Как готовится к сессии 1 курс. Эффективные методы подготовки к сессии. Как подготовиться к сессии — памятка студенту! Обязательно к прочтению

Как работать с электронным учебником и электронной хрестоматией

Электронные учебники и электронные хрестоматии – современные источники информации, составленные в полном соответствии с требованиями учебных планов и учебных программ.

Электронный учебник содержит учебную программу, сам учебник, небольшую хрестоматию, включающую несколько наименований близких информационных источников и дополняющих отдельные разделы учебника, тренировочный тест-контроль, вопросы для подготовки к зачету или экзамену. Работа с электронным учебником при наличии хорошего компьютера становится не только важным, но и увлекательным делом, тем более, что в соответствии с логикой создания учебника, можно легко найти все необходимые сведения, поработать со схемами, графиками, рисунками, видео- и аудио-материалами, составить электронный конспект учебника или целиком скопировать его для последующей работы в домашних условиях. Возможность многократного возвращения к трудным местам учебника, использование дополнительных материалов из других информационных источников, имеющихся в хрестоматии, текущая проверка усвоения материала по тестам существенно расширяют информационное поле по сравнению с традиционными учебниками.

Электронная хрестоматия включает в себя все самые важные источники информации по изучаемой дисциплине. В неё входят классические труды выдающихся ученых прошлого, монографии, написанные в последние годы, учебники и учебные пособия, имеющие грифы Министерства образования,Учебно-методических объединений по специальности, отмеченные премиями как лучшие учебные пособия России. Многие хрестоматии содержат иностранные источники, с которыми студент может работать при подготовке курсовых и дипломных работ. Встроенные поисковые системы облегчают работу с хрестоматиями и позволяют пользоваться ими в различных режимах обработки информации. По сути, электронная хрестоматия – внушительная часть собственной библиотеки будущего специалиста. К окончанию института эта своеобразная «книжная полка» разрастется до внушительных размеров, обеспечив специалисту любой справочный материал по его профессии и прекрасные навыки работы с самыми современными поисковыми системами.

Подготовка к экзаменационной сессии и сдача экзаменов и зачетов является ответственейшим периодом в работе студента. Серьезно подготовиться к сессии и успешно сдать все экзамены - долг каждого студента.

Основное в подготовке к сессии - это повторение всего материала, курса или предмета, по которому необходимо сдавать экзамен. Только тот успевает, кто умеет хорошо повторять материал, который был прослушан на лекциях, законспектирован и закреплен на самостоятельных занятиях. Такое повторение предполагает обобщение, углубление, а в ряде случаев и расширение усвоенных за семестр знаний.


Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции либо слушал их невнимательно и не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал, который его товарищи усвоили серьезно, основательно и поэтапно в течение семестра. Для такого студента подготовка к экзаменам будет трудным, а иногда и непосильным делом.

При подготовке к экзаменам необходимо помнить:

1. Готовиться к сессии надо с первых дней семестра: не пропускать лекций, работать над закреплением лекционного материала, выполнять все практические и лабораторные работы.

2. Приступать к повторению и обобщению материала необходимо задолго до сессии (примерно за месяц).

3. Перед повторением учебного материала необходимо еще раз свериться с типовой и рабочей программами (имеются в библиотеке университета, в методическом кабинете или на соответствующей кафедре), по которым велось преподавание. В случае какой-либо неясности следует получить у преподавателя необходимые разъяснения.

4. Готовиться к экзамену рекомендуется каждый день в одном и том же помещении и на одном и том же рабочем месте, т.к. в этом случае устанавливается ассоциативная взаимосвязь между окружающей обстановкой и процессом переработки информации. Это дает возможность в дальнейшем на экзамене воспроизводить все мельчайшие детали этой обстановки (что сделать довольно легко), а через установившиеся ассоциативные связи - саму информацию, которую требовалось запомнить непосредственно для экзамена. Возможны и другие искусственные приемы для запоминания, которых великое множество и которые должны быть в арсенале у каждого студента.

Но одно из важных условий укрепления памяти - это ее постоянное тренировка. Хотя мысль о том, что повторение - мать учения, не оригинальна, нельзя лишний раз не сказать, что именно это упражнение - самое действенное и результативное.

5. Начинать повторение следует с чтения конспектов. Прочитав внимательно материал по предмету, приступить к тщательному повторению по темам и разделам. На этом этапе повторения следует использовать учебник и рекомендованную преподавателем дополнительную литературу. Нельзя ограничиваться при повторении только конспектами, ибо в них все записано весьма кратко, сжато, только самое основное. Вузовские же дисциплины надо усвоить достаточно широко с учетом всей программы курса. Это можно сделать только с помощью учебника и дополнительной литературы.

6. Повторяя материал по темам, надо добиваться его отчетливого усвоения. Рекомендуется при повторении использовать такие приемы овладения знаниями:

а) про себя или вслух рассказывать материал;

б) ставить самому себе различные вопросы (и почаще) и отвечать на них, руководствуясь программой (применять самоконтроль);

в) делать дополнительные записи, схемы, помогающие обобщить материал, синтезировать его;

г) рассказывать повторенный и усвоенный материал своим товарищам, отвечать на их вопросы и критически оценивать изложенное;

д) повторяя и обобщая, записывать в блокнот все непонятное, всякие сомнения, вновь возникающие вопросы и обязательно выяснить их на консультациях.

Повторение, в основном, надо закончить за день до экзамена, чтобы повторенный и закрепленный материал " отстоялся" в сознании и памяти. В этом случае останется некоторый резерв времени на доработку каких-либо упущений, а ответы на экзамене будут спокойнее, увереннее, без лишнего напряжения. Если студент приходит на экзамен, не прочитав целиком даже свой конспект, и продолжает " учить" у дверей аудитории, где его товарищи уже сдают экзамен, то он демонстрирует худший вид школярства, равнодушие к занятиям и безответственность.

В дни подготовки к экзаменам избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, придерживайся гигиенического режима, чередуй труд и отдых.

Можно рекомендовать на этот период следующий режим дня. Подъем - в 7-00-7-30, утренний туалет, гимнастика, завтрак должны занять у тебя не более часа. В 8-00-8-30 приступай к занятиям (для них все должно быть подготовлено еще с вечера). Краткие паузы для отдыха устраивай через 50-55 минут интенсивной работы. После 2-3 часов занятий сделай перерыв на 30-40 минут. В это время можно поиграть в теннис или сделать гимнастику, выполнить хозяйственно-бытовые дела, проветрить помещение, выпить стакан сока, молока или чая.

После перерыва надо сосредоточенно позаниматься еще 2-2,5 часа.

Сразу после обеда (1-1,5 часа) заниматься не рекомендуется (труд малопроизводителен). Лучше сделать прогулку, выполнить какую-либо работу, не связанную с подготовкой к экзамену, либо поспать (если есть потребность - это самый лучший вариант). Затем надо опять напряженно позаниматься 2,5-3 часа и 1-2 часа после ужина.

Старайся весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к экзамену, и контролировать каждый день выполнения работы, старайся немного перевыполнить план. Тогда у тебя всегда будет резерв времени.

В день, предшествующий экзамену, занимайся не более, чем до 19 часов. Лучше до сна в этот день погулять где-нибудь в тихом месте (парк, лес), собраться с мыслями, но ни в коем случае не отвлекайся на посторонние дела. Утром обязательно позавтракай. Тогда на экзамен ты придешь бодрым и уверенным в своих силах. После сдачи экзамена остаток дня посвяти отдыху, сходи в театр, на стадион или в кино. Но ни в коем случае не забудь обязательно все подготовить для работы на следующий день. Ни в коем случае не употребляй спиртные напитки: даже в малых количествах они снизят твою работоспособность на несколько дней.

Свой бюджет надо продумать и организовать так, чтобы в период сессии ты мог хорошо и своевременно питаться 3-4 раза в день.

Как планировать самостоятельную работу. Ваши успехи в учебе определяются организацией самостоятельной работы. Только при систематической, напряженной работе можно рассчитывать на успешное овладения всей суммой знаний, навыков и умений, которые требуются в современном мире.

Многолетний опыт работы университетов и проведенные исследования показывают, что рабочий день студента должен быть равен 9-10 часам, а рабочая неделя – 54-60 часам. Для студентов младших курсов аудиторное занятие планируются по 6 часов в день. Следовательно, на самостоятельную работу ежедневно необходимо отводить 3-4 часа. Самостоятельная работа каждого студента зависит от его индивидуальных особенностей и степени предварительной подготовки.

Большое значение имеет умение правильно организовать свою работу. Приобрести такое умение Вы сможете при условии четкого планирования всех видов учебной деятельности с учетом имеющегося бюджета времени. Планирование окажется эффективным только в том случае, если Вы будете постоянно вести учет времени, которое фактически затрачивается на различные виды учебной и другой деятельности. Это позволит более точно определить время, необходимое для выполнения каждого вида работы.

Рассмотрим составляющие самостоятельной домашней работы:

· изучение лекционного материала, основой которого является конспект лекций;

· решение задач, которые выдаются преподавателями на практических занятиях;

· выполнение домашних заданий, которые выдаются на лекции;

· чтение и конспектирование отдельных разделов рекомендуемых учебников и учебных пособий, дополняющих лекционный материал;

· подготовка к лабораторным работам, практическим занятиям и семинарам, коллоквиумам, контрольным работам;

· выполнение курсовых работ;

· перевод иностранного текста и др.

Опыт высшей школы показывает, что на лекции запоминается не более 60-65% объема прослушанной информации, что обусловлено физиологическими особенностями кратковременной памяти человека. Для перевода информации из кратковременной памяти в долгосрочную, необходимо повторение и закрепление лекционного материала (чтение конспекта лекций, написание отдельных разделов лекций на черновике, повторение вслух отдельных разделов лекций и т.д. – в этом случае работает зрительная память), при этом, чем раньше проводится повторение, тем легче и прочнее информация запоминается.

При изучении лекционного материала нельзя ограничиваться только записями в конспектах. Вам следует обязательно использовать рекомендованные учебники и учебное пособие. Преподаватель из-за ограниченности времени часто не в состоянии в лекции детально излагать некоторые учебные вопросы и иллюстрировать их достаточным количеством примеров, фактических данных. Отдельные вопросы учебной программы вообще не излагаются в лекции, а рекомендуется для самостоятельного изучения по учебникам. Поэтому знания, полученные на основе лекционных конспектов, являются важными и основными, но неполными.

Задачу облегчает наличие специальных экзаменационных вопросов. Имея их перечень, можно попытаться выучить хоть что-нибудь. Подготовка к сессии будет особенно эффективной, если заняться ею за несколько дней до начала экзаменов. Так студент заметно сократит предэкзаменационный стресс, избавится от необходимости проводить за учебниками бессонные ночи во вред собственному здоровью.

Не должно быть оставлено без должного внимания в подготовительный период правильное питание студента. В рацион следует включить продукты, способствующие улучшению памяти. Это грецкие орехи, различная рыба, мед. Из напитков лучше выбирать зеленый чай, а вот энергетики придется категорически исключить.

Готовиться лучше подходами. За 1 раз следует внимательно читать 5-7 вопросов. Их сложность определяет общий объем информации, изучаемой между перерывами на отдых. Основные паузы должны составлять четверть часа, а после 2 часов интенсивной подготовки следует сделать перерыв на 30 минут.

Во время изучения каждого вопроса нужно концентрироваться. Машинальное чтение текста без вникания в его суть крайне нежелательно. В противном случае запомнить ничего не удастся, независимо от количества совершенных прочтений.

Большую часть времени, отведенного для подготовки к первой сессии, лучше уделить максимально непонятным для себя экзаменационным вопросам. В течение дня следует чередовать материал по разным дисциплинам. Так продвижение по билетам будет равномерным, облегчится их усвоение.

Мощный инструмент успешной сдачи сессии

Для каждого экзаменационного вопроса нужно строить специальную фразу-ключ. Вокруг нее должен формироваться максимально развернутый ответ. Ею может стать главный факт по билету, основная мысль по нему.

Выучить все фразы-ключи при грамотной организации времени можно на протяжении одного дня. Если в билете спрашиваются основные понятия математического анализа, ответа строится так: «математическая модель, множества вещественных чисел, рациональные и иррациональные числа, дроби, целые значения». В процессе подготовки можно пользоваться удобными для понимания сокращениями.

Следующим этапом является непосредственное построение подробного ответа на вопрос к фразе-ключу. Примечательно, что она помогает зафиксировать в памяти все существенное. Благодаря этому не нужно прилагать титанических усилий для запоминания деталей.

Писать шпаргалки надо обязательно. Покупать готовые не стоит, они только навредят. Для подготовки собственных «шпор» можно использовать содержательный материал, чтобы на крошечном клочке бумаги умещался увесистый ответ. Абстрактных выражений лучше избегать, и писать все ясно и четко. Так вы быстрее запомните ответ, и, возможно, вам не понадобится.

Вытащив на экзамене билет, нужно первым делом вспомнить краткую формулировку и записать ее. Затем «украсить» ее деталями и обозначить развернутый ответ. В процессе подготовки непосредственно на экзамене каждая фраза-ключ предоставит возможность студенту активировать глубокие уровни памяти и вспомнить массу информации, услышанной и прочитанной прежде.

Подобный алгоритм организации подготовительного процесса способствует сведению потерь времени к минимуму. Разумеется, гарантировать отличные знания не приходится, но обеспечить себе получение положительной оценки вполне возможно.

Подготовка к сессии у каждого человека занимает определенное количество времени и сил. Кто-то привык все делать заранее. А кто-то откладывает все на последний момент и учит материал непосредственно перед экзаменом. Суда по моему опыту, не могу сказать. Какой именно из способов более приемлем для студентов. В первом случае подготовка осуществляется размеренно, не торопясь. При этом есть вариант, что успеешь все. Но во втором варианте есть гарантия того, что знания в максимальном соотношении отложатся в голове и останутся там непосредственно до сдачи экзамена. Я знаю массу примеров, когда, получив задание на предстоящую сессию, студенты немедленно торопятся их выполнять, выучивать все билеты и вопросы. Но когда наступает непосредственно момент сдачи сессии, то все знания куда-то уходят, и получается, что студент зря тратил свое время и учил предмет без получения знания. Тогда делаем вывод. Что на самом деле проще учить сессию перед ее непосредственным началом, как собственно, делал я. Но если признаться честно, делал я это не потому, что у меня существует такая заранее отработанная тактика, а потому, что просто не успевал это делать в течение семестра.

Как я подготовился к сессии за несколько дней

Моя история заключается в том, что я успев выучить все материалы к сессии всего за пару дней. При этом я сдал практически все экзамены на отлично и без пересдач. Здесь нет особенного секрета или тактики, которая помогает в сдаче экзаменов. Просто нужно отдавать себе отчет в том, что ты готовишься стать специалистом в своей области и ты должен четко знать материал. Выучить его весь за одну ночь, конечно же, нереально. Но пару-тройку дней вполне можно потратить на изучение нескольких предметов.

Итак, первое , что стоит учесть - это четко разработанная тактика. Здесь я имел ввиду, что перед тем, как приступить к изучению предметов, нужно разработать план действий, который будет непосредственно ориентироваться на график сдачи экзаменов. То есть, в первую очередь нужно готовить те предметы,которые по срокам стоят на первых позициях. В различных ВУЗах эти сроки совершенно различны. Если брать конкретно мое учебное заведение, то у нас в самом начале сессии стояла пара экзаменов. Через день еще несколько. То есть, все предметы шли постепенно. Таким образом, я разработал для себя четкую концепцию подготовки. Примерно один день уходил у меня на подготовку одного предмета. Не могу сказать, что мне доставляло удовольствие весь день сидеть и учить одно и то же, но в конечном итоге результатом я остался доволен.

Если привести небольшой пример, то первым экзаменом у меня была экономика, на следующий день - бухгалтерский учет. Учить экономику я начал за день до экзамена. В моем распоряжении было ровно 30 билетов и куча полезной литературы. При этом, лекции я практически не посещал. Как и основная часть студентов из моей группы. Здесь делаем вывод, что нужно дружить с теми, кто регулярно ходит на пары. У них - то я и брал нужный материал. Это мне крайне помогло. Благодаря тому, что примерно за 2 дня до экзамена я нашел все материалы для подготовки, мне удалось выучить все 30 билетов. Не могу сказать, что знал я их на твердую пятерку, но небольшая доля уверенности в своих силах у меня, определенно, была. Самое главное, что это видели преподаватели, которым я сдавал экзамены. Представьте ситуацию, что вы приходите на зачет или экзамен. При этом вы точно знаете, что совершенно не владеете темой, а если сказать проще, то вы не готовы к экзаменам. При этом, все вас выдает. Это и трясущиеся руки, дрожащий голос, несвязная речь. Безусловно, преподаватель не захочет ставить вам зачет или выставлять положительную оценку, так как изначально у него сложится определенное впечатление об уровне вашей подготовки.

Именно таким образом мне и удалось сдать несколько предметов. По двум экзаменам я могу сказать с точностью, что мне просто повезло. Преподаватель особо не следил за тем, как я отвечаю. В целом, я могу сказать, что выучить сессию за несколько дней вполне реально. Если вы находитесь на втором или последующих курсах, то наверняка вы уже знаете определенные особенности сдачи экзаменов именно в вашем ВУЗе. Вы можете иметь представление о том, как принимают экзамены те или иные преподаватели, поэтому вы уже будете представлять, как именно готовиться к определенной дисциплине.

Заключение из моей истории

В завершении моего рассказа следует подвести итог. Чтобы сдать сессию на отлично, при этом уделив на подготовку только несколько дней, необходимо:

Во-первых, быть уверенным в себе.

Во-вторых, на время отказаться от привычных вам занятий и развлечений, так как учеба требует определенных жертв, иногда даже немалых.

В-третьих, нужно иметь подход к преподавателю и быть готовым к тому, что он может задать дополнительные вопросы.

В-четвертых, нужно знать конкретно специфику своего ВУЗа.

Сессия – как много в этом слове для студенческой души. Здесь и стресс перед экзаменом, и страх «провалиться», и неопределенность выбора, и радость познания, и торжество сданного зачета. Если задуматься, сессия – время очень эмоциональное. Многие ее боятся, многие ждут, но вот студентов, которые относятся к приближению сессии равнодушно, пожалуй, нет.

Факт: сессия – это большое событие в студенческой жизни. Окончание сессии отмечается, как правило, бурно и весело. Но перед тем как Вы сможете себе это позволить, нужно пройти через сессионные «круги ада», сдать все зачеты, экзамены и курсовые. О том, как подружиться с сессией, а если и не подружиться, то хотя бы успешно ее пережить, мы и поговорим в этой статье.

Людям свойственно бояться всего нового. Так уж они устроены. Именно поэтому студенты, особенно первокурсники, часто испытывают страх перед сессией. Если слово «сессия» вызывает у Вас дискомфорт, а мысли о ней не дают покоя – эта статья точно для Вас. Ведь наша цель – избавить Вас от лишних волнений.

“Как сдать сессию?» – думаете Вы. Поверьте, Вы далеко не первый человек, озадаченный этим вопросом. Ведь через сессию проходят все студенты. Да, некоторых после нее исключают, но не будем зацикливать свои мысли на таких последствиях – в этом нет никакого смысла. Расскажем лучше, что Вас ждет на первой сессии и как лучше себя вести. Изучить вы можете в обзорной статье нашего автора.


Сессия, если посмотреть на нее под правильным углом, подарит Вам одну из доступных только человеку радостей – радость познания. Награда за усилия, помимо оценок и автографов в зачетке – это Ваше отношение к самому себе. Согласитесь, приятно сдать экзамен, приятно справиться с вызовом и осознать свой успех.

Тем не менее, сессия – испытание сложное. А мир устроен так, что сложные испытания людям проще проходить вместе. Студенты вместе готовятся к экзаменам, помогают друг другу с выполнением контрольных к зачету, вместе радуются высокому баллу на экзамене. Вместе мы можем гораздо больше, чем по отдельности. Именно поэтому, помните, что всегда готова выполнить работу, на которую у Вас нет времени или вызывает у Вас трудности. Эти профессионалы сдали в жизни не одну сессию, и на них действительно можно положиться. Дерзайте, и ни пуха, ни пера!

Эффективные методы подготовки к экзаменам


На этой страничке мы расскажем вам о том, как:

    • Лучше подготовиться к экзамену во время учебного семестра.
  • Как правильно организовать режим дня во время сессии,
  • Как правильно питаться и сколько нужно спать.


Размышления психолога о сессии

Экзамены… Какой чудесной была бы студенческая жизнь, если б их не существовало вообще. Но пока экзамены отменять никто не собирается, и всем студентам, хочется им этого или нет, приходится проходить эту весьма неприятную процедуру два раза в год, и от этого никуда не денешься.

Очевидно, что экзамен - огромный стресс для всего студенческого организма. Помимо того, что это большая психологическая нагрузка (страх, чувство тревоги, неуверенность в своих силах и знаниях), это еще и физическая нагрузка: недосыпание, недоедание в период сдачи экзаменов неизменно приводят к физическому истощению организма.

Так как стресс является мощной эмоционально-физиологической реакцией на неожиданно возникшую ситуацию необходимости принятия решения и осуществления действий, то для смягчения этого стресса первым делом нужно внести всю возможную определённость в свои действия. Такую определенность дает структурирование времени и пространства.

Для этого необходимо:

1) написать на отдельном листе бумаги точные даты, время, место проведения зачётов, консультаций, экзаменов с фамилиями преподавателей.

2) на основании составленного перечня этих стихийных бедствий (зачётов и экзаменов) составить подробное расписание на каждый день сессии. В план должны входить следующие пункты:

  • какой предмет и в течение какого времени ты будешь учить в этот конкретный день;
  • будешь пользоваться таким-то учебником или лекциями. Если нет учебника или лекций, нужно в плане зарезервировать время на их поиски (а может быть и деньги на ксерокопию чужих лекций);
  • место, где ты будешь заниматься: дома, в общежитии, в библиотеке. Подумай заранее, не будет ли помех занятиям? Вдруг накануне экзамена у твоего соседа день рождения и тебе просто не дадут учиться. Подумай, где бы ты смог найти тихое место для занятий;
  • помни, что примерно через каждые полтора часа занятий необходимо делать перерывы на 10-15 минут, иначе быстро наступит переутомление, и ты перестанешь запоминать материал. Во время перерыва не нужно играть в компьютерные игры (они дополнительно нагружают и без того усталые глаза и нервную систему). Лучше сделать несколько легких физических упражнений и выпить стаканчик сока или воды (алкоголь по понятным причинам исключается);
  • обязательно внеси в план время на еду и сон (8-9 часов). Напряжённая умственная работа требует огромных энергетических затрат всего организма, поэтому о полноценном питании нужно позаботиться заранее. Реши, где и как ты будешь питаться во время сессии и отведи для этого в плане соответствующее время.

Если после всего вышеперечисленного от 24 часов в сутках осталось немного времени, можно подумать и о личной жизни. Если твоя подруга (друг) тоже сдает экзамены, сокращение времени ваших встреч произойдет само собой. Если же экзамен только у тебя, нужно сделать над собой усилие и отложить продолжительные свидания на «после экзамена». Это время также нужно занести в план.

Прикрепите листок с планом на самом видном месте. Теперь, когда у вас есть глобальный план жизни на текущий месяц, поговорим об эффективных методиках подготовки экзаменационного материала.

Запоминание материала

Самая эффективная методика заключается в том, что все ответы на экзаменационные билеты предварительно несколько раз прочитываются, а затем на каждый вопрос составляется мини-конспект (или мини-план из 4-5 пунктов), который должен отражать последовательность изложения информации и включать в себя ключевые моменты данной темы, на которые следует обратить внимание.

После этого постарайтесь, опираясь только на этот план, мысленно выстроить свой ответ, воспроизвести ранее прочитанное. Если это не удается с первого раза, не огорчайтесь, постарайтесь понять в связи с чем возникло затруднение и, если это необходимо, внести в свой план необходимые дополнения. Попробуйте ещё раз - обязательно получится!

После подготовки по этой методике непосредственно на экзамене вам будет легче сосредоточиться и извлечь из памяти нужную информацию: на любой билет уже есть план, который непроизвольно всплывает в памяти. Это избавит вас от растерянности и поможет дать чёткий, последовательный ответ. В этой методике упор делается на два вида памяти: зрительную (образную) и моторную (двигательную), плюс включается ассоциативное запоминание. Можно дополнить описанную методику ещё одним простым, но эффективным приёмом. Суть его заключается в том, что информация, которую необходимо запомнить, рисуется в виде таблиц, схем, формул на листах бумаги. Затем эти листы развешиваются по комнате: на стену перед рабочим столом, на зеркало, на дверь. Высота, на которой они крепятся, - уровень глаз или чуть выше этого уровня, чтобы листы постоянно попадались вам на глаза.

Буквально через несколько дней вы будете знать необходимую информацию наизусть. Весь секрет в том, что здесь срабатывает зрительная (образная) память, и запоминание происходит непроизвольно, как бы само собой, без каких бы то ни было усилий с вашей стороны.

И ещё один совет: исследования, проведённые психологами, показали, что процесс забывания имеет свои закономерности: через пол часа забывается 40% полученной новой информации, на следующий день - 34%, через неделю - 21%. Значит, с учётом этих особенностей человеческой памяти и надо планировать свою деятельность по подготовке к экзаменам. Повторение материала должно идти по такому плану: первый раз сразу же после запоминания, второй - приблизительно через час, третий - через день, и, наконец, четвёртый раз - через неделю. При повторении материала обязательным является его проговаривание вслух, при этом срабатывают одновременно моторная (двигательная) и слуховая память, что обеспечивает лучшее запоминание. Если вы рассчитываете на долговременный результат, то повторять материал лучше перед сном, тогда утром вы будете помнить практически всё.

Психологическое состояние в период сессии

При приближении экзаменов большинство людей испытывают тревогу. Часто студентов деморализуют первые признаки появления этого состояния. Но психологам и физиологам известно, что тревога имеет не только отрицательные, но и положительные свойства - это признак готовности человека действовать (признак активации). Тревогу испытывают большинство людей, и она помогает ответить, выступать как можно лучше. Вспомните какой-нибудь случай из своей жизни, когда вы стали «победителем» - превосходный ответ на уроке, выступление на школьном вечере и т.п. Тогда вы тоже испытывали тревогу и волнение, но всё получилось! Постарайтесь «войти» в это состояние «победителя» и удержать его на какое-то время. Ваш организм запоминает это состояние, и вы сможете вызывать его в себе по желанию, например, перед экзаменом. Как ещё можно помочь себе избавиться от страха и тревоги? Вот несколько советов:

1 - Использование роли. В трудной ситуации ярко представить себе пример для подражания (в ситуации экзамена это может быть любимый преподаватель), войти в эту роль и действовать как бы «в его образе».

2 - Контроль голоса и жестов. По голосу и жестам можно определить эмоциональное состояние человека. Уверенный голос и спокойные жесты могут иметь обратное влияние - успокаивать, придавать уверенность. Кроме того, уверенный (но не наглый) вид поможет произвести благоприятное впечатление на экзаменатора.

3 - Улыбка. Когда вы особенно волнуетесь и боитесь, встаньте перед зеркалом и улыбайтесь (пусть первое время это будет насильно). Через 3-4 минуты вы убедитесь, что страх отступает. Это очень эффективный приём, так как улыбаться и бояться одновременно человек не может.

4 - Дыхание. Ритмичное дыхание очень важно для снятия напряжения. При сильном волнении можно сделать выдох вдвое длиннее, чем вдох (5-8 раз). Если напряжение крайне сильное - сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд.

5 - Доведение ситуации до абсурда. Если вам страшно, покажите этот страх внешне, как бы дурачась. Полязгайте зубами, пусть у вас стучат коленки, продемонстрируйте, как вы дрожите от страха. Увидите, вам самим станет смешно, а страх уйдет.

6 - Избегайте заражения тревогой и страхом. Если вы находитесь в группе, которой предстоит экзамен, обязательно найдётся человек (или несколько), который очень боится, говорит об этом вслух, рассказывает страшные истории о звере-преподавателе, буквально излучает энергию страха и создаёт вокруг себя поле ужаса. Не поддавайтесь!

Состояние паники очень заразно. Отойдите от этого человека подальше и уведите оттуда своих друзей. Если уйти некуда или нельзя, говорите о чём-нибудь своём, нейтральном, приятном. Постарайтесь изменить общий настрой группы.

На экзамене проверяются не только ваши знания по предмету, но и испытываются ваши человеческие качества: характер, умение владеть собой в чрезвычайной ситуации, ваша состоятельность как личности с определённой жизненной позицией, ваше умение мыслить и анализировать!

Надеюсь, что предложенные выше приёмы и методики помогут вам, и все экзамены, которые вам предстоят в жизни, вы сдадите только на «отлично»! Главный ингредиент вашего успеха - это то, чем вы уже обладаете, но, вероятно, не всегда эффективно пользуетесь, - сила вашего собственного разума!

Старший педагог- психолог отдела социально-профессиональной работы Московского института электронной техники Наталья Юрьевна Черняева.


СПОСОБЫ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ

Московский государственный строительный университет


Составьте схему,
которая поможет вам систематизировать материал: краткие заметки, формулы, идеи, выдержки из текста. Эта схема поможет вам разбить процесс подготовки на этапы, из которых можно составить общий план подготовки с минимальными затратами.

Cделайте краткий конспект,
в котором изложите основные идеи курса и их взаимодействие. В него можно включить список идей, расположив их по степени значимости.
Небольшие художественные способности обеспечат вас наглядной схемой, которая поможет восстановить это в памяти.

Сделайте аудио-записи своих конспектов
и фрагментов текста из учебников, и вы сможете учить материал на ходу.

Наличие записей даст вам возможность обучаться во время прогулок и отдыха вне учебного заведения.

Томский государственный университет

Международный университет управления

Готовимся к экзамену:

Одинакового для всех способа подготовки к экзаменам не существует. Это зависит от ваших индивидуальных особенностей, от содержания предметов, наличия текстов лекций, учебных пособий. Преподаватель может предложить вам как традиционные билеты, так и нетрадиционные формы сдачи экзамена письменный, проектный тестовый, проблемный и множество других.

Однако есть ряд правил, которые важно соблюдать при подготовке к любому экзамену:

  • необходимо знать программу курса и вопросы;
  • записывайте лекции самостоятельно и, по возможности, подробно;
  • своевременно устраняйте возникшие пробелы в знаниях;
  • распределяйте учебный материал для подготовки по дням, оставив один день для повторения и еще один для отдыха перед экзаменом;
  • выделяйте те вопросы, которые требуют особого внимания;
  • пользуйтесь дополнительной литературой;
  • составляйте вопросы для консультации к экзамену;
  • в вопросах выделяйте самое главное, составляйте план ответа на каждый из них.


ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ


(Вот сессия пришла внезапно…)

1. Для успешной сдачи экзаменов необходимо учитывать два фактора: теоретическую и психологическую подготовку студентов. Только в случае работы по всем этим двум направлениям студент может рассчитывать, с одной стороны, на глубокие и прочные знания по изучаемому предмету, а, с другой, - на получение высокой оценки во время экзаменационной сессии. Теоретическая подготовка к экзамену делится на два раздела, в течение всего учебного года и предэкзаменационная. Если студент хочет иметь глубокие и прочные знания, а кроме того облегчить себе жизнь во время сессии, то он должен приступать к подготовке к экзамену с самого первого периода изучения предмета. Это удобно, так как, с одной стороны, помогает студенту готовиться к текущим занятиям, а, а с другой - во время сессии значительно облегчает процесс подготовки к экзамену.

Для этого в начале семестра следует получить экзаменационные вопросы и общую тетрадь для кратких ответов по ним. При подготовке к текущим или итоговым занятиям по каждому экзаменационному предмету нужно конспективно (в объеме не более 1/2 стр.!!! ) написать план ответа на экзаменационный вопрос. Эта работа должна вестись планомерно в течение обоих семестров (если предмет изучается в течение года), так что к началу экзамена у студента уже будет полный перечень кратких ответов на экзаменационные вопросы.

2. При организации предэкзаменационной работы во время сессии следует, во-первых, равномерно распределить учебный материал на все время подготовки (количество вопросов делится на время подготовки к экзамену, причем вторую половину дня перед экзаменом нужно оставить в резерве), а, во-вторых, оптимальным образом организовать свой быт, так чтобы в нем не было ночных занятий, злоупотребления никотином и кофеином, а также выделено специальное время для физической активности.

В период подготовки к экзаменам не следует радикально менять свой режим дня, так как резкая смена привычного образа жизни плохо «вписывается» в налаженные биологические ритмы человека и требует длительного периода адаптации. Поэтому во время экзаменационной сессии желательно сохранить привычный ритм сна и бодрствования, ограничившись минимальными изменениями режима дня. Эти изменения должны заключаться в следующем:

а)
Режим сна и бодрствования: не рекомендуется усиливать учебную нагрузку за счет сна . Подобная рекомендация обусловлена тем, что нормальный сон не только снимает умственное утомление и обеспечивает восстановление потраченных сил организма, но и играет важнейшую роль в механизмах памяти. Как показали исследования ученых, именно во время сна происходит перевод информации, полученный за день из оперативной в долговременную память . Поэтому сокращение количества времени, отведенного на сон, не только будет приводить к плохому психическому самочувствию, вялости и апатии, но и снизит эффективность усвоения учебного материала. Во время подготовки к экзаменам помимо ночного сна желательно ввести в распорядок дня кратковременный (1-1,5 часа) дневной сон .

б)
Чередование умственной и физической деятельности. Во время подготовки к экзаменам наиболее оптимальной формой распределения нагрузки являются полуторачасовые занятия с пятнадцатиминутными перерывами между ними для физкультпауз. Способ физической активности не имеет существенного значения - это может быть обычная физзарядка, аэробика, танцы и пр . При этом желательно задействовать все группы мышц для усиления кровообращения в организме. Особенно благоприятно такие паузы действуют на лимфообращение, которое практически прекращается при сидячей умственной работе и поэтому требует периодической активной стимуляции за счет работы мышц. Помимо кратковременных перерывов в режиме дня следует предусмотреть 1 -2 больших часовых перерыва для прогулок на свежем воздухе . Прогулки летом желательно организовывать в парках, скверах и других местах, имеющих зеленые насаждения с тем, чтобы обеспечитъ активную вентиляцию легких и насыщение организма кислородом.

в) Питание.
Во время интенсивной умственной работы рекомендуется 4-5 разовое питание . При более редком: питании поступление большого количества питательных веществ вызывает перенаполнение желудка, прилив крови к нему и, соответственно, нарушение кровоснабжения мозга, что вызывает вялость и сонливость. Более частое питание отвлекает от занятий и в сочетании с гиподинамией может приводить к повышению массы тела.Питание должно быть средней калорийности, в пищевом рационе должно быть достаточное количество белков, витаминов и растительных жиров. Избыток животных жиров и крахмала нежелателен.

Очень важно наличие в пище свежих растительных продуктов -овощей и фруктов. Они не только являются источников витаминов, но и содержат клетчатку, обеспечивающую нормальное функционирование кишечника (в противном случае сидячая умственная работа и хронический нервный стресс, сопровождающийся активацией симпатической нервной системы, могут вызывать запоры). Помимо свежих овощей и фруктов, в качестве источника витаминов можно использовать ржаной хлеб, яйца, печень, а также применять поливитаминные комплексы с добавлением микроэлементов.

3. Психологическая подготовка к экзаменам заключается в создании оптимального функционального состояния, позволяющего студенту наилучшим образом продемонстрировать свои знания преподавателю, а также свести к минимуму вред здоровью, наносимому напряженной учебой во время сессий. Для нормализации своего физиологического и психологического состояния студенты могут применять две группы приемов, одна из которых направлен на релаксацию, а вторая - на мобилизацию организма.

К первым методам относится метод медитации на дыхании и аутогенная тренировка, а ко второму - метод позитивного целеполагания. Для занятий AT на первых порах желательно использовать уединенное место, чтобы исключить помехи со стороны других лиц, затем, по мере освоения этой методики, аутогенной тренировкой можно заниматься в любом месте, даже при большом скоплении народа. Для занятий AT нужно сесть поудобнее, закрыть глаза и, насколько это возможно, расслабить мышцы. Наиболее эффективным способом усилить общее расслабление организма является координация формул самовнушения с ритмом собственного дыхания. На первом этапе занятий дыхание должно быть естественным и непринужденным - следует не вмешиваться в его ритм и глубину, а только следить за потоками воздуха, входящими в организм и покидающими его (прием, известный во многих восточных духовных практиках как «медитация на дыхании»). Обычно требуется несколько минут чтобы полностью сосредоточиться на дыхании - для этого рекомендуется рассматривать этот процесс как бы наблюдая себя «со стороны», что дает максимальный успокаивающий эффект.

Через 3-5 минут после начала дыхательных упражнений можно добавлять к ним формулы самовнушения: «Я - расслабляюсь - и - успокаиваюсь», синхронизируя их с ритмом своего дыхания. При этом слова «Я» и «И» следовало произносить на вдохе, а слова «Расслабляюсь» и «Успокаиваюсь» - на выдохе.

Очень часто предэкзаменационное волнение сопровождается значительным тремором рук, которое нервирует студентов и мешает им успокоиться. Для устранения этого явления хорошо помогает проговаривание формулы самовнушения «Мои руки мягкие и теплые», сопровождая эту фразу соответственными мысленными представлениями. Для достижения большего эффекта можно мысленно представить себе, что поток выдыхаемого теплого воздуха проходит через руки. нагревая их. Тогда первая часть фразы «Мои руки...» произносится на вдохе, а вторая «...мягкие и теплые» - на выдохе, причем подкрепляется соответствующим мысленным представлением; потока теплого воздуха, выходящего из легкими «льющегося» по рукам. Все эти методы позволяют достаточно быстро снять излишнее нервно-мышечное напряжение у студентов и оптимизировать их функциональное состояние.

Интересно отметить, что помимо релаксации, аутогенная тренировка позволяет использовать еще один механизм, повышающий эффективность подготовки к экзамену - так называемые формулы цеди. Их действенность основано на том, что подсознание человека, погруженного в легкое гипнотическое состояние более восприимчиво к голосу сознания. При создании формул цели студенты должен руководствоваться следующими принципами: они должны быть по возможности краткими, иметь позитивный характер и должны соответствовать психологическому типу поведения лица, который будет их применять. Поэтому, после достижения студентами желательного уровня расслабления и снятия первичной избыточной тревожности можно мысленного проговаривать формулу: «Я-спокоен- и уверен - в себе!», также синхронизированную с дыханием, но в этом случае в первой части формулы, в отличие от второго упражнения методики, вдох должен быть несколько продолжительнее выдоха. Последнюю часть формулы «- в себе!» рекомендуется произносить на форсированном выдохе с эмоциональным нажимом. На этом этапе можно использовать и другие формулы, например:

«Мой мозг работает хорошо. Мысли ясные, четкие. Я уверен в себе»

«Моя память работает хорошо. Я все помню»

«Я ощущаю бодрость и уверенность в себе».

«Моя речь спокойная, уверенная, неторопливая»

Помимо аутогенной тренировки перед экзаменом можно использовать и другие методики, например, создать мысленную модель своей успешной сдачи экзамена и «проиграть» эту ситуацию в уме несколько раз. Можно создать в своем воображении образ спокойного, уверенного в себе человека, который берет билет, легко получает доступ к ресурсам памяти, пишет четкий конспект ответа на вопросы, после чего уверенно и со знанием дела отвечает преподавателю, получая за это желаемую оценку. Таким образом создается своеобразная программа успешной деятельности, которой надо следовать на экзамене. Эта программа путем многократного повторения «закладывается» в подсознание человека и потом реализуется на деле.

Итак:

Если Вы пришли в ВУЗ за знаниями и хотите вообще свести экзаменационное волнение к минимуму, то на протяжении всего семестра следует планомерно и постепенно записывать краткие ответы на экзаменационные вопросы.

Если же от сессии до сессии вы весело проводили время, а экзамены нагрянули внезапно, как снег на Чукотке, то, прежде всего, вам следует четко распределить оставшееся время (разделив его на количество вопросов + оставить резерв)

Распланируйте свой режим дня (учеба + питание + сон + обязательная физическая активность). Не экономьте за счет сна!!!

Сведите к минимуму кофе и сигареты, заменив их фиточаем и спортом.

Питание должно быть дробным (4-5 раз в день). Больше овощей, фруктов, меда, орехов и растительного масла. Меньше жиров и углеводов.

Научитесь расслабляться. Используйте формулы самовнушения и дыхательные упражнения.

Настройтесь на победу! Чаще повторяйте позитивные формулы цели.

Щербатых Юрий Викторович - Доктор биологических наук, психофизиолог, член-корреспондент Международной академии наук Экологии и Безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ), профессор кафедры психологии Воронежского филиала Московского Гуманитарно-экономического института (МГЭИ).

В вашем учебном заведении

Если ваше учебное заведение является участником нашей Программы информационной поддержки учебных заведений России , вы можете работать с информационно-справочными системами непосредственно в учебном здании (ярлык «Кодекс» или «Техэксперт» установлен на компьютерах на профильных кафедрах, в компьютерном классе или библиотеке).