Как написать введение диплома, вкр. Как правильно написать введение к дипломной работе Содержание квалификационной работы образец

Выпускная квалификационная работа является итоговым аттестационным исследованием студента, которое выполняется на выпускном курсе перед окончанием получения высшего образования. ВКР всегда оформляется в письменном виде с соблюдением определенных требований и представляется после завершения обучения членам государственной аттестационной комиссии на защите.

Где искать примеры работ

Обратиться за помощью Часто студенты предпочитают составлять материал, руководствуясь примерами уже готовых дипломных по смежной тематике. Однако многие сталкиваются с проблемой поиска правильно и грамотно написанных текстов. В этом выпускникам могут помочь базы от учебных заведений.

В таких каталогах часто содержатся интересные и качественные ВКР для образования и развития , уже прошедшие процедуру защиты и получившие за нее высокую оценку. Это самый простой и эффективный способ подобрать готовое исследование с оформленным списком литературы, которым может воспользоваться любой студент. Достаточно простой зайти на сайт учебного заведения и выбрать соответствующий раздел. Из 2-3 готовых текстов, подобранных по теме исследования, можно почерпнуть материал для выполнения собственных научных изысканий, а также выбрать самые существенные источники и монографии.

Важно! Материалы, которые хранятся в базах образования ВУЗов в открытом доступе, нельзя подавать для защиты без переработки.

Примеры ВКР на базе интернет-порталов учебных заведений по экономике:

1. Дипломный проект: "Поволжский филиал ОАО "Мегафон".

2. ВКР на тему:"Бизнес-проект нефтегазовой компании" (скачать pdf).

3. ВКР по тематике: «Строительство автозаправок и организация деятельности в них».

Пример выпускных квалификационных работ по психологии

Заказать ВКР по психологии ВКР по психологии представляет собой итоговую аттестационную исследовательскую работу выпускника, который получает высшее образование на факультете психологии. Требования к таким дипломным проектам незначительно отличаются от правил оформления курсовых по психологии с практическим исследованием - важные отличия касаются лишь их объема (должно быть 50-70 страниц без учета приложений).

В любом дипломе по психологии введение имеет элементы понятийного аппарата, где кратко описывается не только цель, объект и предмет, но и дается обзор используемой терминологии. Классическая структура также включает в себя две главы основной части, первая из которых является теоретической, а вторая – экспериментальной, посвященной разработке, образованию и обоснованию новых гипотез.

Внимание! Для выпускников факультета психологии норма количества психодиагностических методик в практическом исследовании в среднем равняется 4-5 тестам.

В приложениях к таким работам прилагаются дополнительные материалы: характеристика методик, таблицы и диаграммы с итоговыми сведениями, примеры иллюстраций.

В качестве примера можно привести несколько готовых проектов по психологии:

1. ВКР "Взаимосвязь уровня эмпатии и конфликтности в семье на разных возрастных этапах"

2. ВКР "Связь стиля семейного воспитания с самооценкой в младшем школьном возрасте".

Примеры ВКР и дипломных работ по педагогике

Заказать ВКР по педагогике Педагогические дипломные работы практически ничем не отличаются от выпускных исследований других специальностей. Единственное отличие исследовательской работы педагога заключается в том, что вторая глава его исследования обязательно должна иметь опытно-практический характер в сфере воспитания и образования.

Идеально оформленная и написанная дипломная педагога имеет анализ диагностического материала, который можно применить для занятий с разными возрастами учащихся в учреждениях образования. Сюда включают анкеты, опросники, тестовые блоки вопросов. В дипломную педагога обязательно должно входить заключение, где будущий специалист делает выводы об эффективности проведенных им мероприятий.

Образец педагогических дипломных работ .

Примеры работ по медицине

Заказать работу по медицине Широкая область медицинских наук имеет прикладной характер и связана с высокими требованиями к знаниям и умениям специалистов, уровнем их образования. Такие дисциплины требуют от студентов, которые получают высшее медицинское образование, не только теоретического научного изыскания в выбранной области, но и практических исследований, связанных с разработкой и обоснованием новых гипотез.

1) Уважаемые Председатель и члены Государственной Аттестационной Комиссии!
Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «ХХХ».
Выбранная тема является в настоящее время особо актуальной, так как, во-первых, …
Во-вторых, … С одной стороны, …, а с другой стороны … В-третьих, …
Объектом исследования в данной дипломной работе является …
Целью настоящей работы является разработка и углубление концепции … Для достижения поставленной цели и решаемых в связи с ней задач, работа разделена на … главы.
В первой главе рассматриваются основы … В частности даётся определение понятия и основных составляющих элементов …, рассматриваются основные признаки и понятие … В рамках настоящей главы приводится характеристика …
Во второй главе приводится анализ … Также во второй главе даётся характеристика …
Третья глава посвящена изучению … Был проведён подробный анализ в области наиболее важным аспектов данной тематики. В частности было уделено внимание … Были рассмотрены новейшие законы и положения, на основании которых был уточнён правовой статус… Были выявлены …
В заключении я отмечаю, что …

2) Уважаемый председатель и члены государственной комиссии!

Вашему вниманию предлагается дипломная работа на тему: (вписать название темы).

Актуальность темы заключается в том, что (вписать в доклад актуальность темы).

Актуальность темы обусловлена:

1. предстоящим принятием закона ФЗ №111 (вписать номер и название закона)

2. уникальностью объекта исследования;

3. специфическими особенностями отрасли;

4. разработкой новых подходов, методик оценки и. т. п.

5. региональными особенностями.

Объектом исследования выступает (вписать объект исследования), выбор которого обусловлен следующими причинами: (указать причины).



В рамках дипломной работы сформулированы основные цели и задачи исследования (перечисляются цели и задачи).

Теоретической и нормативной базой написания работы послужили (указать основные материалы).

Информационной (практической) базой работы послужили данные (обозначить практическую составляющую исследования).

В рамках первой главы дипломной работы (указать теоретические тезисы исследования).

Во второй главе диплома проведен (указать характер проведенного анализа и охарактеризовать полученные по его итогам результаты).

Третья глава дипломной работы посвящена разработке (перечислить практические мероприятия, рекомендации и т.п., описать их с точки зрения целесообразности).

Спасибо за внимание. Я готова ответить на Ваши вопросы.

Данный образец доклада к диплому можно использовать в качестве шаблона при подготовке к выступлению на защите дипломной работы, по ссылке также доступен пример доклада к диплому.

Следует отметить, что доклад к дипломной, превышающий установленное время, обычно вызывает негативную реакцию у членов комиссии. Поэтому ниже приведен пример структуры доклада к дипломной работе из расчета 5-10 мин на выступление (Примерно 4 стр. кегль (шрифт) – 14).

Пример структуры доклада

Раздел доклада к диплому Содержание раздела доклада к диплому Время
Постановка проблемы (введение и теория) 1) Поздороваться, представиться и назвать тему диплома 2) Сформулировать практическую потребность или теоретическое противоречие, обосновывающие необходимость проведения исследования по теме дипломной работы. Указать степень актуальности диплома. 3) Кратко указать на исследования по проблематике дипломной работы (достаточно перечислить имена ведущих исследователей). Тезисно обрисовать современное состояние изучаемой в дипломе проблемы, указав на наиболее близкие по смыслу научные теории. 1-2 мин.
Гипотеза, цель, задачи дипломной работы 4) Сформулировать предположение (гипотезу) о том, как можно решить поставленную в дипломе проблему. 5) Указать основную цель дипломной работы и разделить эту цель на задачи. 6) Указать предмет и объект исследования. 1-2 мин
Аналитическая (методическая) часть 7) Перечислить методы и методики, используемые в дипломной работе. Обосновать адекватность выбора методик. Подробно рассказать о новых авторских методиках 8) Рассказать об этапах проводимого исследования, включая специфику применения методик и профессиональной базы (где, когда, при каких обстоятельствах, на каком материале и т.п. проводилась работа) 9) Кратко рассказать о полученных результатах анализа, форме представления этих результатов (сводные таблицы, графики, схемы и т.п.). Указать, где находятся результаты (страницы работы, номер приложения и др.) 2-3 мин
Результаты и выводы по диплому 10) Если в дипломе использовались особые методы анализа данных, указать на принципы и критерии данного анализа. 11) Кратко в тезисной форме рассказать о наиболее важных результатах исследования, практических мероприятиях, рекомендациях, предложениях. 12) Кратко перечислить основные выводы по дипломной работе. Обязательно сказать о подтверждении или неподтверждении выдвинутой гипотезы 2-4 мин
Заключение 13) Выдвинуть предположение о направлениях и перспективности дельнейших исследований проблемы, поставленной в дипломе, либо сформулировать новые гипотезы и задачи. 14) Оценить значимость дипломной работы, указав где и кем могут использоваться полученные результаты 15) Поблагодарить комиссию за внимание и научного руководителя дипломной работы за помощь. 1-2 мин
ИТОГО 5-10

Следует учитывать, что рекомендации по содержанию разделов в примере структуры доклада к дипломной являются общими. Поэтому, чтобы написать доклад к диплому, необходимо руководствоваться целесообразностью их включения в основное содержание доклада к дипломной. Так, например, можно опустить пункты 4, 7, 10, 13, если они не требуются для того, чтобы сделать выступление более значимым. Кроме того, можно в очень сжатой форме включить в доклад пункты 3, 6 и 8. Доклад к работе должен, в основном, содержать материалы, указанные в пунктах 2, 5, 9, 11, 12 и 14. Пункты 1 и 15 также являются обязательными в структуре доклада.

Необходимо учитывать, что доклад кВКР нельзя подготовить за полчаса, поэтому, когда перед защитой появляется множество организационных вопросов, что случается довольно часто, на подготовку доклада к защите ВКР не остается времени.

Введение………………………………………………………………….. 3

1 Теоретические особенности анализа движения денежных средств………………………………………………………… 5

1.1. Основные теоретические положения по анализу движения денежных средств……………………………………………

1.2. Нормативы и стандарты, применяемые к учету наличных денежных средств……………………………………………………………7

2 Методические особенности анализа движения денежных средств……………………………………………………………………. 13

2.1. Способ и методика учета безналичных денежных средств……… 13

2.2. Бухгалтерская отчетность о движении денежных средств……… 17

3. Анализ движения денежных средств по данным отчетности ИП глава КФХ Шиндин В.П. Пугачевского района Саратовской области 28

3.2. Анализ движения наличных денежных средств в кассе предприятия.40

3.3. Анализ движения безналичных денежных средств на расчетных
счетах предприятия……………………………………………… 50

3.4. Анализ отчетности хозяйства о движении денежных средств

и выявление ошибок при ее составлении…………………………………..55

3.5 Предложения по совершенствованию учета и отчетности о движении денежных средств. ………………………………………………………60

Заключение................................................................................................. 67

Список использованной литературы...................................................... 70

ВВЕДЕНИЕ 1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1 Общие сведения о городе

1.2 Ландшафтные условия формирования и развития г. Омска

1.3 Социально-экономические условия формирования и развития города 2 КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ГОРОДА ОМСКА

2.1 Методика проведения комплексной оценки территории города

2.2 Выбор метода комплексной оценки, основных ее индикаторов и

показателей

2.3 Анализ эколого-ландшафтной организации территории города

2.4 Результаты комплексной оценки земель г.Омска

3 РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА

3.1 Зонирование территории г.Омска по степени ее благоприятности к конкретному целевому использованию на основе результатов комплексной оценки

3.2 Разработка территориальной модели целевого использования городских земель

3.3 Разработка и обоснование комплекса мероприятий по устойчивому развитию территории г.Омска

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ А Схема градостроительного зонирования территории г.Омска

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Схема целевого использования земель г.Омска на эколого-ландшафтной основе

Приложение Е

Пример написания введения

ВВЕДЕНИЕ

На данном этапе развития, города занимают всего лишь 2% площади суши, но потребляют 3/4 мировых ресурсов.

В России 73% населения сосредоточено в городах. Внешними чертами крупного города являются: высокоплотная многоэтажная застройка, широкое развитие общественного транспорта и систем связи, превышение застроенной и замощенной части территории над садово-парковыми, озелененными и свободными пространствами, высокая плотность населения и главное концентрация источников негативного воздействия на окружающую среду .

В условиях развивающегося экологического кризиса все большее значение приобретают тенденции к формированию и расширению средостабилизирующих территорий и объектов, которые обеспечили бы не только жизнедеятельность населения, но и относительный экологический баланс экоили геосистемы, являясь важнейшим элементом ее организации использования и основой экологического планирования.

Разнообразие и многообразие процессов и явлений в природе и обществе затрудняет рациональную организацию, использование и управление городскими ресурсами. Наряду с этим отмечается как недостаточность информирования, так и недостоверность необходимой информации.

Источником такой информации является комплексная оценка исследуемых территории, главная задача которой заключается в анализе состояния городских ресурсов и территориальном моделировании их целевого использования .

В качестве объекта исследования принят урбанизированный ланд-

шафт г.Тюмени.

Научная новизна проектных разработок ВКР заключается в разра-

ботке методических положений по формированию территориальной модели целевого использования городских земель (устойчивого развития).

Практическая значимость исследований заключается в том, что ис-

следование выполнено на реальном объекте и имеет разработки практического характера по совершенствованию действующих методик комплексной оценки городских земель; методов оценки и анализа экологоландшафтной организации территории крупного города; территориального моделирования.

ВКР содержит четыре раздела.

При разработке ВКР использованы: материалы генерального плана развития города; государственной кадастровой оценки земель; программы стратегического развития г.Омска; статистических отчетов по экономическому и социальному развитию города (за последние 10 лет); природноклиматических условий исследуемой территории; земельно-кадастровой документации; экономической оценки территории города; материалы специальных видов обследования и изысканий (почвенного, водохозяйственного, гидрогеологического, геоботанического и др.); нормативнозаконодательная база; научные источники; справочная литература.

Апробация результатов исследования: основные положения прове-

денного исследования опубликованы в сборнике научных статей ТГНГУ: 1. Богданова, А.В. и др. Основы анализа ландшафтно-экологической организации городской территории (на материалах г. Тюмени) / М.С. Бессонов, Т.В. Решетникова// Материалы весенней сессии САН ТГНГУ,

ТюмГНГУ/ Под общ. ред. Т.В. Семеновой. - Тюмень: ТГНГУ, 2012.

Приложение Ж

Пример написания аналитического обзора литературы

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Экологическое неблагополучие городов становится острейшей глобальной проблемой, требующей скорейшего решения. Наряду с загрязнением воздушного и водного бассейнов, подтоплением, деградацией почв, радиационным, шумовым и тепловым загрязнениями, для городов главными проблемами остаются состояние использования рекреационных зон, особо охраняемых природных территорий и земель сельскохозяйственного использования.

На данный момент, когда экология и экономика все больше взаимопроникают друг в друга, приводя к возникновению новых связей между экологической и социально-экономической системами, возникает необходимость в осуществлении земельно-оценочных работ и установлении конкретного вида оценки, исходя из объекта оценки.

В настоящее время объектом оценки служит город, который рассматривается как градостроительная и социально-экономическая системы, но для разрешение сложившихся экологических проблем необходимо изменить подход к формированию объекта, выбору вида, факторов и критериев оценки.

В качестве объекта целесообразно принять социальноэкономическую и природно-антропогенную системы города, а за один из главных критериев оценки - экологические условия и состояние использования городских земель. Данный подход поможет сформировать схему совершенствования использования земель города на эколого-ландшафтной основе, установить уровень соответствия использования земель города их целевому назначению, выявить несоответствие в существующей сложившейся организации использования, планировке и застройке, а также определить степень благоприятности незастроенных территорий к конкретному виду использования. В этом и заключается актуальность проводимого научного поиска, разрешения поставленной в работе цели.

Вопросы теории, практики и методологии земельно-оценочных работ, землеустройства, градостроительства, ландшафтоведения, экологии и кадастра, тесно переплетающиеся в общей проблеме формирования населенных пунктов устойчивого развития нашли широкое отражение в работах ряда российских авторов: А.А. Варламова, В.В. Владимирова, А.П. Вергунова, В.В. Козина, А.Т. Исаченко, Н.Ф. Реймерса, В.Л. Сидорчука, А.Г. Банникова, В.А. Махта, С.Н. Волкова, С.В. Костарева, А.Л. Желяскова, О.М. Роя, З.Ф. Кочергиной, Е.Н. Малышева, М.А. Подковыровой, Ю.М. Рогатнева.

Город строится в природном ландшафте, формируя свою функцио- нально-планировочную структуру в зависимости от особенностей рельефа, гидрографической сети, ветрового режима и т. д. В процессе жизнедеятельности города вокруг него складываются обширные зоны интенсивного сельского хозяйства и отдыха населения, осваиваются водные источники и другие ресурсы. Город оказывает прессинг на пригородные ландшафты, тем самым формирует своеобразные связи между системами и их компонентами. Город взаимодействует с природой, деформирует естественные свойства окружающей среды. В свою очередь, элементы природного ландшафта пронизывают городские структуры и входят в качестве составляющих в городской ландшафт. Таким образом, город и ландшафт - это система, в которой взаимодействуют хозяйственная деятельность человека и природные процессы .

Рассматривая города, как природно-антропогенную систему, следует отметить, что они «занимают всего лишь 2% площади суши, но потребля-

ют ¾ мировых ресурсов. Внешними чертами крупного города являются:

высокоплотная многоэтажная (как правило) застройка, широкое развитие общественного транспорта и систем связи, превышение застроенной и замощенной части территории над садово-парковыми, озелененными и свободными пространствами, концентрация источников негативного воздействия на окружающую среду, высокая плотность населения» .

Отличительной особенностью организации использования земель населенных пунктов является то, что категория «земли населенных пунктов» представляют собой наиболее сложное в смысле регулирования земельных отношений землепользование. В населенных пунктах вопросы землеустройства тесно переплетены и взаимообусловлены с вопросами политики архитектуры, градостроительства, экологии, различных отраслей и сфер народного хозяйства, поэтому при землеустройстве любого населенного пункта необходимо учитывать весь комплекс основных требований, предъявляемых обществом к нему, как к динамично развивающемуся со- циально-экономическому организму» .

Развитие города обусловлено рядом факторов: экономическим, социальным и экологическим. В современном планировании развития территории города увеличивается важность ответа на вопросы «что?», «где?» и «как?» должно использоваться, поэтому нельзя не задействовать такие сферы деятельности, как кадастровая, землеустроительная и градостроительная. Все становится предельно ясным, когда «город» рассматривается как предмет комплексной оценки.

Комплексная оценка территории города – это оценка, позволяющая установить уровень соответствия использования земель населенных пунктов их целевому назначению, выявить несоответствие в существующей сложившейся организации использования, планировке и застройке, а также определить степень благоприятности незастроенных территорий к кон-

кретному виду использования с учетом социально-экономических, экологических и градостроительных требований .

Населенные пункты имеют многофункциональное назначение, но все же главным требованием при их организации выступает формирование комфортной среды жизнедеятельности для человека. А это значит, должны быть удовлетворены социальные, материальные, психоэмоциональные потребности человека. Нахождение факторов, определяющих удовлетворение этих потребностей – одна из главнейших задач организации использования населенных пунктов, оптимальное сочетание которых дает разрешение проблемы их экологического состояния.

Современный этап развития взаимоотношений человека с окружающей его природной средой характеризуется сопоставимостью по своему масштабу как технических, так и природных процессов. Для устойчивого социального и экономического роста необходимо дальнейшее совершенствование основных направлений природопользования:

Осуществление эколого-экономической оценки природных ресурсов и установление рациональных норм их использования;

- определение территориальных пропорций развития и размещения объектов хозяйственного, селитебного, рекреационного и иного назначения;

- прогнозирование и оценка последствий деятельности человека;

- разработка системы природоохранных мероприятий, реализация которых предотвратит или резко уменьшит вредное воздействие на природу.

На состояние сложившейся среды населенных пунктов оказывают влияние: характер возникновения населенного пункта; его иерархическое положение; концентрация на относительно небольшом пространстве; экономические условия; национальные особенности и традиции; демографическая ситуация; природно-климатические и ландшафтные условия .

Город в целом представляет собой искусственный, урбанизированный ландшафт, который унаследовал от естественного только геологическую основу, основные черты рельефа и зональные особенности климата .

Под термином «ландшафт» следует понимать природнотерриториальный комплекс, ограниченный естественными рубежами и характеризуемый определенным внешним обликом; местность, обладающую однотипным геологическим строением, рельефом, климатом и специфическим сочетанием гидрогеологических условий, почв и биоценоза. Все компоненты ландшафта: почва, поверхностные и подземные воды, растительность, нижние слои атмосферы, животный мир – важные ресурсы жизнедеятельности людей .

Согласно общепринятой классификации различают природные и антропогенные ландшафты.

Природные ландшафты – это саморегулирующиеся системы, стремящиеся к поддержанию устойчивого состояния.

Устойчивостью ландшафта называют способность его сохранять в условиях негативных природных и антропогенных воздействий исходное состояние и свойства. Устойчивость ландшафтов может быть определена по отношению к конкретным видам воздействий таким, как их способность принять и рассеять определенное количество вещества и энергии, без утраты способности к самовоспроизводству .

В настоящее время абсолютно нетронутых природных ландшафтов почти не осталось. Однако на практике этот термин широко употребим как противоположный антропогенному, в формировании которого решающую роль сыграла хозяйственная деятельность человека. По степени изменения под воздействием человеческой деятельности различают следующие типичные состояния ландшафта: условно неизмененные, слабо измененные, сильно измененные или нарушенные; рационально преобразованные.

Среди антропогенных ландшафтов можно выделить следующие виды: промышленные, сельскохозяйственные, селитебные, дорожные, лесные, водные, рекреационные .

В населенных пунктах при интенсивном взаимодействии природных

и антропогенных факторов создаются сложные антропогенно-природные системы, называемые городскими (урбанизированными) ландшафтами. Под урбанизированным ландшафтом понимают городскую среду: жилую застройку, промышленные территории, транспортные коммуникации, зеленые массивы в виде садово-парковых ландшафтов.

Урбанизированные ландшафты характеризуются тем, что в них преобладают как искусственные компоненты (создаваемые человеком), так и сопутствующие, или нежелательные (солончаки, ареалы заболачивания, подтопления, свалки, нарушенные территории и т.д.). Чаще всего они возникают неизбежно, и, к сожалению, являются результатом неполного учета взаимосвязей природных компонентов при градостроительном освоении земель, их организации и использовании.

Важным моментом развития урбанизированных территорий является существенное изменение компонентов ландшафта (рельеф, геологических отложений, климат, поверхностных и подземных вод, почв и растительности), крупные города оказывают влияние на окружающую среду на расстоянии в 50 раз превышающем его собственный радиус .

На современном этапе развития крупные города это территория глубоко измененной природы, а поэтому они являются и особой экосистемой. Гидрографическая сеть, формы рельефа, распределение растительности создают основу для формирования в городе природного экологического каркаса.

В условиях продолжающейся индустриализации и урбанизации следует говорить о функционально целесообразном экологическом равновесии. Под функционально целесообразным экологическим равновесием такое состояние природной среды, при котором обеспечивается саморегуляция и воспроизводство основных ее компонентов – атмосферного воздуха, водных

ресурсов, почвенно-растительного покрова, животного мира. В соответствии

с этим непременными условиями такого состояния должны быть:

- воспроизводство основных компонентов природной среды, обеспечивающих их баланс в межрайонных потоках вещества и энергии;

- соответствие масштабов производственных и коммунальнобытовых загрязнений окружающей среды геохимической активности ландшафтов;

- не превышение уровня антропогенных загрязнений значений биохимической активности экосистемы города;

- меньшие показатели воздействия транспортных, энергетических и других «инженерных», рекреационных и прочих антропогенных нагрузок, чем показатель физической устойчивости ландшафтов;

- сохранение ненарушенных или слабо нарушенных антропогенной деятельностью участков экосистемы города, обеспечивающее достаточную сложность и разнообразие природной среды города в целом .

При интенсивном использовании городских земель, концентрации населения, создание крупных промышленных объектов и автомагистралей ведет к ухудшению экологической обстановки.

В таком случае организация использования земель города должна быть согласована с экологическими нормами и правилами проектирования. Должен строго регулироваться вопрос плотности застройки, этажности, размещения дорог, инженерных коммуникаций, обязательно предусматриваться включение в застроенные территории крупных открытых пространств типа парков, лесопарков, водоемов. Очень важным является равновесие между составляющими основной пространственной организации города: производством, жилищем, отдыхом .

На небольшой территории города сконцентрированы крупные производственные и сопутствующие им вспомогательные объекты и сооружения, большие жилые районы и прочие функциональные зоны. Все это в совокупности оказывает антропогенный прессинг на окружающую среду, что приводит к сбоям природных систем и их деградации. Ухудшение экологической обстановки влечет за собой ухудшение состояния здоровья населения.

Деградация территории (изменение несущей способности грунтов, уменьшение гумуса в пахотном горизонте, засоление, заболачивание, подтопление и т.п.) приводят к уменьшению производства продукции и к удорожанию ее себестоимости, увеличению издержек производства и прочих непроизводственных затрат. В конечном итоге восстановление природной системы обойдется намного дороже, нежели изначальная организация использования земли с учетом экологических правил и законов .

Будущее за городами, в которых человек будет по-настоящему чувствовать себя частичкой природы. Для проектирования такого города, который был бы созвучен человеческой природе, необходимо учитывать

не только экономические потребности человека (производственные мощности, численность населения, площади застройки и т.п.), но и экологические возможности (критическая емкость) ландшафта.

Для достижения экологического равновесия требуется принципиально новый подход к хозяйственной деятельности, к организации рационального землепользования и природопользования.

Рациональное переустройство урбанизированных и пригородных территорий, - подчеркивает известный географ А.Т. Исаченко, - должно основываться не на поверхностном учете случайных неоднородных данных о тех или ин ых природных компонентах, а на принципах современного ландшафтоведения .

Таким образом, отмечая целый ряд существенных изменений в экономической и градостроительной сфере, необходимо в первую очередь подчеркнуть значимость решения проблемы эколого-ландшафтной организации территории города на основе комплексной оценки.

Отсюда следует, что эколого-ландшафтная организация территории города, в строгом соответствии с градостроительным и земельным законодательством Российской Федерации, позволит сохранить устойчивость природно-территориального комплекса.

В данной работе использованы методические подходы к проведению комплексной оценки городских земель на ландшафтно-экологической основе следующих авторов: В.В. Владимирова, А.П. Вергунова, А.Т. Исаченко, Н.Ф. Реймерса, В.Л. Сидорчука, С.В. Костарева, З.Ф. Кочергиной, Е.Н. Малышева, М.А. Подковыровой, Ю.М. Рогатнева.

В исследования включены научно-теоретические основы градостроительных факторов инженерного освоения и развития крупных городов, изложенные в учебной и научной литературе А.М. Богдановым, В.В. Артеменко, Н.Н. Михайловым.

Проведенное в данной работе ранжирование городской территории основано на методе кластерного анализа и опыта его использования в кадастровой и градостроительной практике Российской Федерации .

Приложение И

Пример использования метода научного исследования

3.1 Методы научных исследований, используемые при комплексной оценке городских земель

Тема выпускной квалификационной работы: «Комплексная оценка территории города Омска».

Целью разработки ВКР является анализ эколого-ландшафтной организации территории города на основе его комплексной оценки и разработка территориальной модели устойчивого развития.

В качестве объекта исследования принят урбанизированный ландшафт г. Омска.

Для достижения цели поставлены следующие задачи :

1. Анализ научно-теоретических основ оценки городских земель.

2. Установление ландшафтных и градостроительных закономерностей формирования и использования территории города.

3. Установление факторов оптимальной эколого-ландшафтной организации городской территории.

4. Разработка методических положений по осуществлению комплексной оценки городских земель с учетом приоритетности экологического фактора.

5. Комплексная оценка городской территории.

6. Разработка и обоснование территориальной модели города устойчивого развития.

В выпускной квалификационной работе представлен анализ: действующих методик комплексной оценки городских земель; методов оценки и анализа эколого-ландшафтной организации территории города

и предложены собственные методические подходы к формированию территориальной модели целевого использования городских земель устойчивого развития.

В качестве рекомендуемых для проведения данного исследования методов можно назвать: метод корреляционно-регрессионного анализа; метод анализа иерархий; метод группировки (экономико-статисический метод); метод кластерного анализа, метод моделирования, прием аналогии, анализа и синтеза и др.

3.2 Обоснование и описание метода кластерного анализа

Изучение и анализ содержания выше названных методов позволили определиться в выборе одного из методов, а именно – методе кластерного анализа для решения задачи, связанной с разработкой модели целевого использования земель города.

Методы кластерного анализа – это методы, основанные на раз-

биении объектов на однородные категории (то есть все объекты в одной группе сходны между собой в соответствии с некоторой мерой), при этом каждый объект принадлежит только одному классу. Данное положение определило выбор метода кластерного анализа в целом, так как исследуемую городскую территорию необходимо проранжировать по степени благоприятности к ее целевому использованию на перспективу.

Особый интерес представляет метод Варда, построенный на методах дисперсионного анализа, необходимого для оценки расстояний между кластерами. Данный метод, построенный на использовании Евклидового расстояния, позволяет оценить объект (в данном случае городскую территорию) в многомерном пространстве, исключая простоту расчета средних величин.

Евклидово расстояние – геометрическое расстояние в многомерном пространстве, которое вычисляется следующим образом:

(x , y )= [ ∑ i (x i − y i )2 ] 12 ,

где (x,y) – Евклидово расстояние; x i , у i – координаты i-ой точки.

Что касается городских территорий, то оценка классов, может быть представлена степенью благоприятности каждого оценочного участка (земельного участка, кадастровой территориальной оценочной единицы, объекта городской недвижимости) к конкретному виду его использования.

Итак, кластерный анализ представляет собой совокупность различных процедур, позволяющих произвести разделение совокупности объектов на группы или кластеры. Кластерный анализ сжимает данные в классификацию объектов, в формирование массивов, групп, кластеров.

Большое достоинство кластерного анализа в том, что он позволяет производить разбиение объектов не по одному параметру, а по целому набору признаков (факторов, индикаторов). Кроме того, кластерный анализ в отличие от большинства математико-статистических методов не накладывает никаких ограничений на вид рассматриваемых объектов и позволяет рассматривать множество исходных данных практически произвольной природы, например показателей: уровень озеленения территории, степень деградации почвенного покрова, химическое загрязнение водного и воздушного бассейнов и т.д. Кластерный анализ позволяет анализировать крупные информационные массивы и делать их компактными и наглядны-

ми (рис. 3.1) .

Задача кластерного анализа заключается в том, чтобы на основании данных, содержащихся во множестве Х , разбить множество объектов G на m (m – целое число) кластеров (подмножеств) Q 1 , Q 2 ,......Q m , так, чтобы каждый объект G j принадлежал одному и только одному подмножеству раз-

биения и чтобы объекты, принадлежащие одному и тому же кластеру, были сходными, в то время как объекты, принадлежащие разным кластерам были разнородными.

Каждый критерий представляет собой некоторый функционал, выражающий уровни желательности различных делений и группировок, который принято называть целевой функцией. В многомерной статистике в качестве целевой функции выступает внутригрупповая сумма квадратов отклонения:

W = ∑ (x j − x)

= ∑ x 2 j

∑ x j ,

j= 1

j= 1

j= 1

где W - внутригрупповая сумма квадратов отклонения; x j – представляет собой измерения j-го объекта.

Для решения задачи кластерного анализа при ранжировании, например городской территории определяются понятия сходства и ра з- нородности.

Объекты i -ый и j- ый попадают в один кластер, когда отдаленность между точками X i и X j достаточно мало и наоборот. Следовательно, попадание в один или разные кластеры объектов определяется расстоянием между X i и X j из E р , где E р – р -мерное Евклидово пространство.

Понятием, противоположным расстоянию, является понятие сходства между объектами G i и G j . Неотрицательная вещественная функция S(X i ,X j )=S y называется мерой сходства .

Важным вопросом в проведении исследования является выбор необходимого числа кластеров. Проведенные нами исследования показали, что наиболее четкая картина дифференциации городских территорий по определенным критериям (признакам) начинается при 4 кл а- стерах (не менее).

Матрица расстояний основана на идее дендограммы или диаграммы дерева. Дендограмма определяется как графическое изображение результатов процесса последовательной кластеризации. С помощью дендограммы графически изображается процедура кластеризации.

Способ построения дендограмм отображает объекты горизонтально, результаты кластеризации вертикально. Значение расстояний или сходства, отвечающее строению новых кластеров, изображаются по вертикали прямой поверх дендограмм (рис. 3.2).

Поставленная цель достигается путем классификации структурных элементов территории, т.е. объединения объектов в классы по комплексу признаков на основе мер сходства (различия). Выбор пр и-

знаков, характеризующих объект, осуществляется согласно специфике поставленной задачи.

Формальную постановку задачи зонирования неоднородных территорий можно сформулировать следующим образом. Исходное множество элементарных территориальных объектов, каждый из которых описан некоторым вектором признаков, разделить на некоторое число подмножеств так, чтобы каждый объект принадлежал одному из выделенных подмножеств, объекты одного подмножества были сходными, а объекты разных подмножеств - разнородными.

Для решения сформулированной задачи целесообразно использование математического аппарата, в частности, метода многомерного статистического анализа. Предлагается формализация и решение задачи зонирования территорий на базе метода кластерного анализа, который представляет собой широкий сектор классификационных алгоритмов, позволяющих провести разбиение множества объектов на по д- множества по комплексу признаков как качественных, так и количественных. Формирование классификационной структуры опирается на понятие однородности класса, характеризуемое мерой близости объектов в пространстве n-признаков. Сведение процесса зонирования городских территорий к чисто математическому методу возможно только на основе детальной формализации содержательных основ зонирования и является перспективным.

3.3 Методика исследования

Изучение проблемы экологизации городских территорий, формирования городского землепользования устойчивого развития позволило определиться в методике проведения комплексной оценки города и совершенствования сложившейся эколого-ландшафтной организации его территории.

Методика исследования заключается:

в подготовке, изучении и анализе нормативно-правовой и технической документации, регламентирующей градостроительное освоение, градостроительную и землеустроительную деятельности (в условиях исследуемого объекта);

в сборе исходной информации об объекте исследования;

в проведении анализа сложившегося ландшафтного, экологического состояния, территориального, социально-экономического и градостроительного использования земель города;

в изучении и анализе действующей системы методик по комплексной и по факторной оценке городских земель в России и за рубежом;

в разработке системы индикаторов, факторов и показателей комплексной оценки;

в выборе и обосновании используемых методов оценки;

в выполнении необходимых видов зонирования территории;

в установлении эколого-ландшафтного состояния территории города;

Согласно принятой нами методике проведения комплексной оценки земель города предлагается: использовать балльную шкалу оценки по показателям; показатели и балльные шкалы определять и с- ходя из особенностей исследуемого объекта; зонирование территории проводить по наиболее важным показателям; уровень благоприятности территории населенного пункта устанавливать с применением многофакторного анализа, что следует считать наиболее достоверным; результаты многофакторного анализа считать результатом комплексной ландшафтно-экологической оценки; зонирование территории по данному виду оценки проводить на основании полученного в результате исследования ранжирования городских земель; сформировавшийся опорный целевой каркас считать основой при планировании использования незастроенных территорий в границах города и потенциально вовлекаемых из пригородной зоны.

Разработка механизма зонирования городских и иных территорий представляет особый интерес, поскольку проблема построения общей теории еще не решена. Основой для любого зонирования является решение задачи деления территории на однородные зоны. Данный методический подход можно рекомендовать для проведения по факторной и комплексной оценке территории крупных городов.

Комплексная оценка земель проведена на территории двух административных округов г.Омска: Центрального и Советского, имеющих определенные отличительные особенности в своем формировании.

Материалы экологической оценки территории Центрального АО показали, что его территория вошла в четыре группы или кластера, характеризующихся соответствующей балльной оценкой относительно уровня экологической благоприятности (рис. 3.1).

Территория с экологически благоприятным уровнем для жилой и общественно-деловой застройки, рекреационного и сельскохозяйственного использования составляет высокий процент от общей площади округа - 54.7% и охватывает в основном периферийный массив в с е- верной и южной частях округа; территория с относительно благоприятным уровнем использования не так значительна по площади (18.6%) и плотно примыкает к первому массиву кварталами усадебной з а- стройки; территория с ограничениями в использовании составляет

7.8%, она вытянулась вдоль водных артерий; городская территория с неблагоприятным уровнем использования сосредоточилась в центральной части округа с наиболее интенсивным использованием наземного и подземного ее пространства (18.9%).

153 166 132 129 113 164 158 126 155 110 162 116 115 148 157 128 131 130 108 136 119 161 107 125 112 100 121 165 120 _ 124 123 _ 169 168 167 118 156 145 146 142 117 160 147 139 141 _ 111 127 _ 154 159 _ 57 56 68 55 44 34 72 32 67 90 _ 105 _ 53 35 _ 143 _ 18 19 _ 171 170 173 174 172 152 135 177 175 138 150 137 180 176 151 149 134 181 144 _ _ 179 _ 52 29 37 11 20 64 49 38 65 50 41 _ 39 91 80 77 75 _ 103 _ 17 86 84 81 88 _ 102 101 _ 14 16 23 10 97 74 _ 104 _ 71 92 45 47 _ 114 _ 109 _ 78 _ C178

122 _ C _ 106 _ C _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 133 _ C _ 140 _ C _ _ C _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ C _ C _ _ C _ C _ C _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 182 _ C C _ C _ _ _ _ _ C C _ _ _ _ C C C C _ _ _ _ C _ C _ _ _ _ _ C _ _ C _ C _ _ C _ _ C _ C _ _ _ _ C _ C _ C C _

C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C C

Рис. 3.2 – Дендрограмма группировки участков по результатам экологической оценки территории Центрального АО

Значительное расхождение между выделенными территориальными массивами (кластерами) выразилось в значениях таких показателей, как: загрязнение воздушного бассейна, подтопление, плотность населения, уровень озеленения, влияние водных артерий природного происхождения. Однако вся территория данного округа характеризуется загрязнением почв, различна лишь степень загрязнения. Относительно массивов можно отметить, что массив первого кластера характеризуется более высоким уровнем озеленения и наименьшей степенью загрязнения почвенного покрова. Наибольшее влияние на формирование массива второго кластера сыграло наличие санитарно-защитных зон. В третий кластер вошли участки городской территории с худшими показателями по озеленению, высокой степенью подтопления, загрязнения почвы и воздуха. Четвертый кластер благодаря наличию значительных по площади природных ландшафтов вошел в зону с ограничением в использовании (рис. 3.3).

Анализ результатов градостроительной оценки позволил отметить, что в сформированной модели градостроительного использования городских земель на примере Центрального АО наиболее благоприятная территория для использования под жилую, общественно-деловую застройку и рекреацию составляет 40% от общей территории округа, с ограничениями для данного использования - 42% и 18% - полностью ограниченные.

Результаты комплексной оценки городских земель охарактеризовали более жесткий режим группировки участков относительно разработанной шкале факторов и показателей благодаря экологическому подходу. Неблагоприятные (по совокупности факторов) оценочные участки занимают 2129,8 га (19.7%) и с

ограничением в использовании - 812,1га (7.5%). Относительно расположения данные участки сконцентрированы в общественно– деловой зоне города, имея ленточный рисунок на протяжении рек Иртыша и Оми (рис. 3.3).

Рис. 3.3 – Схема комплексной оценки территории Центрального АО

Наличие в данном административном округе крупных массивов с благоприятными и относительно благоприятными условиями функционирования города как природной, социальной и антропогенной системы, позволило сделать вывод о том, что это далеко не интенсивно используемые городские земли, поэтому дальнейшее их инженерное освоение должно вестись только на ландшафтно - экологической основе, опираясь на экологический (зеленый) каркас города.

Уровень экологической устойчивости территории в пределах округов показатель варьирует от 0,15 до 0,40, что свидетельствует о низком и среднем уровне экологической устойчивости урбанизированного ландшафта. Полученные данные по ранжированию городской территории сформировали опорный каркас целевого использования земель города на перспективу и определили ключевые моменты как в рациональном использовании городских земель, так и в разработке комплекса мероприятий по экологической стабилизации г.Омска.

Приложение К

Пример написания заключения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выпускная квалификационная работа на тему: «Комплексная оценка территории города Омска» разработана в соответствии с программой и заданием на разработку ВКР.

В выпускной квалификационной работе дана общая характеристика г.Омска, представлен анализ природно-климатических, экологоландшафтных и социально-экономических условий формирования и развития территории города как социально-экономической и природноантропогенной системы. Выявлены приоритетные экологические, экономические и социальные проблемы в развитии г.Омска.

В выпускной квалификационной работе на основе проведенного анализа ряда методик по оценке городских территорий предложена собственная методика данного вида оценки, отличительной чертой которой является эколого-ландшафтный подход к рассмотрению объекта оценки и его предмета. В выпускной квалификационной работе предлагается:

1. В качестве основного критерия оценки принять ландшафтноэкологические условия.

2. При оценке использовать балльную шкалу.

3. Показатели и балльные шкалы формировать исходя из конкретных региональных природных, экологических, экономических и социальных особенностей исследуемой городской территории.

4. Уровень благоприятности территории к определенному виду целевого использования (как показатель) устанавливать с применением многофакторного анализа.

5. Зонирование территории проводить на основании полученного ранжирования оценочных участков при формировании кластеров (групп).

6. Конечным продуктом комплексной оценки считать опорный целевой каркас с информационным блоком, включающим комплект специализированных карт.

7. В качестве оценочной территориальной единицы следует принять наименьшую кадастровую территориальную единицу (или «кадастровый квартал»), что потребует кадастрового переструктурирования территории г.Омска, так как существующая кадастровая организация не обеспечивает формирование актуальной базы данных об объекте оценки.

По результатам комплексной оценки административным округов г.Омска установлено, что:

1. В границах города площадь с благоприятными условиями для рекреационного, сельскохозяйственного использования, а также жилищного

строительства варьирует от 40 до 72,8 % от общей площади округов, от 27 до 60 % территория округов находится в зоне неблагоприятного состояния или с ограничениями в использовании.

2. Уровень экологической устойчивости территории города по административным округам варьирует от 1,15 до 0,40, что свидетельствует о низком и среднем уровне экологической устойчивости урбанизированного ландшафта.

3. Наличие в административных округах крупных массивов с благоприятными и относительно благоприятными условиями функционирования города, позволяет сделать вывод о том, что это далеко не интенсивно используемые городские земли, поэтому дальнейшее их инженерное освоение должно осуществляться только на ландшафтно-экологической основе, опираясь на систему экологического каркаса города.

4. В основу концепции формирования модели экологического каркаса города предлагается положить принцип взаимного влияния городской территории и его пригородной зоны. В связи с этим, ЭКТ г. Омска получит свое развитие на базе планировочного каркаса, каркаса расселения, включая каркас пригородной зоны, а также опорного каркаса целевого использования городских земель, с учетом всех составляющих его элементов. Общая площадь ЭКТ г. Омска составит 196,11 тыс. га (47 ,17% от общей площади г. Омска и его пригородной зоны).

Проектные разработки получили экономическое обоснование. Реализация разработанного комплекса мероприятий по экологической стабилизации г.Омска позволит сократить общий ущерб от деградации городских земель только на территории одного из административных округов на сумму 122,05 млн руб.

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Структура и объем

Выполненная дипломная работа переплетается в жесткий переплет.

В выпускной квалификационной работе должны содержаться следующие структурные части в порядке их следования:

1. В начало дипломной работы после верхнего листа обложки (перед титульным листом дипломной работы) вшиваются файлы в количестве 5 штук, предназначенные для последующего вложения в них документов (задания, отзыва, рецензии и др.).

Отзыв руководителя (вкладывается);

Рецензия (вкладывается);

Задания и др. (вкладываются)

2. Титульный лист (правила оформления см. приложение 4);

4. Перечень условных обозначений, специальных терминов и сокращений (желательно, но не обязательно);

5. Введение;

6. Основная часть:

1) теоретическая часть;

2) практическая часть;

7. Заключение (выводы);

8. Библиография (литература);

9. Приложения.

10. На обратную сторону нижнего листа обложки наклеивается конверт (карман) для размещения в нем носителя с электронной копией дипломной работы (диска).

Объем ВКР составляет 50-60 страниц, включая титульный лист, но, не включая приложений.

Введение является очень важной составной частью дипломной работы. Введение раскрывает обоснование необходимости исследования выбранной проблемы и представляет схему проведения дипломного исследования.

Введение дипломной работы, как правило, занимает 3-5 страниц печатного текста.

Во введение должно быть отражено:

1. Обоснование выбора темы. Актуальность дипломной работы; степень разработанности исследуемой темы; проблемы.

2. Объект и предмет исследования.

3. Цель и задачи (они раскрывают путь к достижению цели).

4. Методы, используемые при написании дипломной (курсовой) работы.

5. Научная новизна и практическая значимость исследуемой проблемы.

6. Краткое описание структуры дипломной работы.

Актуальность темы дипломной работы характеризует ее современность, жизненность, насущность, важность, значительность. Иными словами – это аргументация необходимости исследования темы дипломной работы, раскрытие реальной потребности в ее изучении и необходимости выработки практических рекомендаций.

Актуальность дипломной работы не должна занимать более 1,5 листа введения дипломной работы.

Обязательно должны присутствовать следующие слова: актуальность и практический аспект данных проблем связаны с «тем…» или «актуальность дипломной работы заключается (или проявляется) в следующем….» или «вопросы, касающиеся того-то и того-то являются очень актуальными, либо просто Актуальность дипломной работы, а потом начинаете с нового предложения.



После описания актуальности темы можно указать: актуальность темы дипломной работы связана со значительным распространением исследуемого явления и заключается в необходимости разработки рекомендаций по совершенствованию работы в рассматриваемой области.

Объект исследования дипломной работы – это определенная область реальности, социальное явление, которое существует независимо от исследователя.

Предмет исследования – это значимые с теоретической или практической точки зрения особенности, свойства или стороны объекта. Предмет исследования показывает, через что будет познаваться объект. В каждом объекте исследования существует несколько предметов исследования и концентрация внимания на одном из них означает, что другие предметы исследования данного объекта просто остаются в стороне от интересов исследователя.

Объект всегда шире, чем его предмет. Если объект - это область деятельности, то предмет – это изучаемый процесс в рамках объекта дипломной работы. Предмет во введении к дипломной работе указывается после определения объекта.

Пример № 1

Объектом дипломной работы является процесс формирования и описания личных дел сотрудников организации.

Предметом дипломной работы является нормативно-правовая база по описанию и формированию личных дел.

Пример № 2

Объектом исследования является организация делопроизводства на предприятиях малого и среднего бизнеса.

Предметом исследования являются нормативно-правовая база по организации делопроизводства на предприятиях малого и среднего бизнеса.

Пример № 3

Объектом исследования является ООО «Новый архив», основным видом деятельности, которого является предоставление услуг по описанию, хранению и уничтожению документов.

Предметом исследования являются особенности проведения работ по описанию, хранению и уничтожению документов на различных носителях.

Пример № 4

Объект исследования – создание архива предприятия.

Предмет исследования – нормативно-правовая база работы архива предприятия, состав документов, подлежащих архивному хранению.

Пример № 5

Объектом исследования является анализ документооборота предприятия.

Предметом исследования – нормативно-правовая база организации документооборота, статистические данные документооборота.

Цель дипломной работы показывает то, чего хочет достичь студент в своей исследовательской деятельности, цель показывает как необходимо достигнуть конечный результат в дипломной работе.

Пример. Целью дипломной работы является рассмотрение организации документооборота на предприятии, выявление актуальных проблем, возникающих в ходе организации документооборота, а также поиск путей совершенствования документооборота.

Задачи раскрывают путь к достижению цели. Каждой задаче, как правило, посвящена глава дипломной курсовой работы. Задачи могут вводиться словами:

Выявить;

Раскрыть;

Изучить;

Разработать;

Исследовать;

Проанализировать;

Систематизировать;

Уточнить и т.д.

Количество задач должно быть 4-5. Задачи обязательно должны быть отражены в заключении, выводах и рекомендациях.

Пример. Задачами дипломной работы в связи с указанной целью являются:

1. изучить нормативно-правовую базу по организации документооборота на предприятии;

2. исследовать схему организации документооборота на предприятии;

3. раскрыть особенности документооборота на данном предприятии;

4. сравнить количественные показатели документооборота на предприятии за последние 3 года;

Можно начать так: «Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: 1., 2., 3. и т.д.

Методы исследования. Методы – это способы, приемы познания объекта. В любой дипломной работе используется метод анализа литературы, анализа нормативно-правовой документации по теме дипломной, а также анализ документов, архивов и проч.

В дипломной работе вы можете написать следующие используемые методы:

Анализа литературы;

Анализа нормативно-правовой документации по теме дипломной;

Изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;

Сравнение;

Интервьюирование;

Моделирование;

Теоретический анализ и синтез,

Абстрагирование,

Конкретизация и идеализация,

Индукция и дедукция,

Аналогия,

Классификация,

Обобщение,

Исторический метод,

Специально-юридический и сравнительно-правовой.

Научная новизна дипломной работы формулируется в зависимости от характера и сущности выбранной темы диплома. Научная новизна формулируется по-разному для теоретических дипломов и дипломов практической направленности.

Так, в первом случае она определяется тем, что нового внесено в теорию и методику исследуемого предмета, а во втором – она определяется результатом, который был получен впервые, подтвержден или обновлен либо развивает и уточняет сложившиеся ранее научные представления об исследуемом предмете и практические достижения.

Практическая значимость зависит от новизны дипломной и обуславливает необходимость ее написания. Иными словами определить практическую значимость – значит определить результаты, которые требуется достигнуть. Это очень важный элемент введения к дипломной работе.

Краткое описание структуры. В заключение раздела «введение» необходимо описать структуру дипломной работы.

Примеры:

1. «Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.

В первой главе рассматривается нормативно-правовая база по организации документооборота на предприятии.

Вторая глава посвящена схеме документооборота на предприятии.

В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме».

2. Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.

В первой главе рассматриваются понятие документооборота. Во второй главе раскрываются особенности организации документооборота на конкретном предприятии. Третья глава посвящена вопросам совершенствования системы документооборота на предприятии.

В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.

Часто ВКР ошибочно принимают за дипломный проект в высшем учебном заведении. На самом же деле эта выпускная работа в любом профессиональном учреждении образования, готовящем к выпуску специалистов. А это и колледжи, и техникумы, и прочие не вузы, но уже и не школы.

Определение: что такое ВКР?

Выпускная квалификационная работа – один из видов финальных аттестационных испытаний учащихся, которые завершают обучение по основной образовательной программе среднего профессионального учреждения.

Для ее написания необходимо обладать определенным набором качеств . Но кроме наличия личной характеристики нужно будет выполнить и ряд более существенных требований.

Такая работа должна проводиться в соответствии с методическими указаниями и правилами по написанию ВКР, а также со следующими государственными документами:

  • с Федеральными государственными образовательными стандартами по специальностям и профессиям СПО (среднего профессионального образования);
  • Порядком проведения Государственной итоговой аттестации по образовательным программам СПО;
  • Положением о Государственной итоговой аттестации выпускников образовательного учреждения.

О чем нам говорит принадлежность ко всем этим документам? О том, что ВКР – это обязательная часть ГИА. Именно она является подтверждением того, что профессиональная подготовка выпускника соответствует всем ГОСТам выбранной специальности или профессии. Ведь в ней отображаются знания студента в выбранной тематике, уровень его подготовленности по профессии, способности к анализу и систематизации собранных данных, обобщению, решению дидактических задач в специализированной деятельности.

Цель ВКР

Выпускная квалификационная работа является систематизацией и закреплением теории в определенной специальности в ходе решения практических задач по исследованию и анализу, выявление способностей к самостоятельной работе.

Вот почему одним из требований к написанию ВКР выступает не формальный, а творческий подход к выбору темы, составлению плана выполнения выпускной квалификационной работы, а также порядку ее написания и оформлению.

Тематика ВКР

Тематику выбирают согласно своей квалификации. Ее можно выполнять:

  • по специальности (в виде дипломного проекта),
  • по профессии (в виде практической ВКР и письменной работы).

Согласно методическим рекомендациям по выполнению/написанию выпускной квалификационной работы, тему необходимо выбирать в соответствии с современными требованиями развития науки, техники, экономики, производства, культуры, экономики и других важнейших сфер жизни человека.

Задачи ВКР

Еще одно определение гласит:

Выпускная квалификационная работа – это итоговая аттестационная научно-исследовательская работа учащегося, которая выполняется на последнем курсе обучения, представлена в письменном виде и соответствует всем требованиям и методическим указаниям по написанию ВКР.

По окончании колледжа ВКР призвана решить следующие задачи :

  • помогает выполнить проверку соответствия уровня и качества полученных знаний студентов и их готовность к работе по специальности;
  • получить углубленные теоретические знания;
  • развить навыки и умения самостоятельной умственной работы;
  • совершенствовать навыки самостоятельного изучения важной литературы (учебной или профессиональной);
  • выработать навыки анализа и обобщения передового профессионального опыта, а также собственного опыта в профессиональной деятельности по выбранной специальности в период обучения;
  • узнать и усвоить суть методов проведения научного исследования, выработать умения создавать свои методики исследований.

Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы – это не единственная помощь в ее создании. Немалую роль играет научный руководитель. Он поможет составить четкий план графика выполнения ВКР, а также подготовить рукопись к защите.

Кроме того руководитель дает рецензию на ВКР, сравнивая ее с готовым образцом написания.

Примеры написания рецензии на выпускную квалификационную работу можно посмотреть тут:

В рецензии руководитель подтверждает, что лично ознакомился с содержимым и частично несет ответственность за любые указанные в работе сведения, за их достоверность и оформление. Поэтому в его интересах максимально дотошно подойти к своей работе: помощи в подготовке рукописи, составлению замечаний для исправления студентом. Впрочем, полную ответственность за содержимое все же несет сам автор работы.

Методика написания ВКР

Существует определенная методика выполнения выпускной квалификационной работы, по качеству выполнения которой в первую очередь оценивает комиссия.

Итак, вот основные пункты, на которые стоит обратить внимание при подготовке к сдаче.

Объем работы

По объему рукопись не должна быть чрезмерно большой. При стандартном шрифте 14 кеглем на листах формата А4 оптимальный размер работы – 50 листов.

Конечно, это не закон, и при необходимости вы можете превысить указанную цифру. Но скорее всего лишний объем просто не будет учтен членами комиссии (проще говоря, лишние листы даже не будут прочтены).

Оформление

ГОСТы были созданы для того, чтобы кто-то их соблюдал. Поэтому любой учащийся при подготовке ВКР должен уметь грамотно ее оформлять, ведь соответствие нормам – первое, на что смотрят члены ГАК.

Не стоит надеяться, что научный руководитель или члены ГАК не обратят внимания на некорректное оформление. В рецензии даже есть пункт, оценивающий качество оформления работы.

Итак, аккуратно подготовленный документ должен быть написан:

  • в строгом научном стиле;
  • внятно, логично, последовательно;
  • с изложенными основными материалами, необходимыми для выпускной работы.

Основные материалы для выпускной работы – это постановка целей и задач, довод научных публикаций по тематике, описание методов и этапов решения задач, демонстрация и анализ полученных результатов.

Кстати! Для наших читателей сейчас действуют привлекательные скидки как на сами работы, так и на составные части выпускных работ .

Структура ВКР

Как и любая другая работа, ВКР обладает строгой структурой. Ничего нового, стандартные:

  • титульный лист,
  • оглавление,
  • аннотация,
  • перечисление основных терминов и их определения, аббревиатур с краткой расшифровкой,
  • введение на пять страниц,
  • основная часть (теория и практика, разбитые на параграфы по 5 страниц каждый),
  • заключение на две-три страницы
  • библиографический список,
  • приложения.

Но это еще не все. Прежде чем начать работать над основной работой, вам обязательно понадобятся и дополнительные документы:

  • задание на написание ВКР;
  • план написания ВКР с перечислением дат планируемого и реального срока работы над каждой отдельной частью;
  • рецензия научного руководителя;