельные региональные и местные налоги, но по ставке не более 5%. Примечание:
    • Налог на прибыль определяют на основании расчетных показателей по каждой включаемой в расчет сметной прибыли статье.
    • Налог на имущество рассчитывается на основе информации об основных фондах, которые будут задействованы при производстве работ, а также о средствах, планируемых на их приобретение или модернизацию.

Информация из примечаний используется при расчете индивидуального норматива сметной прибыли.

При экономически обоснованной и подтвержденной проектом организации строительства целесообразности, возможно включение расходов на развитие инфраструктуры строительно-монтажной организации и ее производственной базы в главу 9 «Прочие работы и затраты» сводной сметы итоговой стоимости строительства — при согласовании с инвестором.

Вопрос о том, какие коэффициенты следует применять к НР (накладным расходам) и СП (сметной прибыли) возникает у сметчиков достаточно часто.

Работа сметчика часто проходит на постоянной основе в одной организации, специализирующейся на определенной деятельности, например, на новом строительстве или ремонте, на промышленных объектах или общественных. В таком случае, если возникает необходимость создать смету на другой вид работ или объекта, она может быть составлена по привычному шаблону, с отклонением от требований и норм ценообразования в строительстве.

Выбор коэффициентов к НР и СП зависит от метода индексирования сметной стоимости

Выбор применяемых к НР и СП коэффициентов зависит от метода индексирования стоимости в текущие цены.

Индексация возможна:

  • по статьям затрат
  • к СМР

Индексация по статьям затрат применяется, как правило, при непосредственных расчетах за работы между заказчиком и подрядчиком. Представляет собой применение различных индексов на ЗП, ЭМ, ЗПМ, МАТ. Как правило На ЗП и ЗПМ индексы равны, а значит индекс можно назвать общим на ФОТ.

Индексация к СМР применяется, как правило, при инвестиционных расчетах, но так же и при расчетах между подрядчиком и заказчиком. Представляет собой применение единого индекса к стоимости СМР — то есть прямым затратам (ПЗ) в смете.

Коэффициенты к НР и СП

Коэффициенты к накладным расходам и сметной прибыли при новом строительстве

НР — 0,85
СП — 0,8

С индексацией к СМР

Коэффициенты не применяются

Коэффициенты к накладным расходам и сметной прибыли при ремонте и реконструкции жилых и общественных зданий и сооружений

С индексацией по статьям затрат

НР — 0,85
СП — 0,8

Все сборники ТЕР включая 46
НР — 0,9
СП — 0,85

С индексацией к СМР

Коэффициенты не применяются

На работы аналогичные технологическим процессам в новом строительстве

Все сборники ТЕР включая 46
НР — 0,9
СП — 0,85

Коэффициенты к накладным расходам и сметной прибыли при ремонте и реконструкции производственных зданий и сооружений, дорожных объектов

С индексацией по статьям затрат

НР — 0,85
СП — 0,8

На работы аналогичные технологическим процессам в новом строительстве

Все сборники ТЕР включая 46
НР — не применяется
СП — 0,85

С индексацией к СМР

Коэффициенты не применяются

На работы аналогичные технологическим процессам в новом строительстве

Все сборники ТЕР включая 46
НР — не применяется
СП — 0,85

Коэффициенты к НР и СП для предприятий, работающих по УСН

Для предприятий, работающих по упрощенной системе налогообложения (УСН) будут актуальными все вышеприведенные коэффициенты к НР и СП, но в дополнение к ним (любым из них) будут применяться коэффициенты.